Нина Булахова
Опытно-экспериментальное исследование по выявлению уровня психологической готовности ребенка к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая и коррекционная программа по формированию готовности детей к школе
Психологическая готовность к школьному обучению – одна из важнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит, как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся в начальных классах.
Публикация «Опытно-экспериментальное исследование по выявлению уровня психологической готовности ребенка к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
После проведения констатирующего этапа диагностического исследования на предмет уровня развития психологической готовности к обучению в школе мы выяснили, что уровень готовности оставляет желать лучшего: только три ребенка показали высокий уровень, тогда как остальные – низкий и средний.
Отметим, что все дети уникальны по своему, и, хотя существуют возрастные закономерности развития, конкретный ребенок может чем-то не вписываться в научную схему. В таком случае психологу и педагогу необходимо искать такие условия развития, при которых в полной мере проявится индивидуальность ребенка.
Первый путь – это путь коррекционной работы с детьми, когда взрослый имеет некий эталон среднего развития, к которому он хочет приблизить ребенка. Второй путь – это развивающая работа. В этом случае психолог ориентируется на средневозрастные нормы для создания условий развития, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Причем этот уровень может быть ниже или выше среднестатистического.
Термин «коррекция» в переводе с латинского означает «исправление», развитие же подразумевает реализацию возможностей, заложенных в человеке. Таким образом, даже на терминологическом уровне проявляется один из основных принципов работы, а именно: отношение к ребенку должно быть субъектным, а не объектным. Объект мы можем исправлять, но субъекта исправить нельзя, можно лишь предоставить ему возможность для самоизменения. В этом одно из коренных отличий развивающей работы с ребенком от коррекционной. Только добившись того, что маленький человек станет союзником взрослого и сам пожелает научиться тому, что ему предлагают, можно решить поставленные задачи.
На формирующем этапе нашего эксперимента мы выделили группу развития, в которую вошли дети, имеющие низкий и средний уровень готовности. С этой группой детей проводились занятия, направленные на подготовку детей к успешному школьному обучению.
Цель: коррекция неполноценного развития отдельных компонентов готовности и формирование высокого уровня школьной зрелости.
Задачи:
1. Формирование положительного отношения к школе, учебных мотивов.
2. Развитие познавательных процессов и интеллекта дошкольников.
3. Формирование навыков общения и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Основная задача, стоящая перед нами – организовать деятельность детей так, чтобы они стали активными субъектами учебных занятий, наплавленных на подготовку к школе.
Это возможно только при соблюдении следующих методологических принципов ведения группы развития:
развитие отдельных психических процессов через перестройку и развитие мотивационной сферы ребенка;
субъектное отношение к ребенку;
развивающая работа должна строиться на основе индивидуального подхода, учитывающего «зону ближайшего развития» ребенка;
занятия должны проходить в игровой форме и вызывать у участников группы живой интерес;
отношения с детьми должны быть доброжелательными и дружелюбными; недопустимы менторская позиция и порицание за неуспех;
ребенок должен иметь право на ошибку;
успех должен переживаться ребятами как радость; этому способствует положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны ведущего группу;
большое внимание на занятиях должно уделяться развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.
Подчеркнем, что психолог, ведущий занятия, должен заражать детей своей эмоциональностью. Он как бы переливает в ребят свою энергию, стараясь расшевелить их и зажечь в них интерес к предлагаемым заданиям. Образно можно сказать, что ведущий группу является эмоциональным донором для ее участников. Эмоциональный фон, на котором проходят занятия, очень важен еще и потому, что он способствует усвоению информации, идущей от взрослого. Чем разнообразнее поведение последнего (мимика, жесты, интонация речи и т. д., тем легче и быстрее усваивается передаваемая им информация, поскольку фон, на котором преподносится некоторое содержание, постоянно вызывает ориентировочную реакцию у слушателей. Ведущего группу можно сравнить с актером, который на протяжении всего спектакля держит зрителей в напряжении [24].
Главное – это формирование познавательной мотивации и на ее основе развитие детей в целом. В итоге у ребенка появляется учебная мотивация, рассматриваемая как критерий психологической готовности к школьному обучению. В том случае, когда у ребенка появляется познавательная и учебная мотивация, можно надеяться, что он и в дальнейшем в школе будет учиться с удовольствием.
Для формирования положительного отношения к школе мы использовали следующие упражнения: «Бег ассоциаций», «Изображение предметов».
Отдельного внимания требует развитие познавательной сферы детей и их интеллектуальных способностей. С этой целью используются развивающие игры, среди которых обязательно должны быть следующие:
игры, расширяющие кругозор и словарный запас ребенка;
логические игры;
игры, развивающие фонематический слух;
игры, развивающие внимание и память;
игры, развивающие мелкую и крупную моторику ребенка [24].
Для развития памяти, внимания, мышления, воображения нами использовались: «Пары слов», «Шалтай-болтай», «Собери картинку», «Ищи безостановочно», «Волшебное яйцо», «Маленькие обезьянки», «Бывает – не бывает».
Несомненно, важным показателем социальной готовности являются коммуникативные навыки детей. Навыки общения и совместной деятельности в нашей развивающей программе предполагается формировать посредством использования следующих упражнений: «Бип», «Маленькие обезьянки», «Путаница», «Зеркало».
Подчеркнем, что коррекционно-развивающая работа с детьми проводилась в форме игры. Игровая форма была выбрана в связи с учетом особенностей возраста. На этом этапе дошкольного детства игра является ведущей деятельностью ребенка, кроме того, в игре, в привычной обстановке дети легче усваивают навыки и знания.
Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов, мотивации уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и др. Содержание игр и заданий, используемых нами при проведении коррекционно-развивающих занятий представлено в приложении 6.
Продолжительность одного занятия 25-30 минут. Занятия были организованы на базе детского сада и проводились 3 раза в неделю в течение трех месяцев.
Следует отметить, что одним из важных психолого-педагогических условий формирования высокого уровня готовности ребенка к школьному обучению является организация и контроль совместной деятельности родителей и детей по подготовке к школе.
Для того, чтобы привлечь родителей к решению задачи более тщательной подготовки детей к школе, нами были проведены родительские собрания, целью которых являлось – дать развернутую информацию о важности развития всех компонентов готовности ребенка к школе, о способах психологической поддержки и общения с детьми, о методах домашней работы с ребенком, направленных на формирование мотивационной и интеллектуальной готовности. Фрагмент содержания родительского собрания представлен