Елена Исаева
Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие человека, степень полезности его обществу во многом оп-ределяется уровнем его здоровья, объемом и качеством его физического и психического потенциала. Трудно обозначить, когда и где в жизни человека закладывается фундамент здоровья. Этот процесс начинается ещё до рож-дения, продолжается всю жизнь.
Несомненно, чем раньше начнет проявляться забота о здоровье ре-бенка, о формировании у него навыков здорового образа жизни, тем более здорового, социально востребованного получит человека общество. Работа по оздоровлению проводится достаточно активно, но тенденция УК ухуд-шению детского здоровья объективно нарастает. В связи с этим в дошколь-ном учреждении мы должны стремиться сохранить и укрепить здоровье не только детей в целом, но и каждого отдельного ребенка. Мы обязаны фор-мировать у ребенка ценностные установки на здоровый образ жизни и это должно рассматриваться как индивидуальная жизненная потребность ре-бенка.
Публикация «Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Особенно важным в этом отношении является дошкольный возраст, в котором формируются жизненные, общественно значимые нормы и цен-ности, осваивается социальная среда, осознается свое место и предназначение в окружающем мире.
Педагоги должны разработать и создать такую модель оздоровления детей, которая позволит сохранить и улучшить их здоровье. Это режим дня, рациональное питание, лечебно-профилактические и образовательные мероприятия.
Главная технологическая цель этой модели – мобилизовать воспита-телей, медицинскую сестру, администрацию, родителей и самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.
Здоровье сберегающая технология – это целостная система воспита-тельно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий. Таким образом «система здоровья» представляет собой:
комплекс оздоровительных, профилактических, лечебных меро-приятий;
работа над осознанным саморазвитием ребенка;
деятельность по созданию необходимых условий для самопозна-ния, самореализации каждого участника воспитательно-оздоровительного процесса.
«Помогать ребенку быть здоровым» означает:
создание резерва физических сил, усиление энергетики ребенка;
формирование благоприятной психологической атмосферы, гар-монии между ребенком и окружающим миром;
создание положительного эмоционального настроя.
Поэтому воспитательно-оздоровительная работа заключается в :
формировании у ребенка знаний о здоровье человека в целом и о своем здоровье в частности;
создание психической гармонии личности;
привитие ребенку навыков личной гигиены;
создание условий для оптимальной двигательной активности и физического развития;
организация рационального питания;
медицинская и психологическая помощь по восстановлению различных функций организма.
Для изучения состояния здоровья детей в детском саду ежегодно проводится мониторинг развития, где исследуются:
уровень физического развития (рост, вес);
уровень физической подготовленности (развитие физических качеств и соответствия возрастным нормативам);
уровень психического развития (комплекс показателей, обеспе-чивающих гармонию психического и физического развития).
В обследовании детей участвуют педагоги, психолог, старшая меди-цинская сестра, врачи узких специальностей. У медицинской сестры должно быть на каждого ребенка минимум 4-5 диагностик карт здоровья с выстав-лением группы здоровья.
Диагностики актуального и потенциального развития психических функций проводится психологом, логопедом.
По статистическим данным на сегодняшний день здоровых детей в ДОУ всего 9% - они относятся к I группе здоровья.
Ко II группе здоровья относятся дети имеющие дефекты осанки, плоскостопия, пищевую аллергию, заболевания ж-к тракта, поражение ц. н. системы, тубинфицированность, заболевания лор – органов, нарушение зрения, компенсирующий кариес, часто болеющие простудными заболева-ниями.
В III группе – имеющие декомпенсирующий кариес, нарушение зре-ния (потеря зрения выше 30%).
В IV группу включены дети с нейросенсорной тугоухостью.
В комплексе оздоровительной работы нужно включать не только двигательные упражнения, активизирующие обмен веществ, но и:
точечный массаж – для стимуляции биологически активных то-чек;
закаливающие процедуры: мытье рук и обливание рук до локтей ежедневно холодной водой; босохождение после сна 1-3 мин. ; гимнастика в постели; использование различных видов ковриков;
лечебная и дыхательная гимнастика;
фототерапия для повышения иммунологического статуса;
аромотерапия: особенно в утренние часы и во время сна.
