МААМ-картинки

Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников. Опыты с водой и светом. Конспект занятия «Радуга«

Мурадова Наталья
Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников. Опыты с водой и светом. Конспект занятия «Радуга«
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие в старшей группе «Радуга"

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире

что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребенку

захотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал

(В. А. Сухомлинский)

Цели:

• Познакомить детей с атмосферным явлением радугой, раскрыть причину её появления (отражение, преломление и разложение солнечного света).

Задачи:

• Закрепить цвета спектра, их последовательность.

Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников, Опыты с водой и светом, Конспект занятия „Радуга„» размещена в разделах

• Развивать память, внимание, умение работать в коллективе.

• Вызвать желание участвовать в экспериментальной деятельности, познавательную активность.

Предварительная работа:

• экспериментальная деятельность на тему «преломление и отражение света», «Цвета спектра, их последовательность».

Для опытов : таз с водой, зеркало, фонарик, молоко, моющее средство, ватные палочки, пищевые красители, ложки, тарелочки, мыльные пузыри на каждого ребенка, 8 разноцветных ленточек, волчок «Радуга», салфетки и листы альбома на каждого ребенка;

- запись рингтона «Улыбка»

Словарная работа: преломление, отражение, спектр.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Упражнение «Улыбка»

Воспитатель: - А какое сейчас время года?

- Какое у вас настроение вызывает зима?

- А вы знаете, как можно поднять настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?

-Ответить на вопрос нам поможет эта веселая песенка. Давайте присядем на ковер и послушаем. Можете подпевать.

Звучит песня

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется.

Поделись улыбкой своей

И она к тебе еще не раз вернется.

Воспитатель:-Так как можно поднять себе настроение?

- Правильно: надо улыбнуться. И солнышко Вам улыбнется!

Воспитатель: Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу, и нашим гостям!

В группе раздаётся звонок мобильного телефона.

-Ребята, нам пришло звуковое письмо. Давайте послушаем.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Незнайка. Мне сказали, что в вашем детском саду умные и отзывчивые ребята, добрые и находчивые воспитатели. Можно обратиться к вам с просьбой? Расскажите, пожалуйста, что такое «Радуга», откуда она появляется и почему. Попросите воспитателей сделать видеописьмо для меня и отправьте по адресу….

- А кто видел радугу? Когда это было? В сухую, в жаркую погоду, во время или после дождя? Обычно мы видим радугу, когда дождь еще не кончился, но на небе светит солнце. Чтобы увидеть радугу, нужно встать спиной к солнцу.

- Поможем Незнайке? А с чего начнем? Сначала ответим на  вопрос«Что такое радуга (ответы детей).

-Что обозначает слово «радуга»? На какое слово оно похоже? Слово «радуга» похоже на слово «радость». Радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга.  «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга. Увидеть радугу — очень добрая примета, предвещающая счастье. Принято считать, что, если найти место, откуда берет начало радуга — там можно обнаружить клад.

- Есть такое выражение «радужное настроение». Как вы думаете, что оно обозначает?

-Да, радужное настроение - веселое, полное надежд.

- Когда-то давным-давно человек стал задумываться, почему же на небе появляются радуги. Объяснить это явление люди в те времена не могли, потому придумывали мифы и легенды. Некоторые суеверные люди думали, что это мост в потусторонний мир, но учёные нашли ответ этому явлению. Итак, радуга - это явление природы, которое возникает, когда идёт дождь и светит солнце.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько картинок с изображением радуги.

Сколько цветов у радугиРадуга состоит из семи цветов, и все они следуют строго друг за другом, каждый "знает свое место". Правда, в природе нет четких границ между цветами, они плавно переходят друг в друга. Известно выражение, которое помогает запомнить расположение цветов в радуге : Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан (первая буква каждого слова указывает на определенный  цвет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Воспитатель: А теперь я предлагаю пройти в нашу лабораторию, где мы проведем опыты и попробуем создать самую настоящую радугу. Поможем Незнайке? Согласны?

Воспитатель: Прежде чем приступить к опытам, давайте вспомним правила поведения в лаборатории. (карточка).

(Дети надевают халаты, рассаживаются)

Правила поведения в лаборатории:

1. Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.

2. Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.

3. Каждую вещь клади на место.

4. Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно.

5. Делать все нужно дружно!

- А сейчас подойдите к столу и выполним «фокус-покус». (Опыт : капаем воду на салфетки, проявляется нарисованная радуга.)

- Какой по счёту зелёный цвет? Синий? 1-ый какой цвет?6-ой?

-Почему появляется радуга? Хотите узнать?

-Назовите свойства воды.  (+преломляет свет, отражает лучи света)

Воспитатель: А сейчас мы с вами увидим, ка все 7 цветных радужных дужек сливаются в белый цвет. И в этом нам поможет простой волчок.

Демонстрация дисперсии света с помощью волчка.

- Почему солнечные лучи мы видим белого или жёлтого цвета? (опыт с юлой и спектральным кругом)

- Что происходит с солнечным лучом, если он попадает в воду? (преломляется).

- Я вам предлагаю провести опыт с зеркалом.

Наполните ванночку водой и поставьте на стол. Опустите зеркальце в воду наполовину. Его верхняя часть будет опираться на край ванночки, а нижняя-окажется в воде под углом. Направим свет фонарика на погружённую в воду часть зеркала. При этом зеркальце будет отражать свет. Возьмите лист бумаги и поместите его перед зеркалом. Другой рукой слегка подвигайте само зеркало. Изменяйте положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на ней не появится разноцветная радуга. Слегка покачайте ванночку, чтобы по воде пошла рябь, и встряхните зеркало. Что мы видим теперь?

-на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Значит, обычный солнечный лучик, как волшебник, может превращаться в разноцветный, если он проходит сквозь капли воды.

- Сейчас я вам предлагаю поэкспериментировать и самостоятельно получить радугу (детское экспериментирование).

Самостоятельные опыты детей

Воспитатель: А сейчас я вам открою еще один секрет.  А вы знаете, что радугу можно сделать даже из молока.  Хотите попробовать? А теперь вместе попробуем сделать радугу из молока.

Для опыта нам понадобится : Миска с жирным молоком,Пищевые красители, Небольшое количество моющего средства, Ватные палочки.

Обратите внимание на столы: у вас находятся емкость с моющим средством, красители 4 цветов, ватные палочки и тарелочки с молоком.

- В миску с молоком капаем сначала в середину небольшое количество красителя. ( воспитатель демонстрирует и показывает детям у себя на тарелочке каждый шаг). Потом капаем справа, слева, внизу несколько капель и т. д. Далее, берем палочку смачиваем в моющем средстве и опускаем их поочередно к места краски в молоке. И наблюдаем, как краска начинает двигаться и получается красивая радужная смесь. Радуга готова!

Воспитатель:- А теперь я предлагаю вам сделать фото нашей радуги на память. Для этого мы просто возьмем лист бумаги и аккуратно приложим к нашей радуге. И фото на память готово! Дадим возможность им просохнуть. А потом вместе ими полюбуемся.

Физминутка «Тучка»

- Спасибо, дети, садимся на стульчики.

- Как вы думаете, почему появилась радуга?

- Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, преломляются, отражаются и распадаются на разноцветные лучики. Так образуется радуга.

- В какое время года бывает радуга(ответ детей).

-Радуга чаще всего появляется летом, можно увидеть весной, осенью. А самое, по-моему, удивительное — радуга зимой! Очень это странно, необыкновенно. Трещит мороз, на бледно-голубом небе сияет холодное зимнее солнце, а в воздухе парят крохотные кристаллики льда. Луч солнца проходит через эти кристаллики, преломляется и отражается в небе красивой радугой. Такую редкую картину некоторым москвичам посчастливилось увидеть несколько лет назад, в самый разгар зимы.

- Обычно солнечный луч и дождевые капли строят зараз одну радугу, и то не часто. Но бывает, что, всем на радость и удивленье, в небе сразу появляются две радуги. Одна из них поярче, другая побледней! Еще реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг, - это случается только над большими реками, озерами, Но это еще не все чудеса. Иногда радугу можно увидеть ночью, когда после дождя из-за туч выглядывает луна. В ее тусклых лучах тоже рождается лунная радуга, разумеется, не такая яркая, как солнечная.

- Как вы думаете, можно ли радугу увидеть с самолёта? Учёным удалось сфотографировать радугу с самолёта. Вот так она выглядит сверху.

Рефлексия:

Воспитатель: - Что же такое радуга?

- Какой из способов получения радуги вам запомнился и понравился больше всего? Какой из них вы покажете своим родителям дома?

Воспитатель:- Я думаю, что Незнайка все понял. Ой, ребята, а что это у меня? Незнайка прислал нам подарок (воспитатель пускает мыльные пузыри). Догадались, почему я взяла именно мыльные пузыри на это радужное занятие ( Потому что на их мыльной поверхности также образуются радужные спектры).

- А хотите полюбоваться радугой и поиграть с мыльными пузырями?

- Тогда, за отличную и плодотворную работу в нашей1 лаборатории группа ученых «Почемучки» награждается мыльными пузырями. А дальнейшие опыты с ними продолжим на прогулке.

-Когда появляется радуга?

- Итак, почему появляется радуга?

- Почему радуга разноцветная?

- Сколько в ней цветов?

- Кто узнал, что-то новое на этом занятии?

- Если вам было интересно на занятии, вы остались довольны собой, подарите мне улыбку.

- Спасибо вам большое за работу!

Публикации по теме:

Занимательные опыты для старших дошкольников с водой и со льдом «Месяц февраль — экспериментам государь»Занимательные опыты для старших дошкольников с водой и со льдом «Месяц февраль — экспериментам государь» Доброго времени суток, друзья и уважаемые коллеги! В завершении многогранной темы «Арктика и Антарктика» мы решили в группе провести занимательные.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Фото и видеоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»Фото и видеоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Эти опыты мы с детьми старшей группы в рамках реализации проекта «Эколята-защитники природы» Дети принимали активное участие в опытах.

Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность с водой»Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность с водой» Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность с водой» В рамках тематической недели опытов и экспериментов в нашем детском саду один.

Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе. Опыты с водой и снегом»Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе. Опыты с водой и снегом» Экспериментирование учит детей наблюдать и делать выводы,развивает мышление и внимание. Простые опыты вызывают у детей неподдельный интерес,что.

Конспект занятия в средней группе «Опыты со светом» (средняя группа)Конспект занятия в средней группе «Опыты со светом» (средняя группа) Цель: расширить знания детей об окружающем мире. Задачи:1) Дать понятие о возникновении света и тени 2) Развивать стремление к поисково-познавательной.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу продолжить рассказ об опытно-экспериментальной деятельности в нашей группе. На этот раз мы проводили.

Опытно-экспериментальная деятельность с водой и воздухом в подготовительной группеОпытно-экспериментальная деятельность с водой и воздухом в подготовительной группе Цель: формировать знания о плавучести предметов, понять механизм погружения и всплытия подводной лодки. Материалы и оборудование: несколько.

«Ознакомление с воздухом и некоторыми его свойствами». Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников Ознакомление с воздухом и некоторыми его свойствами. Цели и задачи: показать, что воздух есть вокруг нас, в воде, что мы дышим воздухом.

Экспериментальная деятельность детей «Опыты с водой. Плавучесть предметов»Экспериментальная деятельность детей «Опыты с водой. Плавучесть предметов» Цели. - Формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности; - Закрепление у детей представлений о физических свойствах предметов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников. Опыты с водой и светом. Конспект занятия «Радуга«
Опубликовано: 29 апреля 2021 в 21:52
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников. Опыты с водой и светом. Конспект занятия «Радуга«» (включая файлы) размещена пользователем Мурадова Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД