Марина Челяева
Развитие речи на музыкальных занятиях в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.»
В. А. Сухомлинский
Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. В нашем детском саду на музыкальных занятиях развитию речи уделяется много внимания.
Публикация «Развитие речи на музыкальных занятиях в детском саду» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов ДОУ и родителей.
Основная задача музыкального воспитания : воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша.
Музыкальное творчество, по своей сути связано с душой маленького человечка, поэтому должно быть занятием радостным, увлекательным, открывать возможности общения детей средствами музыки.
Выбрав данную проблему «Развитие речи детей на музыкальных занятиях через различные виды деятельности», я изучила программу «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильнвой.
Перечень используемой литературы:
1. Бехтерев В. М. «О значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства».
2. Ватнова А. Д. «Развитие чистоты интонации в пении дошкольников».
3. Ветлугина Н. А. «Музыкальное воспитание в детском саду».
4. Давыдова М. А. «Музыкальное воспитание в детском саду».
5. Емельянов В. В. «Фонопедический метод развития голоса».
6. Кабалевский Д. Б. «Воспитание ума и сердца».
7. Метлов Н. А. «Музыка детям».
8. Михайлова М. А. «Поем, играем, танцуем в доме и в саду».
9. Орлова Т. М. «Учите детей петь».
10. Рокитянская Т. А. «Воспитание звуком».
11. Стрельникова А. Н. «Дыхательная гимнастика».
12. Стулова Г. П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению».
13. Праслова Г. А. «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста в детском саду».
14. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. 15. Волкова. Г. А. Логопедическая ритмика.
16. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников.
17. Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры.
Регулярно знакомлюсь с методической литературой. Использую в работе компьютерные технологии.
Я поняла, что работа по развитию речи должна проводиться регулярно, тогда будет достигнут положительный результат.
Поставила перед собой задачи:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства, посредством развития речи;— развитие речи через восприятия музыки;
— реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры – это социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования.
Целевые ориентиры в музыкальном развитии ребенка :
- проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах музыкальной деятельности, обладает установкой положительного отношения к миру, обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах музыкальной деятельности, использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими и др.
Для более эффективного решения поставленных задач я создала среду, которая помогает детям в усвоении полученных знаний.
В зале оформлен уголок «В мире театра», в котором есть большой комплект перчаточных кукол для обыгрывания различных сказок, фетровый театр на фленеграфе с различными сказочными персонажами, маски животных, маски овощей и фруктов.
Театрализация имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами деятельности в работе над коррекцией речи ребенка. Она напрямую связана с развитием речи.
В процессе театральной деятельности, как разновидности игровой, у детей развиваются основные психические и познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные качества, пополняется словарный запас, развивается речь. Работая над спектаклем, все дети, даже самые стеснительные, вовлекаются в интересный творческий процесс, раскрепощаются, проявляют выдумку и находчивость. Речь их становится выразительной, движения более пластичными. То, что дети не могут выразить словами, они пытаются выразить под музыку с помощью пластики, мимики, жеста.
Стихотворный текст заучивается детьми легко, своей ритмичностью активизирует детей, помогает держать определенный темп. Перед исполнением любой роли, я ставлю определенные задачи, которые помогают будить их фантазию и воображение, особенно хорошо дети чувствуют мир животных. Они легко перевоплощаются в них, подмечая самые характерные движения и звуки. Дети учатся понимать литературное произведение, его
смысл, настроение. Учатся пересказывать текст, соединяя речь с вышесказанным.
Также оформлен уголок «Мир музыкальных инструментов», где имеются все необходимые инструменты для шумового оркестра и свободного музицирования: маракасы, ложки, бубны, треугольники, бубенцы, колокольчики, трещотки, коробочки, рубель, флейта дождя, гусли, барабаны и др.
Еще одним из продуктивных видов деятельности детей является игра на музыкальных инструментах, которая тоже, в свою очередь, развивает речь детей. Развивается мелкая и крупная моторика, а также ритмизированная речь.
Игра на музыкальных инструментах способствует развитию у дошкольников мелодического слуха, чувства ритма и музыкальной памяти. Дети начинают подбирать мелодии на слух, что активизирует их речь, так как речевой слух составляет основы слуха музыкального.
Мы с детьми играем в оркестре – это один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Как показывает практика, дети, которые скованы в других видах деятельности, с удовольствием проявляют себя в этом виде деятельности. Здесь, я считаю, идет сочетание видов деятельности (дети одновременно слушают музыку и подыгрывают на музыкальных инструментах).
В уголке «Волшебный мир танца» имеются красочные атрибуты к различным танцам: платочки, шляпки, зонтики, султанчики, веночки, листочки, флажки, рушники, лошадки и др.
Самый любимый вид деятельности детей – это танцевальная деятельность. Я считаю, что и танцевальная деятельность имеет непосредственное отношение к развитию речи детей. При разучивании танцевальных движений обогащается словарный запас новыми терминами, многие дети тихонько подпевают песенку, под которую танцуют. Нередко дети проговаривают новые движения или ритмично просчитывают танцевальную музыку. Ведь начинаем разучивать танцы мы сначала под счет. При этом я добиваюсь от детей, чтобы движения выполнялись четко, легко, без перенапряжения.
Оформлен уголок «Наш мир эмоций», стенд с портретами российских и зарубежных композиторов. Изготовлены наглядно методические пособия: «Музыкальный паровозик» со сменной информацией на вагончиках, «Музыкальные домики» с кармашками, где также можно менять содержимое.
Изготовлено пособие на усвоение детьми музыкальных жанров «Три кита», пособие на усвоение детьми музыкально – динамических оттенков музыки «Веселые колокольчики» и пособие на определение характера произведения «Солнышки». Следующим видом деятельности, которым я занимаюсь с детьми, это слушание музыки. Оно также направлено на развитие речи дошкольника. Этот вид деятельности способствует:
- формированию слухового внимания
- развитию эмоциональной отзывчивости
- развитию звуковысотного, тембрового и динамического компонентов слухового восприятия.
При слушании музыкального произведения, я разделяю пассивное и активное восприятие при воздействии музыки на речевую сферу детей. Пассивное восприятие может выражаться в музыкальном оформлении различных игр и развлечений (большинство наших с детьми игр сопровождается музыкальным оформлением, в сопровождении групповых занятий и самостоятельной деятельности детей. Активное восприятие выражается в беседе о прослушанном музыкальном произведении, которая обязательно включает в себя характеристику эмоционально-образного и музыкального содержания произведения. Подобные беседы позволяют расширить словарный запас детей, помочь им сформулировать свои мысли, высказать чувства и эмоции, связанные с прослушиванием музыки. И если высказывания о характере музыки зачастую вызывают затруднения детей (т. е. недостаточно знают прилагательных). А когда вопрос ставится: «Что вы представили, слушая музыку? Какие картинки, какие образы? Дети, сами того не подозревая, начинают охотно рассказывать то, что они представили, слушая музыку, причем полными предложениями и даже небольшими рассказами. Мне очень нравится этот вид детской деятельности, так как я отчетливо понимаю, насколько он ценен. Невозможно переоценить влияние классической музыки на ребенка.
Это бесценный материал, ведь мы слушаем П. И. Чайковского, А. Вивальди, Д. Шостаковича, Д. Кабалевского, Римского – Корсакова, а это мировые шедевры музыкального искусства, и они оказывают огромное влияние на душу ребенка, на его психику, а в целом на становление личности.
В зале находится коррекционная кукла «Барыня – сударыня», в карманах которой находятся предметы Су – Джок: прищепки, резиночки, камушки, бусы, шестигранные карандаши, дидактическое пособие из бытовых салфеток «Музыкальные знаки».
Имеются картотеки «Пальчиковые игры», «Подвижные игры», «Дидактические игры», «Музыкальные игры», «Картотека чистоговорок» и «Картотека самомассажа».
Использую в своей работе музыкально - ритмические движения – которые оказывают коррекционное воздействие на речь детей. Накапливая музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, дети передают в свободных выразительных движениях различные музыкально-художественные образы. Для развития речи детей я отмечаю в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.
Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук – пальчиковая гимнастика под музыку. Е. Железновой разработана методика использования пальчиковых игр под музыку, которая позволяет эффективно решать задачи развития речи. Очень хороший и полезный материал, который направлен на всестороннее развитие малыша. Здесь и двигательные упражнения, и самомассажи и речевое развитие.
Особое место в развитии речи на мой взгляд, занимают пальчиковые игры. Они способствуют развитию двигательных качеств, повышают координационные способности пальцев рук (готовят к письму); сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Применяю во время слушания, пения или как подвижную игру. Например, упражнение «Пальчик мой», «Цветики», «Котики», «Зайчики», «Замок», «Стул и стол», «Мы капусту рубим», «Ах, вода» и другие. Я считаю, что сами по себе наглядно - дидактические пособия, уже способствуют развитию речи, так как подталкивают детей на разговор. Ребенок не сможет промолчать, глядя на красивый, привлекающий его внимание предмет.
Следующий вид деятельности — это игровое и танцевальное творчество, которое также способствует развитию речи на музыкальных занятиях. Во время игр и танцев нередко дети подпевают слова или изображают голосом какие-то звуки (паровоз, машина, животное). Играют они всегда с удовольствием, что помогает каждому ребенку проявить творческие навыки, раскрепоститься, найти общий язык с другими участниками игры. Речевые игры позволяют овладеть всеми выразительными средствами музыки. Применение речевых игр эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. В речевых играх текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. В работе над дикцией мы с детьми проговариваем текст не только вслух, а иногда и только губами, начиная с медленного темпа, постепенно ускоряясь. Это упражнение помогает детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни. Большинство игр, в которые мы играем с ребятами, сопровождается проговариванием текста и это тоже является очень полезной составляющей в развитии речи ребенка. Это такие игры, как: «Хитрая лиса», «Два мороза», «Дружным кругом друг за другом», «Мы веселые ребята», «Ежик», «Солнышко и дождик» и другие. Самое главное в играх добиваться от детей, чтобы текст они проговорили.
Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Это тот вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения. Общеизвестно, что пение развивает :
- речевое дыхание
- голос
- формирует чувство ритма и темпа
- улучшает дикцию
- координирует слух и голос
При постановке певческого голоса ребенка, я решаю несколько речевых задач: - совершенствование голосового аппарата для пения (одновременно совершенствуется и речь дошкольника);
- культура выразительного исполнения (также необходима в пении, формирует речевую выразительность);
- формирование навыка сольного пения (закладывает основу монологической речи); - развитие ладового чувства, музыкальной интонации (открывает способность к речевым интонациям).
Я считаю, что пение помогает исправлять недостатки речи : невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Поэтому разучивание песни мы начинаем с хорового проговаривания текста. Особенно охотно дети разучивают песни, которые им по душе. («Осень милая шурши», «У каждого есть мама», «Мамина улыбка», «Новогодний хоровод», «Замела метелица» и многие другие. У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Музыкальные звуки, также,как и речь, воспринимаются слухом. Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально - ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах музыкальной деятельности. И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов развивает речь детей. А такие понятия как темп, ритм, тембр, динамика присущи как речи, так и музыке. В начале года я провела мониторинг.
Мониторинг показал, что многие дети скованы в своих движениях, в высказываниях и даже в таком виде деятельности, как игровое творчество. Провела анкетирование родителей «Любит ли ваш ребёнок петь?», «Вспоминает ли ребенок о прослушанной музыке?». По анкете «Любит ли ваш ребенок петь?», почти все родители дали положительные ответы. По второй анкете «Вспоминает ли ребенок о прослушанной музыке?» : 45% родителей ответили, что вспоминает и рассказывает, 20% ответили, что не вспоминает и нерассказывает, 35% родителей ответили, что вспоминает, но рассказывает неохотно. Для родителей были подготовлены консультации: «Значение пения в жизни ребенка», «Рекомендации по обучению детей пению и охране детского голоса у детей раннего возраста», «Пение — путь к здоровью», «Основные задачи пения, охрана детского голоса при обучении пению».
Разработала план работы с педагогами.
Проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии речи детей, я сделала вывод о важности и особом значении каждого из них. В конце года я провела повторный мониторинг, и он показал положительную динамику.
У Детей всех групп увеличился высокий уровень знаний и умений. Дети, которые в начале года были не активны, закрепощены, стали более активные во многих видах деятельности. У них появилась уверенность в себе. Речь многих детей улучшилась. Многие научились соотносить текст с движением, дети научились двигаться ритмично под музыку. Дети старших групп стали интонировать гораздо чище.
Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества, встречи с прекрасным, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьёзные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно.
Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи : помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность. А использование системы специальных упражнений, различных игр, индивидуальная и групповая работа - все это помогает мне добиваться положительных результатов в развитии речи ребенка.
Проанализировав свою работу, я наметила в ней следующие цели:
- продолжать работать над развитием речи детей, через все виды музыкальной деятельности
- работать над вокальным проектом «Песенка звени».