В настоящее время у ребенка хронический дефицит движения в ре-жиме дня. Это дает нарушение осанки, плоскостопия.
Поэтому стоит серьезно отнестись к проведению физкультурно-динамического часа на прогулке.
Появляется все больше детей с заболеванием аллергией. Для устра-нения данной патологии желательно включать в меню дошкольного учреж-дения диетический стол.
Очень много сейчас детей с заболеваниями лор-органов (гипертрофия аденоидов и миндалин, тонзиллит, гайморит, аденоидит). Нужно этих детей объединить в группы и проводить не только корректирующие дыхательные гимнастики воспитателями, но и проводить занятия с участием мед. сестры, родителей, это и точечный массаж и аромотерапия (вдыхание запахов, полоскание горла, чистка зубов после еды).
В летний период рекомендуются следующие оздоровительные меро-приятия:
1. Воздушные и солнечные ванны.
2. Обливание водой из прыскалок.
3. Купание в бассейне.
4. Стопотерапия.
5. Спортивные и подвижные игры.
6. Дыхательная и пальчиковая гимнастика ежедневно.
7. Полоскание горла водой комнатной температуры.
8. Музыкальные и спортивные праздники.
9. Прогулки и экскурсии в парк, к водоему.
Режим пребывания ребенка, организация его жизненного простран-ства, характер отношений, методы воспитательной работы в детском саду — все это должно способствовать формированию осознанного отношения ребенка к свому здоровью. Важную роль играет рационально организован-ный режим дня.
— Утро радостных встреч. Доброжелательное отношение к при-шедшему ребенку. Это позволяет положительно настроить ребенка на день, снять тревожность, усталость, замкнутость. Этому способствуют улыбка, рукопожатие, поглаживанием, теплая, радушная встреча, несколько обод-ряющих слов, жизнерадостная музыка ежедневно, негромко звучащая на площадке или в группе.
— Утренняя зарядка. Использовать нужно не только традиционные упражнения, но и элементы дыхательной гимнастики, точечного массажа, стопотерапии, упражнения йоги для профилактики. Для ЦБД специальные упражнения выполняемые с медицинской сестрой. Ребенка учим с объясне-нием пользы для его тела.
— Утренний туалет. Мытье рук, умывание, массаж рук под проточ-ной водой, пальчиковый массаж.
— Завтрак. В столовой, где создана атмосфера уюта, чистоты, спо-койная негромкая музыка (без слов) располагают к хорошему настроению.
Организация рационального питания включая в пищу овощи, фрук-ты, хлеб с отрубями, хлебцы, серый хлеб.
— Прогулка на свежем воздухе. Наполнена разнообразными под-вижными играми, соревнованиями, «классики», эстафеты, теннис, бамбинтон, забивание мяча в ворота, метание. Проведение физ. дин. бега мл. гр. – 3 мин., сред. гр. 4-5 мин., старшая гр. 6-8 мин., подгот. группа – 8-12 мин. в облегченной одежде в жаркое время до прогулки, в холодный период перед окончание прогулки.
При t воздуха выше 36С бег, прыжки, подвижные игры запрещаются врачами, так как может привести к повышению тела ребенка на 2-3
— Занятия проводить пальчиковую гимнастику, зрительную, арти-куляционную, физкультурные паузы. Все это проводится вместе со взрос-лыми и обязательно с объяснением их важности для здоровья.
— Обед, так же как и завтрак, включая диет стол.
— Дневной сон. Укладывание сопровождается тихой, спокойной му-зыкой, колыбельной, ласковым голосом педагогов, рассказыванием сказки.
— После сна - настроить ребенка на активное хорошее самочувствие позволяют минуты динамической гимнастики, воздушное и водное за-каливание (умывание и обливание рук проточной водой, еще не одеваясь, массаж ушных раковин и упражнение «Дорожка здоровья». Все упражнения выполняются взрослыми совместно с детьми. Особое внимание детям с ды-хательными заболеваниями и заболеваниями осанки. Каждое упражнение объясняется детям о значении их для укрепления здоровья.