Лучший педагог года

Организация игровой деятельности дошкольников на основе моделей детского фольклора

Бородина Наталья Сергеевна
Организация игровой деятельности дошкольников на основе моделей детского фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

Детский фольклор актуален в качестве специфического «дидактического материала» по воспитанию ребёнка, здорового духом и телом, с опорой на природосообразные и культурно образные формы педагогического воздействия. Приёмы народной педагогики сегодня могут рассматриваться как своеобразные ориентиры с детьми.

В игровую деятельность дети входят как творцы, пользуясь элементарными, доступными им средствами, могут импровизировать, активно проявлять и выражать свои эмоциональные переживания, включать в свой личностный опыт эколого-эстетические ценности, воплощенные в образах искусства. Включение ребёнка в игровую деятельность, организованную по законам бытования искусства устной традиции, является условием эффективного переноса в педагогический процесс механизмов психорегуляции, социализации и эмоционально деятельностного переживания нравственных ценностей.

Публикация «Организация игровой деятельности дошкольников на основе моделей детского фольклора» размещена в разделах

В качестве образной основы игрового творчества детей в таком подходе выступает как детский фольклор, так и художественные произведения, пред ставленные с позиции фольклорного восприятия. Через народные игры происходит погружение детей в эмоционально образное содержание произведения, где дети «входят в роль» его персонажей и передают в различных действиях связанные с этой ролью эмоции, настроение, чувства. Все образы, «обыгрываемые» детьми, предстают в единстве со словом, движением, выразительным интонированием, зрительными, пространственными и тактильными ощущениями. Основной задачей таких игр является включение детей в эмоционально чувственное взаимодействие с образами окружающего мира, явленными в искусстве, в межличностные отношения, развивающие навыки общения, со здание условий для свободного и творческого проявления индивидуальных качеств. Важно, что главным инструментом, с помощью которого воплощается образ в игре, становится сам ребёнок, его голос, движения, озвученные выразительными жестами, дополненные фантазиями, ассоциациями. Одновременно ребёнок является и исполнителем, и создателем этой игры.

далее

Игры на основе моделей детского фольклора

Игра «У котаворкота»

На основе колыбельной песни «У котаворкота». И. П. : дети сидят на стуль чиках, расставленных полукругом. В центре – «Котбаюн» (воспитатель). Кот баюн пришел в гости к детям, собирается поиграть с ними и попеть колыбель ные песни, заодно и проверить, знают ли дети колыбельные песни, умеют ли играть с ними.

У котаворкота Колыбелька золота, У дитяти моего Есть покраше его. У кота ли, у кота Периночка пухова, У мого ли у дитяти Да помягче его.

У кота ли, у кота Изголовья высока, У дитяти моего Есть получше его. У кота ли, у кота Одеяльца хороша, У дитяти моего Есть получше его. У кота ли, у кота Занавесочка чиста, У мого ли, у дитяти Есть почище его.

Вы, коты, коты, коты, У вас серые хвосты, Вы, коты, коты, коты, Принесите дремоты.

На первую фразу куплета («У котаворкота колыбелька золота») «Кот» хо дит между стульчиками и в центре круга, делая руками мягкие движения («как кошечка лапками»). Дети подпевают «Коту» и, сидя на стульчиках, копируют движения его рук. На вторую фразу куплета («У дитяти моего есть покраше его») «Кот» останавливается около когонибудь из детей и ласково, с нежностью касается его (гладит по головке, по плечикам, по ручкам и т. д.). Дети воспроиз водят эти движения на себе. В этой колыбельной песенке много куплетов. Мно гократное повторение спокойного, убаюкивающего напева, который дети сопро вождают мягкими, плавными движениями, создает релаксационный эффект.

Игра «Котенькакоток»

На основе колыбельной песни «Котя, котенькакоток».

И. П. : дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом. В центре –

«Котбаюн» (ктолибо из детей).

Котя, котенькакоток, Котя серенький хвосток. Приди, котя, ночевать, Нашу деточку качать.

Уж ты, котичеккоток, Не ходи ты в погребок По сметанку, по творог, Уж ты, котик, ты, коток. А уж я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока Да кусок пирога.

Шубу новую сошью, Сапоги закажу.

Приди, котя, ночевать, Нашу деточку качать.

Дети сидя изображают «спящие фигуры», а «Кот» обходит фигуры и к кон цу куплета (колыбельную поет воспитатель) выбирает одну из них (приседает рядом или встает за стульчиком). В наступившей паузе все копируют выбран ную фигуру. На следующий куплет позы меняются.

Игра «Спящие фигуры»

Дети стоя изображают «спящие фигуры», а герой колыбельной – Угомон, Дрема, Сон, Сониха (в зависимости от текста) – обходит фигуры и к концу куп лета (колыбельную поет воспитатель) выбирает одну из них. В наступившей паузе все копируют выбранную фигуру. На следующий куплет позы меняются.

Сидит Дрема, сидит Дрема, Сидит Дрема на скамейке, Сидит Дрема на скамейке, да. Плетет Дрема, плетет Дрема, Плетет Дрема шелков пояс, Плетет Дрема шелков пояс год. Не столь плетет, не столь плетет,

Не столь плетет, сколько дремлет,

Не столь плетет, сколько дремлет, ох. Проспишь, Дрема, проспишь, Дрема, Проспишь, Дрема, красну девицу, Проспишь, Дрема, красну девицу, ты. Будешь, Дрема, будешь, Дрема, Красну девицу жалети,

Красну девицу жалети, да.

Публикации по теме:

Организация игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС. Игровые поля «Организация игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС» («Игровые поля») «Игра – это огромное светлое окно, через которое.

Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации Тема: «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации». Введение С древних времен.

Организация игровой деятельности дошкольника дома Ребенку нужна игра. Игра детей неотделима от игрушек. Самостоятельная игра ребенка 1,5-3 лет во многом зависит от того, как взрослые организуют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация игровой деятельности дошкольников на основе моделей детского фольклора
Опубликовано: 1 апреля 2025 в 11:44
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация игровой деятельности дошкольников на основе моделей детского фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Бородина Наталья Сергеевна (УИ 3533496) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 апреля 2025 четверг
День морских и речных животных!

Купить готовые материалы по экологии: конспекты, проекты, беседы, картинки дидактических игр и наглядный материал для проведения занятий по экологии.
Изучаем луну!
Что мы знаем о телефоне?
04 апреля 2025 пятница
Его величество — морковь!
Добрый доктор Айболит витамины есть велит!
Играем с камешками Марблс!
Праздник декоративных крыс!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД