ольга курендова
Организация коррекционной логопедической работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Современная система логопедической помощи дошкольникам, включающая непрерывный поиск эффективных методов и форм логопедической помощи детям, имеющим различные речевые нарушения, напрямую связана с ведущими тенденциями модернизации целостной системы общего образования и ее базовой – дошкольной – ступени. Обеспечение доступности и качества дошкольного образования является приоритетной задачей и дает новый импульс деятельности специалистов ДОУ.
Публикация «Организация коррекционной логопедической работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями ФГОС до» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Работа логопеда. Логопедия
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, организованные в дошкольном образовательном учреждении также являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему дошкольного образования.
Организация коррекционной - логопедической работы в группах компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с ОНР в условиях ДОУ планируется и реализуется с учетом основных нормативных документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ МинОбрНауки от 17 октября 2013г. №1155);
2. Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012г;
3. Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения;
4. Специальной программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей ( авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина)
• (раздел II п. 2.6) Содержание Образовательной программы ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области) :
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие.
В разделе 2.11.2 прописано, что содержание коррекционной работы включается в содержательный раздел Образовательной программы ДОУ.
Коррекционная работа….
Содержание коррекционной работы в образовательной области «Речевое развитие» ….
Данный раздел должен содержать:
- специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ (группы компенсирующей направленности);
- использование специальных образовательных программ (программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений развития.
Целевые ориентиры ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного (образовательная область «Речевое развитие») На этапе завершения коррекционной логопедической работы в соответствии с программой Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной по преодолению ОНР у детей
• Овладение речью как средством общения и культуры
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения
Развитие речевого творчества
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
Знакомство с книжной культурой, детской литературы
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Ребенок понимает обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы
Фонетически правильно оформляет звуковую сторону речи
Правильно передает слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи
Пользуется в самостоятельной речи ПРП и СП, владеет навыками объединения их в рассказ
Владеет элементарными навыками пересказа
Владеет навыками диалогической речи
Владеет навыками словообразования
Грамматически правильно оформляет самостоятельную речь в соответствии с нормами языка
Использует в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий
Владеет элементами грамот
В ходе коррекционной работы решаются задачи не только образовательной области «Речевое развитие, но и некоторые задачи других образовательных областей:
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ – развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками, развитие социального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности. Весь процесс коррекционного обучения имеет коммуникативную направленность, что чётко прописано в программе по преодолению ОНР Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ - развитие интереса, любознательности, познавательной мотивации, формирование познавательных действий, первичных представлений о себе, окружающем мире, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия понимания произведений искусства (словесного, мира природы, стимулирование сопереживания персонажам.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - приобретение опыта в различных видах двигательной деятельности, направленной на развитие правильного дыхания, координации,
Развитие крупной и мелкой моторики.
Планирование коррекционной работы осуществляется :
o Перспективное планирование в соответствии с программой по преодолению ОНР у детей Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной
o Календарно-тематическое планирование занятий по формированию фонетической стороны речи, лексико-грамматических категорий, развитию связной речи с учетом перспективного планирования и блочно-тематического планирования образовательной программы ДОУ
Таким образом, коррекционная логопедическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, в ДОУ реализуется в контексте с ФГОС ДО и Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации».