Мурадова Наталья
Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников. Опыты с водой и светом. Конспект занятия «Радуга«
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в старшей группе «Радуга"
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире
что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни
заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребенку
захотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал
(В. А. Сухомлинский)
Цели:
• Познакомить детей с атмосферным явлением радугой, раскрыть причину её появления (отражение, преломление и разложение солнечного света).
Задачи:
• Закрепить цвета спектра, их последовательность.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников, Опыты с водой и светом, Конспект занятия „Радуга„» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Радуга, радужные идеи
- Радуга. Эксперименты, опыты, исследовательская деятельность
- Старшая группа
- Темочки
• Развивать память, внимание, умение работать в коллективе.
• Вызвать желание участвовать в экспериментальной деятельности, познавательную активность.
Предварительная работа:
• экспериментальная деятельность на тему «преломление и отражение света», «Цвета спектра, их последовательность».
Для опытов : таз с водой, зеркало, фонарик, молоко, моющее средство, ватные палочки, пищевые красители, ложки, тарелочки, мыльные пузыри на каждого ребенка, 8 разноцветных ленточек, волчок «Радуга», салфетки и листы альбома на каждого ребенка;
- запись рингтона «Улыбка»
• Словарная работа: преломление, отражение, спектр.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Упражнение «Улыбка»
Воспитатель: - А какое сейчас время года?
- Какое у вас настроение вызывает зима?
- А вы знаете, как можно поднять настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?
-Ответить на вопрос нам поможет эта веселая песенка. Давайте присядем на ковер и послушаем. Можете подпевать.
Звучит песня:
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкой своей
И она к тебе еще не раз вернется.
Воспитатель:-Так как можно поднять себе настроение?
- Правильно: надо улыбнуться. И солнышко Вам улыбнется!
Воспитатель: Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу, и нашим гостям!
В группе раздаётся звонок мобильного телефона.
-Ребята, нам пришло звуковое письмо. Давайте послушаем.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Незнайка. Мне сказали, что в вашем детском саду умные и отзывчивые ребята, добрые и находчивые воспитатели. Можно обратиться к вам с просьбой? Расскажите, пожалуйста, что такое «Радуга», откуда она появляется и почему. Попросите воспитателей сделать видеописьмо для меня и отправьте по адресу….
- А кто видел радугу? Когда это было? В сухую, в жаркую погоду, во время или после дождя? Обычно мы видим радугу, когда дождь еще не кончился, но на небе светит солнце. Чтобы увидеть радугу, нужно встать спиной к солнцу.
- Поможем Незнайке? А с чего начнем? Сначала ответим на вопрос: «Что такое радуга?» (ответы детей).
-Что обозначает слово «радуга»? На какое слово оно похоже? Слово «радуга» похоже на слово «радость». Радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга. Увидеть радугу — очень добрая примета, предвещающая счастье. Принято считать, что, если найти место, откуда берет начало радуга — там можно обнаружить клад.
- Есть такое выражение «радужное настроение». Как вы думаете, что оно обозначает?
-Да, радужное настроение - веселое, полное надежд.
- Когда-то давным-давно человек стал задумываться, почему же на небе появляются радуги. Объяснить это явление люди в те времена не могли, потому придумывали мифы и легенды. Некоторые суеверные люди думали, что это мост в потусторонний мир, но учёные нашли ответ этому явлению. Итак, радуга - это явление природы, которое возникает, когда идёт дождь и светит солнце.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько картинок с изображением радуги.
Сколько цветов у радуги? Радуга состоит из семи цветов, и все они следуют строго друг за другом, каждый "знает свое место". Правда, в природе нет четких границ между цветами, они плавно переходят друг в друга. Известно выражение, которое помогает запомнить расположение цветов в радуге : Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан (первая буква каждого слова указывает на определенный цвет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
Воспитатель: А теперь я предлагаю пройти в нашу лабораторию, где мы проведем опыты и попробуем создать самую настоящую радугу. Поможем Незнайке? Согласны?
Воспитатель: Прежде чем приступить к опытам, давайте вспомним правила поведения в лаборатории. (карточка).
(Дети надевают халаты, рассаживаются)
Правила поведения в лаборатории:
1. Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.
2. Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.
3. Каждую вещь клади на место.
4. Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно.
5. Делать все нужно дружно!
- А сейчас подойдите к столу и выполним «фокус-покус». (Опыт : капаем воду на салфетки, проявляется нарисованная радуга.)
- Какой по счёту зелёный цвет? Синий? 1-ый какой цвет?6-ой?
-Почему появляется радуга? Хотите узнать?
-Назовите свойства воды. (+преломляет свет, отражает лучи света)
Воспитатель: А сейчас мы с вами увидим, ка все 7 цветных радужных дужек сливаются в белый цвет. И в этом нам поможет простой волчок.
Демонстрация дисперсии света с помощью волчка.
- Почему солнечные лучи мы видим белого или жёлтого цвета? (опыт с юлой и спектральным кругом)
- Что происходит с солнечным лучом, если он попадает в воду? (преломляется).
- Я вам предлагаю провести опыт с зеркалом.
Наполните ванночку водой и поставьте на стол. Опустите зеркальце в воду наполовину. Его верхняя часть будет опираться на край ванночки, а нижняя-окажется в воде под углом. Направим свет фонарика на погружённую в воду часть зеркала. При этом зеркальце будет отражать свет. Возьмите лист бумаги и поместите его перед зеркалом. Другой рукой слегка подвигайте само зеркало. Изменяйте положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на ней не появится разноцветная радуга. Слегка покачайте ванночку, чтобы по воде пошла рябь, и встряхните зеркало. Что мы видим теперь?
-на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Значит, обычный солнечный лучик, как волшебник, может превращаться в разноцветный, если он проходит сквозь капли воды.
- Сейчас я вам предлагаю поэкспериментировать и самостоятельно получить радугу (детское экспериментирование).
Самостоятельные опыты детей
Воспитатель: А сейчас я вам открою еще один секрет. А вы знаете, что радугу можно сделать даже из молока. Хотите попробовать? А теперь вместе попробуем сделать радугу из молока.
Для опыта нам понадобится : Миска с жирным молоком,Пищевые красители, Небольшое количество моющего средства, Ватные палочки.
Обратите внимание на столы: у вас находятся емкость с моющим средством, красители 4 цветов, ватные палочки и тарелочки с молоком.
- В миску с молоком капаем сначала в середину небольшое количество красителя. ( воспитатель демонстрирует и показывает детям у себя на тарелочке каждый шаг). Потом капаем справа, слева, внизу несколько капель и т. д. Далее, берем палочку смачиваем в моющем средстве и опускаем их поочередно к места краски в молоке. И наблюдаем, как краска начинает двигаться и получается красивая радужная смесь. Радуга готова!
Воспитатель:- А теперь я предлагаю вам сделать фото нашей радуги на память. Для этого мы просто возьмем лист бумаги и аккуратно приложим к нашей радуге. И фото на память готово! Дадим возможность им просохнуть. А потом вместе ими полюбуемся.
Физминутка «Тучка»
- Спасибо, дети, садимся на стульчики.
- Как вы думаете, почему появилась радуга?
- Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, преломляются, отражаются и распадаются на разноцветные лучики. Так образуется радуга.
- В какое время года бывает радуга? (ответ детей).
-Радуга чаще всего появляется летом, можно увидеть весной, осенью. А самое, по-моему, удивительное — радуга зимой! Очень это странно, необыкновенно. Трещит мороз, на бледно-голубом небе сияет холодное зимнее солнце, а в воздухе парят крохотные кристаллики льда. Луч солнца проходит через эти кристаллики, преломляется и отражается в небе красивой радугой. Такую редкую картину некоторым москвичам посчастливилось увидеть несколько лет назад, в самый разгар зимы.
- Обычно солнечный луч и дождевые капли строят зараз одну радугу, и то не часто. Но бывает, что, всем на радость и удивленье, в небе сразу появляются две радуги. Одна из них поярче, другая побледней! Еще реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг, - это случается только над большими реками, озерами, Но это еще не все чудеса. Иногда радугу можно увидеть ночью, когда после дождя из-за туч выглядывает луна. В ее тусклых лучах тоже рождается лунная радуга, разумеется, не такая яркая, как солнечная.
- Как вы думаете, можно ли радугу увидеть с самолёта? Учёным удалось сфотографировать радугу с самолёта. Вот так она выглядит сверху.
Рефлексия:
Воспитатель: - Что же такое радуга?
- Какой из способов получения радуги вам запомнился и понравился больше всего? Какой из них вы покажете своим родителям дома?
Воспитатель:- Я думаю, что Незнайка все понял. Ой, ребята, а что это у меня? Незнайка прислал нам подарок (воспитатель пускает мыльные пузыри). Догадались, почему я взяла именно мыльные пузыри на это радужное занятие ( Потому что на их мыльной поверхности также образуются радужные спектры).
- А хотите полюбоваться радугой и поиграть с мыльными пузырями?
- Тогда, за отличную и плодотворную работу в нашей1 лаборатории группа ученых «Почемучки» награждается мыльными пузырями. А дальнейшие опыты с ними продолжим на прогулке.
-Когда появляется радуга?
- Итак, почему появляется радуга?
- Почему радуга разноцветная?
- Сколько в ней цветов?
- Кто узнал, что-то новое на этом занятии?
- Если вам было интересно на занятии, вы остались довольны собой, подарите мне улыбку.
- Спасибо вам большое за работу!