Лукина Любовь
Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду
Дети, по своей природе являются исследователями, они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир, потому что все вокруг новое и интересное.
Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, через его действия, переживания, эксперименты, которые он проводит. Дети дошкольники изучают мир, как может и чем могут: глазами, руками, носом, любыми доступными ощущениями.
Можно заметить, как маленькие исследователи радуются, проводя ежедневные эксперименты; и как с возрастом этот интерес к исследованиям исчезает.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Становясь старше, его начинают интересовать различные явления природы: «Почему после дождя появляется радуга?». «Почему идет дождь, снег, град?». «Почему рыба плавает, а птицы летают?»и т. д.
Познавательно-исследовательская деятельность заражается у детей в самом раннем возрасте. Сначала она представляет собой простое экспериментирование (с вещами, погремушками, в ходе которого например, возникает простейшие деление предметов: по цвету, форме, назначению. Детям становится интересно.
Для того, чтобы дети не теряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать стремление исследовать, экспериментировать всегда и везде.
Если ребенок – исследователь найдет поддержку у воспитателя, (при своих исследованиях, и научится проводить эксперименты. Выполняя различные действия, то предполагают, когда он вырастет, станет «Исследователь-взрослый».
Малыш вырастет умным, наблюдательным, человеком, который всю свою жизнь будет находить в окружающем мире что-то интересное и необычное вокруг себя.
Хочется отметить такой момент : подвижный и активный ребенок в возрасте
4-5 лет- живчик (эти выводы сделали ученые) задает около 400 вопросов, это очень много и далеко не на все вопросы можно ответить так чтобы ребенок их понял. Для этого педагог проводит экспериментирование находя вместе с ребенком ответ на детские вопросы например : «Почему ветер дует?», «Отчего предметы падают в низ, анне вверх?», «Почему лед твердый, а вода нет?».В ходе опытов ребенок сам видит закономерности, своими глазами при поддержке взрослого, который будет его направлять.
Для проведения опытов и экспериментов в детском саду используются простые приборы (лупы,весы, микроскопы, колбы, линейки и т. д.).Нужно научить детей пользоваться этими приборами, показать и объяснить, как они действуют, рассказать о безопасности при использование. Для экспериментов природный,бросовый и сыпучий материал. Обязательно наличие приборов, пластиковых тар, пипеток, палочек и всего необходимого для опыта.
В группе отведено место для детской лаборатории,Маленькие ученые, уголок природы. где и осуществляется наблюдения, организованная и самостоятельная экспериментальная деятельность дошкольников.
В свободном доступе детям предоставлены дидактические игры «Секрет сосновой шишки». «Тепло-холодно».Ход игры осень,
красочные энциклопедии. «Опыты и эксперименты»Л. В. Вайткене.
«Экспериментальная деятельность детей»Л. Н. Меньщиков
«Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Л. Н. Прохорова.
Схемы для проведения опытов, блокноты для зарисовки своих наблюдений и результатов опытов.
Используется разные виды наблюдений.
Демонстрационное наблюдение-объект наблюдения один, он находится у воспитателя, который проводит и демонстрирует его детям.
У этого вида есть как плюсы, так и минусы: инициатива детей сведена к минимуму, все делает воспитатель, дети только наблюдают за экспериментом. Дети, конечно, интересуются, очень оживленно наблюдают, но здесь чаще всего возникает возможность пассивной реакции у детей 3-5 лет. Детям самим хочется все попробовать и это самый главный мотив эксперимента для них, по этому пример: Волшебные опыты «Поднимающиеся вода». «Распускающиеся цветы». «Вода и масло».
Поэтому демонстрационное наблюдение, конечно используется в детском саду.
Фронтальное наблюдение -есть несколько обьектов и они в руках детей.
Этот вид экспериментирования вызывает интерес, любопытство это наблюдения подходит детям 5-7 лет например: «Попадание воздуха в стакан». «Как провести извержения вулкана». «Вода в перевернутом стакане».
Сегодня образование направлено на развитие у детей познавательной активности и желания получить новые знания.
Для этого как нельзя лучше подходит опытно-экспериментальная деятельность.
Она сочетает в себе образовательные требования и учитывает возрастные особенности дошкольников.
Экспериментирование дает детям почувствовать себя исследователем, ученым, первооткрывателем, найти ответы на все вопросы.
Воспитатель должен всегда поощрять детей, которые ищут собственные решения задачи, различные ходы, чтобы провести и закончить эксперимент решить задачу, но не должен выпускать из поля своего зрения тех детей, кто работает медленно. Нужно помочь, дать время.
После окончания эксперимента дети должны самостоятельно проводить в порядок рабочее место.
Цель любого эксперимента- развитие познавательных интересов, потребностей, в самостоятельной поисковой деятельности.
Задачи которые стоят перед воспитателем : учить детей видеть, выделять проблемы, ставить перед собой цели эксперимента, отбирать материал для самостоятельности, развивать настойчивость к доведению эксперимента до конца, решительность, целеустремленность.
У детей появляется возможность контакта с предметами, что позволяет понять их качества, свойства (мягкое- твердое, горячее-холодное и т. д.)
Возникает экспериментальная деятельность, которая пробуждает любознательность.
У детей углубляются знания о природе -живой и неживой, в целом расширяется кругозор.
Дети учатся размышлять, анализировать, делать выводы.
Это важно и все это в месте приводят к тому, что ребенок больше знает и умеет, увереннее себя чувствует. Может разбираться во многом сам.
Задача воспитателя развивать и поощрять экспериментирование детей.
г. Новосибирск
МКДОУ д/с № 35 «Непоседы»
Воспитатель: Лукина Л. В.