Трушкина Кристина Игоревна
Виртуальные экспедиции как эффективная технология ознакомления с многообразием просторов России
▼ Скачать
В веке компьютерных технологий ежеминутно появляется новое изобретение,
которое помогает познавать окружающий мир, каждый раз еще более интересное и более простое в использовании. Нам, педагогам, необходимо идти в ногу со временем, следить за достижениями науки и техники, использовать свое педагогическое мастерство, чтобы сделать учебно-воспитательный процесс познавательным, интересным, разносторонне развивающим, воспитывающим.
Публикация «Виртуальные экспедиции как эффективная технология ознакомления с многообразием просторов России» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» февраль 2024
Все мы любим путешествовать! Но можем ли мы попасть в любую точку мира, как только этого захотим? А ещё сложнее оказаться на дне океана или в космосе. Опасно гулять по пустыне или по болотам, рассматривать вблизи кобру или крокодила! Но как же интересно узнать обо всём об этом! Как хочется увидеть всё своими глазами!
В процессе своей педагогической деятельности я столкнулась с проблемами, которые препятствуют систематичной работе по формированию у дошкольников представлений о просторах России. Так как речь идет о формировании представлений о Родине в целом, мы по ряду причин не имеем возможности показать красоту и величие городов России, и их достопримечательности. Данная проблема стимулировала меня на поиск новых методов и способов для достижения этой цели.
Я считаю, что особую ценность представляют собой виртуальные экспедиции по просторам нашей Родины, хотя в педагогических науках данная тема разработана недостаточно. Виртуальные экспедиции по родному краю помогают сформировать у детей любовь к малой родине, патриотизм, интерес к истории родного края, традициям, воспитывать доброту, человечность, чувство гражданственности. Виртуальные экспедиции являются наиболее эффективной технологией и позволяют в любое время года очутиться в любом уголке нашей страны, что обычно недоступно из-за удаленности и погодных условий.
Виртуальная экспедиция – это организационная технология обучения, отличающаяся от реальной экспедиции виртуальным изображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов и др.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов, исследования данного объекта, запись результатов в исследовательский журнал.
Цель моего опыта работы: представить материал по проведению виртуальных экспедиций при ознакомлении дошкольников с просторами России.
Задачи:
- познакомить педагогов с разнообразием виртуальных экспедиций;
- рассказать об особенностях проведения виртуальной экспедиции;
- предоставить материалы по проведению экспедиций.
Виртуальная экспедиция – это один из методов проектной деятельности и является эффективной технологией ознакомления с многообразием просторов России.
Виртуальная экспедиция имеет ряд преимуществ перед традиционными экспедициями :
• Не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОУ, города и даже страны.
• Автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность работы педагогов.
• Помогает организовать деятельность педагогов по овладению научными знаниями.
• Ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.
По форме и содержанию виртуальные экспедиции могут быть нескольких видов:
– интерактивные (знакомство с объектами и явлениями природы вместе с каким-либо героем). Оформляются в виде электронных презентаций и слайд-шоу;
– видео экспедиция, видео в ходе, которого педагог озвучивает заранее подготовленный текст. То есть берет на себя роль экспедитора или же проводника. Это могут быть видеозаписи семейного путешествия или видеоролики, размещенные на сайтах и в глобальной сети Интернет.
Перед началом проведения виртуальных экспедиций я изучала материал по данной теме, методах исследования, затем о способах проведения виртуальной экспедиции, училась сама составлять их в презентацию, подбирая нужный текст, фотографии, картинки, снимки, исследуемый материал.
На мой взгляд, виртуальные экспедиции являются эффективной технологией организации работы по ознакомлению дошкольников с просторами России и в этом отношении имеют ряд существенных дидактических функций:
1) Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, отчего значительно повышается познавательная активность детей;
2) Помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, ведь сам процесс восприятия преподносимого материала становится намного увлекательнее;
3) способствуют развитию наблюдательности, исследовательской деятельности, навыков самостоятельной работы.
Любая экспедиция начинается с подготовительного этапа. Это беседы, сбор информации, поиск фото – и видео - фрагментов про определенный объект исследования, составление словаря экскурсовода, работа с картой и глобусом, составление маршрута экспедиции, выбор средства передвижения (на чем добраться до определенного объекта исследования, подбор необходимых вещей.
После подготовительного этапа перехожу к основному этапу виртуальной экспедиции. Каждый раз при разработке новой виртуальной экспедиции, я старалась четко определить ее цели, задачи, подбирала тематику, методы и объект исследования. Ведь выбранная тема служит основой, стержнем, который объединяет все объекты и под темы экспедиции в единое целое. После этого, я обдумывала, какой вид виртуальной экспедиции я могу использовать по данной тематике. При выборе объектов для демонстрации важно помнить о том, что показ является частью, занимающей главенствующее положение в экспедиции. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество представляемого материала.
