Гамидова Фатима Дахировна
Организация и методика проведения прогулки в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация и методика проведения прогулки в детском саду».
План :
1. Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.
2. Организация прогулки в детском саду по ФГОС : основные требования
3. Подготовка к проведению прогулке в детском саду.
4. Методика проведения прогулки в ДОУ по ФГОС.
5. Виды прогулок в детском саду по ФГОС.
1. Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.
Публикация «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» размещена в разделах
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.
2. Организация прогулки в детском саду по ФГОС : основные требования.
Требования к продолжительности прогулки. Режим длительности проведения прогулок на улице.
Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.
В СанПиН 2.4.1.2049-13 прописаны требования к режиму дня и организации образовательного процесса.
Рекомендуемая продолжительность её составляет 3— 4 часа. Продолжительность прогулки определяется ДОУ в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже 15 градусов и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.
Прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день : в первую половину дня — до обеда, во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом детей домой.
-Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом воспитания и обучения. Запретом для прогулок является сила ветра более 15 м/с.
3. Требования к оборудованию и санитарному состоянию участка детского сада для проведения прогулок.
На участке должно быть оборудование для развития движений: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные, бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы. Игровые площадки заканчиваются дорожками, по которым дети могут кататься на велосипедах, самокатах. Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца. При сухой и жаркой погоде полив участка, песка производится не менее 2-х раз в день. Уборка территории участка проводится воспитателями, помощниками воспитателя и младшими воспитателями, дворником ежедневно: утром до прихода детей и по мере загрязнения территории. У входа в здание следует иметь решетки, скребки, коврики, щетки. В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные дорожки и снежные сооружения, каток (если позволяют условия).
4. Подготовка к проведению прогулке в детском саду.
Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты. Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия. Для каждой группы нужна просторная раздевальная комната с индивидуальными шкафчиками и достаточным числом банкеток, стульчиков или скамеечек, чтобы ребенку было удобно сесть, надеть рейтузы или обувь и не мешать при этом другим детям.
Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Сначала все они надевают рейтузы, обувь, затем платок, пальто, шапку, шарф и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.
В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру — мытье ног.
Требования к одежде детей:
— в любое время года одежда и обувь должны соответствовать погоде на данный момент и не должны способствовать перегреванию или переохлаждению детей;
Порядок хранения одежды в шкафчике: на верхней полке кладется шапка и шарф. Кофта, гамаши, колготки, теплые штаны, верхнюю одежду вешают на крючок. Рукавички на резинке должны быть передернуты через рукава и вешалку верхней одежды. Обувь ставят на нижнюю полку, сверху кладут носки. Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе. Содержание детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста. Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
5. Методика проведения прогулки в ДОУ по ФГОС.
Методика означает совокупность методов обучения, направленных на практическое выполнение или усвоения чего-либо. Дети на прогулке попадают в среду, частично знакомую, но меняющуюся в зависимости от разных обстоятельств. Это следует использовать наилучшим образом для всестороннего развития и воспитания ребенка. Первое с чем встречается ребенок- это огромный мир природы, с которым необходимо его познакомить :помочь понять, принять, полюбить и бережно к нему относиться.
Обязательные структурные элементы прогулки :
Наблюдение.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.
В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.
Заранее планируемая практика наблюдения за явлениями, предметами, объектами, которая может проводиться с коллективом или отдельными группами детей, является важным элементом прогулочной деятельности. Активному всестороннему развитию дошкольников способствует наблюдение за:
• объектами живой природы — растениями и птицами на участке, животными — во время прогулок за пределами ОУ;
• природными явлениями — движением облаков в разное время года, дождем, выпадением и таянием снега;
• трудом взрослых — дворника, водителя, строителя и т. д.
В соответствии с рекомендуемой методикой проведения прогулки в ДОУ по ФГОС наблюдения реализуются по следующему алгоритму:
1. Установление факта (облака движутся по небу).
2. Формирование связей между частями объекта.
3. Накопление впечатлений, полученных в ходе наблюдений (облака движутся друг за другом, большие облака движутся медленнее, чем маленькие).
4. Проведение сопоставлений (облака движутся при наличии ветра).
5. Подведение итогов (осенью облака двигаются стремительно, а летом — медленно).
С целью накопления у детей значимого жизненного опыта и расширения знаний об окружающем мире во время прогулки проводят разные виды наблюдений:
Виды наблюдения:
Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т. д.)
Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.
Двигательная активность(2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, спортивные игры).
С целью сохранения и укрепления детского здоровья, профилактики интеллектуального напряжения и формирования моральных качеств при организации прогулки в детском саду согласно ФГОС значительное место отводят игровой активности, а именно:
• подвижным играм, связанным с бегом, прыжками, метанием предметом, обходом препятствий, удержанием равновесия;
• народным играм;
• играм с элементами спортивной активности (эстафеты, городки, ведение мяча по правилам баскетбола);
• играм с водой;
• малоподвижным играм с интеллектуальной составляющей (угадывание предмета по описанию, поиск общих характеристик).
В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.
При организации игровой деятельности на прогулке воспитателю важно принимать во внимание погодные условия, возрастной фактор и время пребывания на свежем воздухе. Длительность проведения подвижных игр :
• на утренней прогулке составляет 6-10 минут для воспитанников младшей группы, 10-15 — средней и 20-25 — старшей и подготовительной;
• на вечерней прогулке — 10-15 минут для младших дошкольников, 12-15 минут — для деток постарше.
Чтобы обеспечить максимальную активность воспитанников, содержание двигательной активности подбирают с учетом возрастных умений:
• с детьми младшей группы рекомендуется проводить игры с текстовым сопровождением, предусматривающие повторение однотипных действий;
• средняя группа — ролевые игры с предварительной подготовкой;
• старшая и подготовительная группа — спортивные соревнования, эстафеты, сюжетно-развлекательные игры.
Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.
Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.
ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Переобуваются, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.
Особенности организации двигательной активности в зимний период:
— в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки;
— при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого — либо текста.
Двигательная активность, используемая на прогулке, заканчивается постепенным снижением уровня активности через виды малоподвижных забав. Актуальные методические рекомендации предусматривают необходимость разучивания 3-4 новых игр с воспитанниками ежемесячно с их последующим повторением.
Дидактические игры и упражнения.
Являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут.
Каждая дидактическая игра состоит: из дидактической задачи, содержания, правил, игровых ситуаций.
При использовании д/ игры воспитатель должен следовать педагогическим принципам:
-опираться на уже имеющиеся у детей знания;
-задача должна быть достаточна трудна, но и в то же время доступна детям;
-постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
-конкретно и четко объяснять правила;
Виды дидактических игр
Игры с предметами (игрушками или природным материалом,
Приемом стимуляции детской активности являются различные дидактические упражнения. Они проводятся несколько раз в течение одной прогулки. Дидактическое упражнение может быть предложено детям в начале, в конце, а может вплетаться в ход наблюдения, например, «Принеси желтый листик», «Найди по листу дерево», «Найди дерево или кустарник по описанию» и т. д. Проводят их со всей группой либо с частью ее.
Словесные игры.
На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
Воспитатель поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал. Интерес к таким (творч. игры) играм развивается у детей с 3-4 лет. Расцвет ролевой игры начинается с 4-лет и наивысшего развития она достигает в середине дошкольного возраста (5-6 лет, а затем постепенно заменяется играми с правилами, возникающими после семи лет.
Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.
Индивидуальная работа по различным направлениям развития
С целью обеспечения оптимальных условий для гармоничного возрастного развития во время прогулки воспитатель проводит непродолжительные индивидуальные занятия познавательной, логопедической, физической, социально-личностной направленности. Индивидуальная работа с воспитанниками отражается в индивидуальном плане, она может включать беседы, игры с различными предметами, разучивание скороговорок, выполнение упражнений для развития ловкости, внимательности, равновесия.
Материалы и оборудование, необходимые для ведения индивидуальной педагогической работы, воспитатель готовит заблаговременно.
Труд детей на участке.
Планирование трудовой деятельности дошкольников во время пребывания на свежем воздухе — важная составляющая методики проведения прогулки в ДОУ по ФГОС. При условии, что трудовые поручения являются посильными, увлекательными и разнообразными, данный вид деятельности помогает сплотить детский коллектив, развить значимые навыки — целеустремленность, готовность к взаимопомощи, ответственность, инициативность.
Трудовая деятельность во время прогулки может организовываться через,
• выполнение индивидуальных трудовых поручений — данная форма работы требует времени, но подходит для малышей всех возрастных групп;
• работу в группах;
• коллективный труд.
С учетом возраста трудовая активность в группах детского сада реализуется следующим образом:
1. Воспитанникам младшей группы педагог дает простые поручения, включающие 1-2 действия (принести один цветок и листик для гербария). Дети работают в непосредственной близости, но отношения взаимозависимости при этом отсутствуют. Групповая деятельность полностью контролируется воспитателем.
2. Детей средней группы воспитатель предварительно делит на подгруппы, проговаривая задачи и особенности их исполнения для каждой, после чего систематически контролирует качество работы каждого «трудового отряда».
3. Перед детьми старшего дошкольного возраста ставится задача, после чего воспитатель инициирует коллективное обсуждение порядка действий, помогает в распределении ролей, пока дети самостоятельно реализуют поставленную трудовую задачу с незначительной помощью со стороны педагога.
Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.
Самостоятельная игровая деятельность.
Самостоятельная прогулочная деятельность детей организуется под контролем воспитателя при полном обеспечении безопасности. Данный элемент прогулки способствует формированию инициативности, коммуникативных навыков, использованию различных видов пособий с учетом их назначения.
Существенная задача взрослого заключается в том, чтобы привить детям навыки совместных игр.
Например, каждый строит для своей куклы дом. Выстроили и получилась улица.
Природным материалом в совместных играх могут служить :песок с водой-каша,листики-тарелочки,камешки,желуди- угощение,конфеты,палочки,веточкт-ложки,вилки.
В зимнее время следует за тем, не перегрелись ли малыши бегая; не заменить ли варежки тем, кто закончил украшать очередную постройку –цветными льдинками.
Одна из основных задач педагога- создавать на прогулке атмосферу доброжелательности и симпатии к сверстникам: не упускать момент обратить внимание оказавшихся рядом детей на товарища, помогающему малышу вытащить санки с куклой на горку, на ребенка, который помогает друзьям достроить большую башню. Воспитанники стараются помочь и воспитателю и своим товарищам.
6. Виды прогулок в детском саду по ФГОС.
Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки.
В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, о улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся один-два раза в неделю и на более далекие расстояния.
На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем мире, расширяется их кругозор, формируются представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Такая форма организации образовательного процесса,как целевые прогулки позволяет сформировать следующие социально нормативные возрастные характеристики ребенка на этапе завершения дошкольного образования:
-проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
-ребенок обладает установкой положительного отношения к миру,к разным видам труда, другим людям и самому себе, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
-ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
Прогулка-экскурсия. Экскурсия,как форма образовательной деятельности, проводится в средней, старшей и подготовительной к школе группах не реже 1 раза в месяц.
По содержанию экскурсии делятся на 2 вида:
-природоведческие (познавательные) экскурсии- в парк, в лес,к озеру.
-экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых (школа, библиотека)
Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года,с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.
Подготовка воспитателя заключается, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.
Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собирать. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном.
Прогулки – походы представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которого решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Проводит их следует с детьми старшего дошкольного возраста. Оптимальное количество таких прогулок 2-3 раза в год. Если проводит чаще, то эти прогулки могут утратить свою привлекательность, у детей к ним снизится интерес.
Развлекательные прогулки с персонажем направлены на создание позитивного эмоционального фона, эмоциональную и психологическую разгрузку детей, удовлетворение их потребности в двигательной активности. Формы организации могут быть разнообразными и вариативными, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности.
Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации воспитанников к определенному виду деятельности. Персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдениям, труду.
Прогулка – событие посвящается определенной теме (Дню космонавтики, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню города, Дню знаний и др.) или событию в детском саду (установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.). Прогулка – событие (тематическая прогулка) помогает воспитателю подчеркнуть важность события, уточнить их знания, выяснить характер восприятия определенной темы. Прогулки данного вида способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развивают любознательность дошкольников.
Спортивные прогулки направлены на укрепление здоровья, профилактику утомления, физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. При организации подобных прогулок разнообразные виды детской деятельности объединяются спортивной тематикой. Спортивные прогулки могут проводиться не реже 1-2 раза в месяц в те дни, когда проводятся занятия, требующие большой умственной нагрузки или занятия по художественному творчеству.
Правильно организованные спортивные прогулки оказывают закаливающее воздействие на детский организм в естественных природных условиях, способствуют повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста. Акцент в ходе проведения таких прогулок делается на формировании физических качеств, воспитании интереса к спорту и здоровому образу жизни.
Прогулка поиск во время этой прогулки дети получают задание отыскать
-лекарственные травы
-сеянцы
-семена деревьев
-природный материал для гербария, коллекции ит. д.
Прогулка фантазия должна представить возможность:
-сделать фотосессию,
-изготовить поделку из природного материала
-сплести венок, корзину
-составить букет из листьев, цветов, веток
-придумать рассказ, составить описание.
Таким образом, прогулка- один из важных видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма. Задача педагогов осуществлять планирование и организацию прогулок с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.