Дарья Носкова
Организация досуга слабослышащих детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Культурно-досуговая деятельность – важный раздел организации жизни детей в детском саду, который способствует решению следующих задач:
- культурному отдыху детей, их эмоциональной разрядке, что необходимо для психического и физического здоровья дошкольников;
- развитию детского творчества в различных видах художественной деятельности;
- развитию способностей к импровизации, готовности к экспромту;
-созданию условий для творческого взаимодействия детей и взрослых;
- формированию коммуникативной культуры детей;
Темочки:
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
- расширению кругозора детей, обогащению разнообразными впечатлениями средствами интеграции содержания различных образовательных областей;
- формирование представлений о формах культурного отдыха, воспитание потребности в культурных развлечениях.
Досуг - это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору.
При работе со слабослышащими детьми досуговой деятельности свойственна целенаправленность и продуманность. Осуществляется в свободное время ребенка и протекает как индивидуально, так и коллективно.
Досуг имеет огромное значение. От его формы, вида и качества напрямую зависит успех реабилитации и интеграции слабослышащего ребёнка в общество. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье ребенка.
Виды культурно-досуговой деятельности можно классифицировать следующим образом:
-Отдых
• Подвижные игры
• Гимнастика
• Труд в природе
• Игры с водой, песком, снегом
• Прогулки
• Рассматривание картинок
• Просмотр мультфильмов
• Слушание сказок
-Развлечения
• Концерт
• театр (кукольный, теневой, настольный)
• Инсценирование на фланелеграфе
• Дни рождения детей.
• КВНы, викторины, турниры, игры-путешествия.
• Забавы.
-Праздники
• Народные (Осенины, Масленица)
• Международные (8 Марта, День защиты детей, День Матери)
• Государственно-гражданские (Новый год, 23 февраля, День Победы)
• Бытовые (день рождения, выпускной)
• Специально придуманные (День Нептуна, праздник Мыльных пузырей)
-Самообразование
• Игры (дидактические, настольные, компьютерные)
• Коллекционирование
• Экспериментирование
• Познавательная деятельность
• Экскурсии
• Посещение театров, музеев, библиотек
-Творчество
• Лепка
• Аппликация
• Театрализация
• Конструирование
• Работа с бумагой
• Танцевальное творчество
• Слушание
В нашем детском саду реализуется АООП для детей с нарушением слуха, где охвачены все виды досуговой деятелности.
Отдых не предполагает лежание на диване или сидение на стульчиках. Во время отдыха мы (педагоги) создаём эмоционально-положительный климат, обеспечивая чувство комфорта
Организовывая активный отдых, учитываем перераспределение нагрузок между различными системами органов, основанное на смене видов деятельности - занятия гимнастикой, физкультурой, подвижные игры, работа на участке, игры с песком, снегом, прогулки, игровая деятельность, спортивный отдых.
Основная функция пассивного отдыха - уменьшение напряжения, расслабление, исключение нагрузок на организм.
Развлечение – одна из форм организации слабослышащих детей в повседневной жизни детского сада, они являются яркими моментами.
Развлечения вызывают чувство радости у наших детей и неподдельный интерес. Вместе с тем появляется стимул к получению новой информации и речевой деятельности, а когда мы вовлекаем ребенка так, что он становится участником развлекательного действия — совершенствуются и закрепляются практические умения и навыки, приобретённые во время занятий.
Развлечения не требуют такого большого и кропотливого труда, как это бывает на праздниках. Дети легче идут на контакт, их не смущает та большая ответственность и эмоциональные переживания по поводу собственного выступления.
Праздники занимают особое место в организации досуга слабослышащих детей и соединяют в себе разные виды искусств: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство и поэтому он прежде всего развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности. Тематика и содержание связаны с календарными праздниками.
На праздниках дети показывают свои достижения, и, кроме этого, праздники являются источником новых впечатлений для ребёнка, стимулом его дальнейшего развития.
Творчество также рассматривается как культурно-досуговая деятельность ребенка. Творческая деятельность слабослышащего ребенка как вид досуговой деятельности не обязательно приводит к желаемому результату, но участие в ней не проходит бесследно.
Так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья является полноправным членом общества, он может и должен участвовать в его многогранной жизни
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в какой-либо сфере. Именно в процессе самообразования развивается личность ребенок, раскрываются его способности, творческий потенциал, реализуются духовные интересы.
Самообразование происходит в свободное время, то есть является одним из видов культурно-досуговой деятельности.
Проведение культурно-досуговой деятельности со слабослышащими детьми в полной мере не возможно без привлечения родителей. Так родители активно участвуют в выставках, праздниках, акциях, в создании коллективных творческих работ
Для успешной реализации досуговой деятельности мы придерживаемся следующих принципов и правил коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ребенку.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность детей, развивающих их речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребенку, развитие в нем веры в собственные силы и возможности.
Такая деятельность выступает важной сферой социально-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения здоровья, способствует преодолению их изолированности и переходу к их интеграции в общество.
Главной задачей является переход из индивидуального в социальное пространство.