Наталья Климакина
Опыты, игры-эксперименты в режиме дня в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
Помимо НОД воспитателями планируется образовательная деятельность в режиме дня (в утренние и вечерние часы, на прогулке, при проведении режимных моментов).
Публикация «Опыты, игры-эксперименты в режиме дня в ДОУ» размещена в разделах
Особое внимание при этом следует обратить на приоритетное решение таких задач и реализацию содержания тех образовательных областей, которые в процессе организации НОД не были представлены в полном объеме. Такой является экспериментальная деятельность. Опыты и эксперименты, представленные в образовательной программе не в состоянии охватить весь объём материала, который необходим для полного изучения данной темы. Эксперименты в детских садах проводятся редко. Некоторые эксперименты носят созерцательный характер. Проводимые эксперименты, зачастую, бывают разрозненными, единичными, из них не формируются циклы. Недостаточно развиты связи экспериментирования с другими видами деятельности – рисованием, лепкой, математикой, развитием речи, трудом. Поэтому занятия по экспериментированию в режиме дня являются дополнением к основным занятиям в образовательной программе.
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности.
Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Труд может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.
Экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента. Умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как получение знаний способствует развитию речи.
Экспериментирование и изобразительная деятельность. Чем лучше ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
Экспериментирование и формирование элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.
Классификация опытов и экспериментов в режиме дня :
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам: 1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
Опыты с растениями
Опыты с животными
Опыты с объектами неживой природы
Опыты, объектом которых является человек
2. По месту проведения опытов :
В групповой комнате
На участке
3. По количеству детей:
Индивидуальные (1 – 4 ребенка)
Групповые (5 – 10 детей)
Коллективные (вся группа)
4. По причине их проведения:
Случайные (случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что то интересное в природе, в уголке природы или на участке)
Запланированные (заранее готовятся воспитателем)
Поставленные в ответ на вопрос ребенка (выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «Давай посмотрим, сможешь ли ты перемещаться с закрытыми глазами»)
5. По характеру включения в педагогический процесс:
Эпизодические (проводимые от случая к случаю)
Систематические
6. По продолжительности:
Кратковременные (от 5 до 15 минут)
Длительные (свыше 15 минут)
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
Однократные
Многократные
Циклические
8. По месту в цикле:
Первичные
Повторные
Заключительные и итоговые
9. По характеру мыслительных операций:
Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями)
Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта)
Обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)
10. По характеру познавательной деятельности детей:
Иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты)
Поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат)
Решение экспериментальных задач
11. По способу применения:
Демонстрационные (наблюдения и эксперименты, при которых в аудитории имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам производит опыт (демонстрирует его, а дети следят за ходом и результатами)
Фронтальные (эксперименты и наблюдения, при которых в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей. Наблюдения этого типа компенсируют недостатки демонстрационных наблюдений).
Обязателен этап рефлексии после подведения итогов эксперимента: ребята делятся эмоциями от процесса открытия, сообщают, чем им понравилось занятие, свойства каких объектов им хотелось бы изучить на следующих занятиях.
Детские лаборатории. Направление: “Опыты, игры-эксперименты с младшими дошкольниками”
2-я младшая группа:
Целью создания детской лаборатории во второй младшей группе является: формирование и расширение представлений у детей об объектах окружающего мира.
С раннего возраста дети обожают возиться в песке, воде, снегу. Организуя игры с этими материалами, педагог не только знакомит детей с их свойствами, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику ребенка и его сенсорные способности. Песок и крупы можно пересыпать из ладошки в ладошку, насыпать в разные емкости, в них можно закапывать различные предметы, строить горки, а потом разрушать и снова построить. Воду можно переливать, окрашивать в разные цвета, замораживать, ловить в воде льдинки, пускать в воде пузыри, проверять какие предметы тонут, а какие нет.
Такие эксперименты можно проводить в разные режимные моменты. Тематика экспериментов подбирается педагогом в соответствии с календарным планированием. Продолжительность занятий не более 15 минут.
Виды детского экспериментирования во второй младшей группе можно выделить по характеру познавательной деятельности воспитанников:
Иллюстративное экспериментирование: детям известен результат какого-либо процесса или действия над предметом, и опыт подтверждает это. Например, дети знают, что снег тает, если его занести домой. Опыт «Что такое снег?» иллюстрирует переход воды из твёрдого состояния в жидкое при плюсовой температуре.
Поисковое экспериментирование: когда детям неизвестен результат и его предлагается получить опытным путем. Дети могут не знать, какой предмет поплывет, а какой утонет. Опыт «Поплывет или утонет» покажет, что металлические и каменные изделия пойдут ко дну, а деревянные и пластиковые способны плавать.
Решение познавательных задач: на занятии создаются такие учебные условия, при которых воспитанники подбирают способы исследования для поиска ответов. Например: герой просит помочь выбрать транспорт для перевозки стройматериалов для постройки дома. Ребята должны опытным путем помочь выбрать нужный.
