Елена Касьянова
Опыт работы «Развитие грамматического строя речи в онтогенезе и при ОНР III уровня посредством игр с водой»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие грамматического строя речи в онтогенезе и при ОНР III уровня посредством игр с водой»
Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Публикация «Опыт работы „Развитие грамматического строя речи в онтогенезе и при ОНР III уровня посредством игр с водой“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Игры для детей
- Игры с водой для дошкольников
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Развитие речи является одной из важнейших проблем в общей и специальной психологии. Развивающаяся речь выступает вначале как средство общения, обозначения, в дальнейшем становиться орудием мышления и выражения мыслей, организует деятельность и поведение человека (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. В. Лурия, Л. С. Цветкова, и др.)
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. «Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие». Наиболее распространенным нарушением является общее недоразвитие речи (ОНР).
Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи. У детей 3 уровня ОНР, как отмечают Т. Б. Филичева и Г. В. Чиркина, преобладает недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, поэтому вопрос о методике развития грамматического строя становится одним из самых актуальных. Особенности нарушения грамматической стороны речи представлены в работах Н. Н. Трауготт, Р. Е. Левиной, Б. М. Гриншпуна, С. Н. Шаховской, Е. Ф. Соботович, В. А. Ковшикова.
Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. в своих работах выделяют два этапа формирования грамматического строя речи. Первым является этап практического овладения грамматическим строем в ситуации речевого общения, на котором формируется языковое чутье. На втором этапе происходит осознание ребенком языковых закономерностей.
У нормально развивающихся детей овладение грамматическим строем речи происходит по тем же этапам, но в более ранние сроки и первый этап проходит короче, чем у детей с ОНР. Для формирования грамматического строя речи авторы предлагают разнообразные методы и приемы, такие, как:
• Игровые (дидактические, сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры и другие);
• Наблюдения;
• Практические действия с предметами и другие.
Современная психолого-педагогическая практика обращается к нетрадиционным подходам, одними из которых являются игры с песком и водой (Л. Б Баранова 2006; Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко, 2007; В. Н. Малышева, Л. А. Акуличева, 2009; Е. В. Баранова, 2009). Здесь создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому «перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в мини бассейн дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Играя с водой, педагог передает в занимательной для ребенка форме знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. Практически у всех детей с ОНР ограничен запас сведений о предметах и явлениях, их свойствах, беден словарный запас. Методы и приемы, которые направлены непосредственно на соотнесение речи с предметными действиями, на формирование грамматического строя речи.» Иными словами, использование воды в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект
Опыт обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи показывает, что они обладают довольно большим потенциалом и в результате правильного организованного коррекционного воздействия могут достигнуть значительных успехов (Т. В. Туманова, Г. А. Каше, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова).
Наша работа посвящена развитию грамматического строя речи в онтогенезе у дошкольников и преодолению общего недоразвития речи. При анализе психолого-педагогической литературы мы столкнулись со следующими противоречиями :
1. в исследованиях ряда авторов Н. С. Жуковой, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой, Е. М. Мастюковой, А. В. Коротковой, А. Г. Зикеева достаточно полно предоставлен качественный и количественный анализ особенностей овладения грамматическими компонентами дошкольниками с ОНР, но, тем не менее, не выявлен самый эффективный путь преодоления данного нарушения;
2. в педагогической практике разработано большое количество разнообразных словесных игр и упражнений, направленных на развитие грамматического строя речи, но не рассматривалось использование нетрадиционных методов, таких как игры с водой.
Цель нашей работы :
Коррекция нарушения развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в игровых упражнениях с водой.
Задачи:
1. создание условий для развития грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня посредством игр с водой
2. разработка и апробация системы коррекционной работы по преодолению аграмматизмов у детей в играх с водой
3 разработка и использование форм и методов на занятиях по развитию грамматического строя речи у детей с ОНР