Светлана Хурамшина
Организация исследовательской деятельности в образовательных учреждениях как условие приобщения детей к труду
▼ Скачать + Заказать документы
Хурамшина Светалана
г. Екатеринбург
Воспитатель МБДОУ № 562
Организация исследовательской деятельности в образовательных учреждениях как условие приобщения детей к интеллектуальному труду.
ФГОС прописаны целевые ориентиры дошкольного образования и такие социальные и психологические характеристики личности ребёнка,как проявляет любознательность, задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. Склонен наблюдать, экспериментировать, присущи каждому ребенку - дошколенку. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Общество требует, что бы ребенок вырос здоровым, крепким, творческим, думающим, интеллектуально развитым. Интеллектуальное воспитание дошкольников – это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Показателем культуры интеллектуального труда является доказательность суждений, умение сопоставить свою точку зрения с другими. Культура интеллектуального труда характеризуется и степенью овладения специальными навыками и умениями интеллектуальной деятельности (слушать, наблюдать, измерять, вычислять).Среди возможных средств развития интеллектуального труда дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность. В нашем детском саду традиционно присутствуют НОД по ознакомлению с окружающим. Они строятся в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для
Публикация «Организация исследовательской деятельности в образовательных учреждениях как условие приобщения детей к труду» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Но показатели мониторинга развития детей по изучению познавательных интересов были не достаточно высоки: высокий и средний уровень составляли всего 68%.
Тогда решили включить в данное направление метод проектов, т. к. он охватывает весь педагогический процесс, основанный на взаимодействии педагога – ребенка – родителя, способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. Т. к дети первый опыт получают в семье мы подключаем родителей. Для начала мы проводим анкетирование на тему «Детское экспериментирование в семье». Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса. Привлекаем к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Оформляем наглядную информацию в родительском уголке: консультацию на тему «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников, памятку «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», рекомендации: «Проведите с детьми дома» и проводим родительское собрание на тему : «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» на котором родители узнали о форме организации исследовательской деятельности, ознакомились с исследовательскими методами обучения с разновидностями экспериментов. Было проведено открытое занятие для родителей, оформлено папка «Мои открытия». Параллельно изучаем и подбираем психолого-педагогическую литературу, где учитываем возрастные особенности детей. Создаем предметно-развивающую среду и условия для детского экспериментирования. Оформляем лабораторию «Юный исследователь» в доступном месте. В лаборатории размещаются различные емкости, паралон, губки,трубочки, измерительные приборы,воронки, зеркала и т. п. Материалы расположены по темам: «Песок» где дети могут посмотреть, потрогать и сравнить различные виды песка и его свойства «Стекло» дети могут увидеть многообразие стекла, рассмотреть картинки и слайд шоу как получается стекло.
«Бумага» знакомство с видами бумаги и ее свойствами. и т. д. Применялись разнообразные способы познания как наблюдение, экскурсии, опыты, игры-экспериментирование, компьютерные слайд шоу «Вода», «Стекло» сбор коллекций (камни, монеты, ткани, злаки и т. д.) моделирование, тематические выставки, чтение познавательной литературы, исследование, сюжетные игры с правилами, интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, конструирование, создание проблемных ситуаций, событий специально «смоделированных» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему и т. п. Совместное со взрослым обсуждение познавательной проблемы - помогает не только освоить программный материал, но и вызвать неподдельный интерес к миру. Одним из важных условий является раскрытие новых границ познания – так как дети быстро теряют интерес к одному и тому же объекту. Было проведено несколько проектов исследований : «Путешествие в царство Воды», Откуда к нам приходит хлеб», «Осень», «Мир ткани». Цель : называть ткани (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнить ткани по их свойствам; понимать. Что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей и т. п. Результатами работы стали показатели мониторинга развития детей по данному направлению, которые свидетельствуют о правильном пути решения данной задачи. Уровень знаний детей удалось повысить до 93% высокого и среднего уровня. Путей развития потенциала интеллектуальной личности существуют много, но исследовательская деятельность является самой эффективной.