Самое первое и интересное, что мы проводим в младшей группе - это знакомство со свойствами. Во время умывания детям предлагаем понаблюдать за водичкой, и ответить на вопрос - “Какая она?” - жидкая - течёт, нет цвета - бесцветная, нет запаха. Потом, подводим к тому, что мыло без воды не намыливается. И только с помощью воды мы сможем помыть руки мылом - делаем вывод, что вода растворяет мыло.
В тёплое время года дети изучают свойства воды, воздуха, песка, растений. Можно провести такие эксперименты: “Из какого песка сможем построить замок?”, “Можно ли носить воду в решете?”, “Что нужно, чтобы шарик полетел?”, “Солнце высушивает предметы”, ”В почве есть воздух”, “Уличные тени”, “Как пьют растения?” и др.
Зимой изучаем свойства воды, снега. Так в течении всего дня (утром - на прогулке - вечером) можно наблюдать как изменяется агрегатное состояние воды. Провести ряд опытов : “Почему вода замерзает?”, “Почему лед тает?”, “Где быстрее растает лед?”, “Почему Дед Мороз всегда носит шубу?”, “Лед прозрачный”, “Что такое снег?”, “Слепи снежок” и др.
Весной, в течении 2-3 недель можем наблюдать за изменение семян, помещенных в землю или воду. И узнаем, что нужно, чтобы оно проросло? Можно наблюдать как растут и изменяются первоцветы.
У детей проявляется любопытство. Они начинают задавать вопросы, у них накапливается определенная сумма знаний, формируется способность сопоставлять факты, устанавливать между ними простейшие отношения.
Мы помогаем ребенку самостоятельно получить знания, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Педагог помогает ребенку продумать как он будет проводить опыт, дает советы и рекомендации и вместе с ним осуществляет необходимые действия.
Во время работы можно предлагать выполнить не одно, а два действия, если они просты: «Вылей водичку и налей новую», «Отнеси лопатку и принеси лейку». Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что получится, если мы подуем в трубочку, которая находится в стакане с водой?». У детей начинает формироваться произвольное внимание. Это позволяет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений, используя готовые формы: «Давайте соберем все палочки одинаковой длины». Это способствует развитию умения анализировать факты и давать словесный отчет об увиденном или проделанном.
Средняя группа
Целью создания деткой лаборатории в средней группе является развитие исследовательского типа мышления у детей через побуждение к практическим действиям над предметами и наблюдении за физическими процессами.
На пятом году жизни ребенка количество вопросов возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта, действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными.
Виды детского экспериментирования в средней группе также можно выделить по характеру познавательной деятельности воспитанников:
Иллюстративное экспериментирование: детям известен результат какого-либо процесса или действия над предметом, и опыт подтверждает это.
Поисковое экспериментирование: когда детям неизвестен результат и его предлагается получить опытным путем.
Решение познавательных задач: на занятии создаются такие учебные условия, при которых воспитанники подбирают способы исследования для поиска ответов. Если к этому времени взрослый сумеет занять позицию старшего друга и помощника, ребенок начнет все чаще и чаще задавать ему вопрос: «Как это сделать?».
В этом возрасте ребенок может выполнять не только два, но и три указания сразу, если действия просты и знакомы. Появляются первые попытки работать самостоятельно. Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого пока необходим – и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки. При фиксации наблюдений начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей.
Определенные усложнения претерпевают и последние этапы экспериментирования: давая словесный отчет об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, сказанными в ответ на вопрос педагога, а произносят несколько предложений, которые хоть и не являются развернутым рассказом, но уже приближаются к нему по объему.
Детские лаборатории. Направление: “Опыты, игры-эксперименты со старшими дошкольниками”
Целью работы детской лаборатории у старших дошкольников является - формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Именно опытно-экспериментальная деятельность помогает детям овладеть такими качествами как, любознательность, активность, которые побуждают интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире.
Задачи опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников:
формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.);
учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений;
использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью;
развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Образовательные задачи:
познакомить детей со свойствами предмета исследования;
формировать умение делать открытия и выводы;
обучать плавному направленному выходу на предмет.
Развивающие задачи:
развивать экспериментальную деятельность;
развивать речь детей;
развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
развивать внимание, мышление, память.
Воспитательные задачи:
воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;
воспитывать умение слушать друг друга, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
Толчком к началу экспериментирования часто служит удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба. Поэтому в старшем дошкольном возрасте используют в работе все существующие разновидности экспериментов:
Случайные наблюдения и эксперименты не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. И для этого нам, взрослым, необходимо быть грамотными, самим обладать немалыми биологическими познаниями. В противном случае интереснейшие события пройдут мимо детей непонятными, незамеченными. Отсюда следует, что подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, земледелия;
Плановые наблюдения и эксперименты. На занятии у детей вызывается интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.
Эксперименты как ответ на детские вопросы. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, я не отвечаю на него, а советую ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, что произойдет». То, что детям не даются прямые ответы на вопросы, стимулирует их интеллектуальное развитие, пытливость ума и способствует опытным путем находить ответ.
Организация работы с детьми в данном направлении осуществляется во всех режимных моментах :
- использование опытно-экспериментальной деятельности в образовательных областях (НОД);
- свободная самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребёнка со сверстниками.
Чтобы опытно-экспериментальная деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подбирать содержание, доступное их пониманию.
Поэтому данная работа проводится по трё м взаимосвязанным направлениям:
- живая природа (наблюдения за растениями, насекомыми, животными);
- неживая природа (изучение свойств воды, снега, воздуха, ветра, песка, глины);
- человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)
Структура детского экспериментирования:
Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); Например, рисуя для бумажных кукол одежду задумались – а могут ли люди ходить в бумажной одежде?
Выдвижение гипотезы – обладает ли бумага такими же свойствами ткань?
Поиск и предложение возможных вариантов решения: Составили план исследования. Рассмотреть, провести опыты. Рассмотрев, установили, что бумага и ткань бывают разной плотности и цвета, бумагу и ткань легко резать.
Сбор материала: Сначала решили выяснить - откуда появилась бумага и ткань. Рассмотрели иллюстрации из энциклопедии. Прочитали историю создания бумаги, историю получения шелка, рассказ Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Отгадывали загадки о тканях, бумаге. Провели опыты : бумагу и ткань мяли, пробовали разорвать, опускали в воду, сушили.
Обобщение полученных данных.
По результатам проведённого исследования делаем вывод.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Для этого мы создаём специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.
Старшая группа
При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Да и то не сразу дает ответ в готовом виде, а постарается пробудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло.
В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух видов: прогнозирование последствия своих действий и прогнозирование поведения объектов. Например: «Ребята, сегодня мы с вами посеяли семена, из которых вырастут новые растения. Как вы думаете, какими они будут через 10 дней?» Каждый рисует рисунок, в котором отражает свои представления. Через 10 дней, сверяя рисунки и реальные растения, устанавливают, кто из ребят оказался наиболее близок к истине. Иллюстрацией второго случая является такой пример: «Слава, ты собираешься посадить хомячка в эту коробку. Подумай, что надо сделать, чтобы он не убежал».
При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и выполнив одно задание, ребята получают следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается. Расширяются возможности по фиксированию результатов. Шире применяются разнообразные графические формы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербарий).
Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Но мера самостоятельности пока не велика. Без поддержки со стороны педагога речь детей постоянно прерывается паузами. В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство. Это позволяет им начать осваивать приемы классификации. Поскольку сложность экспериментов возрастает и самостоятельность детей повышается, необходимо еще больше внимания уделять соблюдению правил безопасности.
В этом возрасте дети довольно хорошо запоминают инструкции, понимают их смысл, но из-за несформированности произвольного внимания часто забывают об указаниях и могут травмировать себя или товарищей. Таким образом, предоставляя детям самостоятельность, воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминать о наиболее сложных моментах эксперимента.
Детям старшей группы становятся доступными уже более сложные цепочки причинно – следственных связей. Надо стараться им в этом возрасте чаще задавать вопрос «Почему?» Очень часто они задают его сами, что свидетельствует об определённых сдвигах в развитии логического мышления.
В этой группе можно вводить уже длительные эксперименты, а также простейший мониторинг (например, по определению уровня загрязнения воздуха на участке и в помещении ДОУ). Дети продолжают изучать свойства воды, снега, песка, почвы, глины, узнают о свойствах воздуха, делают вывод о том. Что не бывает плохой погоды, что снег зимой нужен растениям и животным, изучают круговорот воды на примере комнатных растений, знакомятся с влиянием факторов окружающей среды на живые организмы.
Подготовительная к школе группа
В этой группе рабора в лаборатории должна стать нормой жизни. Ее надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами же делают необходимые выводы. В таких случаях роль педагога сводиться к общему наблюдению за ходом работы и выполнением правил безопасности. По сравнению с обычными опытами доля таких экспериментов в детском саду невелика, но они доставляют ребятам огромную радость. Детям седьмого года жизни доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится. Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного. Однако сказанное не может быть отнесено ко всем детям. Среди них имеются значительные различия, и рядом с ребенком, владеющим высокой культурой экспериментирования, может находиться ровесник, который по уровню развития близок к средней группе.
Результативностью детского экспериментирования является следующее:
- Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.
- У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь.
- Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера. Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира.
В ходе работы в специально подготовленной среде, старшие дошкольники:
Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации;
Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;
Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;
Проявляют интерес к познавательной литературе;
Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;
Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;
Применяют свои знания в жизни.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность способствует:
развитию познавательной потребности;
учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового.
Экспериментирование облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской одаренности.
Автор: Шмидт Т. Н.
Климакина Н. В.