Наталья Воронцова
Организация логопедической помощи детям в условиях консультативно-методического центра
▼ Скачать + Заказать документы
В статье рассматриваются вопросы организации логопедической помощи родителям детей, не посещающих дошкольное учреждение в рамках консультативно-методического центра в условиях ДОУ
Ключевые слова: консультативно-методический центр, логопедическая помощь, диагностическое обследование, консультация, совместное обучающее занятие взрослого и ребенка.
В целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в нашем детском саду создан Консультационный центр.
Консультационный центр является современной формой открытого взаимодействия образовательной организации с родителями, где семья получает методическую и практическую помощь в развитии и обучении детей раннего и дошкольного возраста.
В состав службы входят педагог-психолог, учитель-логопед, мед. сестра. Основная задача службы – обеспечение высокопрофессиональной консультативной, диагностической, коррекционной помощи детям, и их родителям. Служба выполняет следующие функции: сбор информации о проблеме, консультирование родителей по запросам, диагностическое обследование.
Учитель-логопед выявляет уровень речевого развития ребёнка и информирует взрослых о том, как помочь малышу избавиться от речевых недостатков, какие речевые игры и упражнения использовать. Обучает родителей артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастике. Дает рекомендации по проведению развивающих речевых игр в домашних условиях.
С целью решения поставленных задач возникла необходимость выбора форм взаимодействия с родителями в рамках консультативно-методического центра.
Опыт работы показал, что наиболее востребованными и эффективными формами работы учителя-логопеда в рамках центра являются:
Диагностическое обследование речевого развития ребенка
Консультации родителей по вопросам речевого развития детей
Совместное обучающее занятие взрослого и ребенка
Исходя из запросов родителей определяется содержание выше представленных мероприятий.
Примерная тематика проводимых мероприятий и краткое их содержание.
Диагностическое обследование речевого развити:
Тема диагностического обследования: Диагностика речевого развития
Содержание диагностического обследования:
Понимание речи
Словарный запас
Консультации:
Тема консультации: Речевое развитие ребенка 2-го года жизни
Содержание консультации:
Возрастные особенности речевого развития ребенка
Методы и приемы речевого развития ребенка в домашних условиях (игры, игровые упражнения, пальчиковая гимнастика с проговариванием текста, дыхательная гимнастика, чтение художественной литературы)
Тема консультации: Особенности речевого развития ребенка 2-го года жизни
Содержание консультации:
Возрастные особенности речевого развития ребенка
Методы и приемы речевого развития ребенка в домашних условиях (игры, игровые упражнения, пальчиковая гимнастика с проговариванием текста, дыхательная гимнастика, чтение художественной литературы)
Тема консультации: Развитие фонематического слуха
Содержание консультации:
Роль фонематического слуха в формировании речи детей
Упражнения и игры на развитие фонематического слуха
Тема консультации: Движение и речь
Содержание консультации:
Влияние движений на формирование речи
Игры и упражнения с пальчиками
Игры и упражнения с мячом
Тема консультации: Речевое развитие ребенка на первом году жизни
Содержание консультации:
Рекомендуемые игры для стимулирования активной речи
Тема консультации: Как разговорить малыша
Содержание консультации:
Значение игр для речевого развития детей
Разнообразие речевых игр (игры с мячом, игры с пальчиками, звуковая зарядка (звукоподражание, словесные игры)
Тема консультации: Как разговорить ребенка 2-х лет
Содержание консультации:
Речевое сопровождение в ходе совместной деятельности (рассматривание предметов, иллюстраций)
Совместное обучающее занятие взрослого и ребенк:
Тема совместного обучающего занятия взрослого и ребенка: Артикуляционная гимнастика для малышей совместное обучающее занятие взрослого и ребенка
Содержание совместного обучающего занятия взрослого и ребенка:
Значение артикуляционной гимнастики
Особенности подбора и проведения артикуляционных упражнений
Роль взрослого в организации артикуляционной гимнастики
Практическая часть: обучение артикуляционным упражнениям
Тема совместного обучающего занятия взрослого и ребенка: Логопедические занятия для детей 2-х лет: занимаемся дома
Содержание совместного обучающего занятия взрослого и ребенка:
Пальчиковые игры
Артикуляционная гимнастика
Игры на звукоподражание и развитие слуха
Детские стихи
Отсутствие у родителей психолого-педагогических знаний о развитии ребёнка с учётом возрастных особенностей и норм может привести к неадекватной оценке возможностей ребёнка. Так, для многих родителей характерно завышение требований к ребёнку, ориентация на раннее обучение и развитие. А если дошкольник в силу своих возрастных и индивидуальных особенностей не способен усвоить ту программу, которую составили для него взрослые, то у родителей может возникнуть тревога по поводу его развития. Другие же родители склонны считать ребёнка маленьким и несмышленым длительное время. Занижение требований также приносит отрицательные плоды. Поэтому помощь специалистов в условиях консультативно-методического центра необходима. Специалисты, работающие в центре, способны оказать грамотную, квалифицированную помощь на безвозмездной основе.