Асоева Лейла
Организация мини-музея «Часы» в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Организация мини-музея в младшем дошкольном возрасте
Асоева Лейла Анваровна
Воспитатель ГБДОУ детский сад № 2
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Аннотация. Дошкольную ступень образования можно рассматривать как подготовительный этап для музейной педагогики. В процессе познавательной и игровой деятельности в детском саду ребенок знакомится с таким важным явлением культурной жизни общества, как музей. Формами музейной педагогики является картинная галерея, экспозиции фотографий, репродукции картин и детские творческие работы, создание коллекций. Музейная педагогика предполагает наличие исследовательской и проектной деятельности с детьми. Метод проектов в ДОУ целесообразно рассматривать как один из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста. Одной из интересных и эффективных форм работы с детьми является создание мини-музея. Мини-музей позволяет сделать слово «музей» привычным и привлекательным для воспитанников. Экспонаты мини-музея могут использоваться для проведения образовательной деятельности, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
Публикация «Организация мини-музея „Часы“ в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Средняя группа
- Часы, часики. Мини-музеи
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
ФГОС ДО в качестве одного из приоритетов выделяет формирование эмоционального интеллекта
у детей, начиная с младшего дошкольного возраста.
Стоит отметить, что в период санитарно-эпидемиологических ограничений многие технологии работы не могут быть использованы. Поэтому данный проект акцентирует внимание на дистанционных технологиях работы: переносная экспозиция, освещение деятельности на различных интернет-площадках, экскурсии в формате «онлайн».
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок. Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать свою деятельность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Дети среднего дошкольного возраста уже прекрасно осведомлены, для чего нужны часы, им интересно, как они работают. Потому тематика музея «Как поймать время» уже в среднем возрасте является актуальной и интересны детям.
Описание интересных моментов
Создание мини музея «Как поймать время. Экспозиции «Часики» и «Календари».
Переносной мини музей «Тикающий чемодан».
Виртуальная экскурсия в мини музей «Как поймать время».
Картотека познавательных тематических Интернет-ресурсов.
Ключевые слова
Детско- родительский проект
Образовательный процесс
Воспитание культуры
Мини музей
Цель- Создание системы работы по формированию временных представлений у дошкольников через деятельность мини-музея.
Основные задачи проекта.
Для детей:
1. Формировать представление о музее. Познакомить дошкольников с временными понятиями посредством мини-музея «Часы».
2. Формировать проектно-исследовательские умения и навыки.
3. Расширять знания детей об умениях людей ориентироваться во времени с древних времен и по сей день
4. Познакомить детей с различными видами часов и календарей.
5. Дать представление о единицах измерения времени.
6. Формировать привычку рационального использования времени.
Для педагогов:
1. Обогащать воспитательно-образовательное пространство новыми формами.
2. Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей.
3. Создать условия для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализации проекта;
4. Способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений педагогов, специалистов и родителей в процессе разработки и реализации проекта.
Для родителей:
1. Стимулировать к совместной деятельности с детьми при создании продуктов проекта.
2. Активизировать творческую деятельность родителей через участие в конкурсах, при сборе экспонатов музея.
3. Способствовать установлению партнёрских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
Проект включает в себя этапы
Подготовительный
Практический
Заключительный
1. Подготовительный:
- подготовка теоретического и практического материала для работы по проекту (книги и энциклопедии, образцы различных материалов);
- знакомство с информацией по теме в литературе и в интернет-ресурсах;
- составление плана мероприятий.
2. Практический:
- совместная деятельность педагогов и детей с учетом образовательных областей;
- включение в учебно-воспитательный процесс разнообразных занятий, мероприятий по изучаемым темам, направлениям и вопросам;
- активизация взаимодействия родителей с детьми по повышению к музею.
3. Заключительный (оформление результатов) :
- подведение итогов деятельности в рамках проекта;
- результаты эффективности проектной деятельности;
- презентация результатов проектной деятельности (виртуальная экскурсия, переносной мини музей).
По итогам проекта осуществлялась работа по реализации задачи содержания практически всех образовательных областей. Данный проект способствовал формированию не только познавательного интереса, художественно – эстетического вкуса у детей, но и имел социальное значение. Перспективность этого проекта заключается в возможности его дальнейшего использования с целью нравственно – патриотического воспитания, расширения взаимодействия родителей и детского сада по вопросам воспитания детей, закладывания основ духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способным к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Так же по итогам проекта было сделано следующее:
Официальное открытие музея в группе (с размещением на онлайн площадках).
Виртуальная экскурсия в мини музей (размещение в телегам канале и на страничке детского сада).
Экскурсия для переносного музея.
Выставка «Часы мечты».
Литература
1. Рыкова Татьяна Анатольевна Музейная педагогика в ДОО
2. Музейная педагогика : учебно-методическое пособие Ефремова, Н. Г. ; Тимофеев, Андрей Петрович (педагог) 2011
3. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательном контексте Мышева, Татьяна Петровна 2008
4. Музейная педагогика в структуре средней и высшей школы : монография Вишина, Галина Викторовна ; Соловьева, Наталья Викторовна (д-р пед. Наук 1953 2006)
5. Музейная педагогика и школа в единой воспитательно-образовательной системе Якутии : монография Решетникова, Мария Ивановна 2009