Татьяна Дирвук
Опыт создания музейного уголка «Годы, опаленные войной» в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Основные характеристики опыта.
Краткая аннотация: Сущность опыта состоит в реализации направления «Музейная педагогика» в детском саду, обогащении предметно-развивающей среды ДОУ, обога-щение воспитательно-образовательного пространства новыми формами. Практическая значимость опыта заключается в возможности применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения. Работа в музее очень увлекает детей, стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы детей.
Публикация «Опыт создания музейного уголка „Годы, опаленные войной“ в ДОУ» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Мини музеи и военные уголки
- Музейная педагогика в детском саду
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Актуальность опыта : Сейчас в стране не только экономический кризис, но и кризис воспитания подрастающего поколения. Малыши в нашей повседневной жизни окружены в основном современными ритмами, речь искажена иностранными словами, комиксами. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения.
Мы провели анкетирование и выяснили, что основная часть воспитанников детского сада ни разу не ходили в музей с родителями, причем по разным причинам. Многие считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения. Как же привлечь внимание родителей к музеям? Поэтому мы решили создать собственный «музейный уголок». При выборе профиля «музейного уголка» определилось направление – «Годы опаленной войной». Наше желание знать, как воевали наши прадеды, как жили наши сверстники во время войны, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Условия становления опыта : Опыт работы над темой «Музейного уголка в детском саду» складывался постепенно. В течение года была создана творческая группа, определено направление, выбрано место расположения, название, по крупицам собирались экспонаты для экспозиции.
Новизна опыта : Новизна опыта заключается в реализации, поиске и разработке инновационных подходов к решению задач по формированию у детей представлений о музее, развитие творческого и логического мышления, воображения, расширение кругозора дошкольников. Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. Общение с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека. Накопленный опыт работы показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.
Трудоёмкость опыта : Всю работу по созданию музейного уголка можно разделить на три этапа: Первый этап, подготовительный — «Планирование музейного уголка». На этом этапе мы создали творческую группу педагогов, которые организуют работу по созданию музейного уголка. Разработали тематическое планирование.
Второй этап, практический — «Создание музейного уголка». Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива. Выбор темы, нашего музейного уголка, происходит исходя из интересов детей, инициативы педагога. Месторасположение уголка определяли с учётом интерактивности и функциональности музейного пространства, комфортности и безопасности деятельности. Воспитатель имеет возможность обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования. Привлечение родителей: В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками (поделки из брошенных вещей, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей.
Третий этап, — «Функционирование музейных уголков». В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших музейных уголках не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедуш-ка. Музейный уголок — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
СПИСОК литературы по созданию музеев в детском саду :
1. Пантелеева Л. В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000г.
2. «Музейная педагогика», под редакцией А. Н. Морозовой,О. В. Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008г. 3. Н. А. Рыжова Л. В., Логинова, А. И. Данюкова «Мини-музей в детском саду», Москва, «Линнка-Пресс», 2008 г.