При определении маршрута экспедиции я старалась выбирать такие просторы нашей страны, которые интересны были бы детям и являются уникальным наследием нашей России. Я старалась, чтобы каждый выбранный мною маршрут представлял собой наиболее удобный путь исследования экспедиционной группы, способствующий постепенному раскрытию темы. В самой экспедиции последовательность материала видеоряда я составляла так, чтобы он максимально раскрывал выбранную мной тему. При составлении текста виртуальной экспедиции я учитывала возрастные особенности детей, уровень их знаний, интересы, доступность материала, его соответствие заявленной теме. Старалась подобрать лаконичные, короткие, емкие, понятные, четкие формулировки.
Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экспедиций играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экспедиции. Хочу обратить внимание на то, что в основу подготовки любой экспедиции должны быть положены главные принципы и требования педагогической науки, такие как взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей.
Заканчиваем виртуальную экспедицию итоговым обсуждением, в ходе которого вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.
Виртуальные экспедиции я проводила 2-3 раза в месяц. Это зависело от темы недели, ее связи с историей города и страны. Каждый раз я заранее готовлю комнату. Вся познавательная деятельность длится 25-30 минут. Организационная сторона виртуальной экспедиции выражается в четком продуманном плане ее организации. Поэтому я, как начальник экспедиции в процессе подбора материала заранее изучала место экспедиции, продумывала путь исследования, содержательную сторону.
Моей главной задачей было показать детям, что в нашей огромной стране, есть многообразие просторов. Воспитывая у детей любовь к своей стране, я стремилась подвести их к пониманию того, что наша Родина уникальна и неповторима.
Использование проведения виртуальных экспедиций впервые я начала в рамках реализации проекта «Моя семья, мой город, моя страна». Эта технология работы мне очень понравилась тем, что позволила наглядно, разнообразно, эмоционально преподнести материал детям при формировании у них системных знаний по истории и культуре родного края, воспитании чувства любви к своей семье, своей малой и большой Родине, гордости за неё, за русский народ, его культурное наследие.
При реализации проекта мне хотелось найти новую технологию работы, такую, которая будет одинаково интересна и детям, и родителям, и мне – воспитателю. Виртуальные экспедиции, как необычная технология проведения исследовательской или осведомительной деятельности, идеально подходит благодаря тому, что подача материала происходит визуально, сопровождается текстом-расшифровкой, ложится на уже знакомые, полученные ранее знания детей.
Виртуальные экспедиции, конечно, не заменят реального посещения тех или иных объектов, но это отличный способ познакомиться с труднодоступными местами на планете. Другой положительный момент виртуальных экспедиций - расширение кругозора детей. Возможность использования данной технологии сделает образовательную деятельность более живой и интересной.
Социальная значимость виртуальных экспедиций заключается в доступности информации для всех воспитанников, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Далеко не каждый ребенок может посетить тот или иной объект в реальной жизни, а благодаря виртуальным экспедициям это становится возможным.
Использование виртуальных экспедиций позволяет не просто сформировать у дошкольников представления об окружающем мире, но и значительно повысить интерес детей к занятиям, развить познавательные способности, сформировать умения поисково-исследовательской деятельности.
Таким образом, использование виртуальных экспедиции делает процесс воспитания и обучения более интересным, качественным, результативным. При проведении виртуальной экспедиции, важно учитывать, чтобы она способствовала обогащению детей неповторимыми впечатлениями, желание делиться своими мыслями, знаниями об увиденном и услышанном.
Литература:
1. Виноградова Н. А. Интерактивная развивающая среда детского сада/Н. А. Виноградова,Н. В. Микляева// М. УЦ Перспектива: 2011.–208с.
2. «Детство:Примерная образовательная программа дошкольного образования»/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе,О. В. Солнцева и др. СПб. :ДЕТСТВО-ПРЕСС,2014.–352с.
3. «Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие» / Под ред. Н. В. Микляевой. М. : ТЦ Сфера, 2012.– 128с.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. N26 «Об утверждении СанПиН2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Электронные ресурсы:
1. Ажищева Т. А. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ/Т. А. Ажищева
// Центр образовательного и научного консалтинга. [Электронный ресурс].
2. Корецкая С. В. Проект «Использование информационно-коммуникативных технологий в ДОУ для создания единой информационной среды»/С. В. Корецкая//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс].URL :https://festival.1september.ru/articles/559339/(дата обращения 28.02.2018г.