Элла Агапова
Опыт работы по экологическому воспитанию
Я работаю воспитателем около 20 лет и 15 из них занимаюсь экологическим воспитанием, главной целью которого является формирование осознанного отношения ребёнка к окружающей его природе, ее многообразию, к себе, как части природы. В своей деятельности использую программу экологического воспитания на основе методических разработок С. Н. Николаевой «Юный эколог». В детском саду организован эко- кружок «Хочу все знать».
Актуальность педагогического опыта
Публикация «Опыт работы по экологическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В настоящее время все чаше ведутся разговоры об экологии, экологических катаклизмах и катастрофах. Но в тоже время, чем больше человек создает благ для себя, тем безжалостнее он оставляет след в окружающем мире. А ведь «экология» в переводе с греческого – наука о доме. И все мы являемся жителями одного большого дома по имени Земля. И именно от нас зависит, будет ли он чистым, уютным и пригодным для жизни.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей, ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, рукотворному миру, к себе и окружающим. Появившись на свет, ребенок имеет лишь те инстинкты, что дала ему сама природа. С каждым днем он приобретает все новые знания, умения и навыки, которые он черпает из окружающего мира и непосредственно нас взрослых. Поэтому, начиная с осознанного возраста необходимо воспитывать в ребенке гуманное и бережное отношение не только к объектам живой природы, но и неживой.
Сущность экологии отражают «Законы» сформулированные американским ученым Б. Коммонером:
- все связанно со всем;
- все куда-нибудь девается;
- все чего-нибудь стоит;
- природа лучше знает;
Следуя этим законам, ведется работа в экологическом кружке.
В своей работе ставлю следующие задачи:
-формировать основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
-создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности;
-накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе восприятия и взаимодействия с объектами и явлениями внешнего мира
-систематизировать накопленную систему знаний.
Для лучшего усвоения и организации усвоения познавательного материала применялись следующие приемы и методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, эвристический (частично поисковый, игровой.
Я думаю, что первые впечатления, полученные в детстве от общения с природой, станут неким измерением ценности жизни всего живого вокруг, Будут способствовать умению ощущать боль им сопереживание к живому миру, а может, поспособствуют правильному и щадящему отношение к нашему общему дому. Знания, полученные с первых лет жизни, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, начало становления личности. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для умственного и словесного развития. Я. А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
Работа с родителями
Дети учатся на примере взрослых, именно подражание самым близким, играет важную роль в поведении ребенка. Поэтому большое значение уделяю работе с родителями по данному вопросу. Проходя совместно путь воспитания, родители становились активными союзниками и помощниками в организации творческих выставок, участниками конкурсов.
При содействии родителей был оформлен экологический уголок в группе. Одной из интересных форм работы являлось привлечение родителей для участия в экологических акциях «Покормим птиц зимой», «Бережем природу вместе», «Древонасаждение».
Для проведения эффективной работы по экологическому воспитанию для родителей были предложены рекомендации в виде консультаций: «Как знакомить детей с природой», «Гуляем, наблюдаем, говорим», «О роли родителей в развитии эко -культуры ребенка»
Все это способствовало расширению кругозора, обогащению внутреннего мира, учило членов семьи взаимопониманию, сблизило их.
Таким образом, тесное сотрудничество педагогов в коллективе вкупе с пропагандой и привлечением родителей к данной теме и происходит полноценное экологическое воспитание.
.
Новизна и оригинальность идеи состоит в интеграции экологических знаний в системе воспитательной – образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др. Разработан план по экологическому воспитанию воспитанников для кружка «Хочу все знать». Я часто опираюсь на экологическую тему и включаю ее как элемент интеграции в различные виды непосредственной образовательной деятельности: познание, литературу, изо. Интеграция экологического воспитания с другими направлениями может состоять в следующем:
- участие детей в целевых прогулках;
- обсуждение правил безопасного поведения в природе;
- участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада в разное время года;
- развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о природе;
- придумывание сказок и историй о животных, растениях, птицах, человеке.
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природоохранных акциях.
- участие родителей и воспитателей в природоохранных акциях.
- участие в проектной деятельности.
Работая уже не первый год по этой теме, всегда стараюсь уделить достаточно внимания, необходимости формированию знаний о живой и неживой природе, о явлениях природы, а также воспитания нравственных чувств. Особенно интересно для детей экспериментирование, оно помогает не только познакомиться с некоторыми объектами природы, но и установить причинно-следственные связи. Итогами такой работы с детьми стали открытые занятия «Чудо яйцо» и «Космос», как элемент обмена опытом с педагогами. Но наиболее впечатляющим воплощением идей для меня и конечно же детей стала квест- игра.
.
Этапы накопления и систематизации опыта :
Все моя деятельность по экологическому воспитанию детей началась с их непосредственного интереса. Отвечая на их вопросы, я невольно обращала внимание на уровень знаний детей. Этот 1этап накопления опыта стал неким мониторингом.
2 этап Организационный, я определяю как создание экологического кружка с ориентацией на интересы, потребности детей и их возрастные особенности, составление плана работы, оформление уголка природы, его мобильность.
3 этап Практический. Он протекает в течении всего учебного года.
4 этап Итоговый (результативный).
На первом этапе мною была изучена методическая литература по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, проанализированы программы по данному направлению:
- С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»,
- И. А. Лыкова, Н. А. Рыженков «Интеграция экологического образования в детском саду».
- Н. В. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников».
- М. Т. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»
- Ф. Хаузер «Играем в науку»
- Т. В. Скиба «Большая книга для маленьких почемучек»
- Д. Джонсон «Все обо всем»
Также был осуществлен анализ имеющего программно - методического обеспечения; анализ предметно – развивающей среды в группе.
На втором этапе было определение содержания и форм работы с воспитанниками ДОУ, родителями и педагогами; постановка цели и задач для детей старшего дошкольного возраста; составление перспективных планов работы; организация предметно-развивающей среды в группе; накопление и изготовление наглядного, дидактического материала; разработка серий конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед. Разработан план работы экологического кружка «Хочу все знать». Оформлен уголок природы при содействии родителей с учётом интересов детей в сфере космоса и первобытного мира, уголок релаксации «Море». В течении года разрабатывались сезонные проекты «Зимушка – Зима», «Осень золотая», «Что такое хорошо и что такое плохо».
На третьем этапе велась практическая работа по достижению поставленных раннее целей и задач. Результатом данных этапов является дальнейшее накопление практического материала и систематизация работы. В процессе работы с детьми по данной теме мною разработаны квест- игра : «Цветик – семицветик», занятия с элементами экологического воспитания и экспериментаторской деятельностью: «Чудо – яйцо», «Загадочный космос», «Всем нужен дом». Проведена акция «Шар земной ты возьми под охрану», конкурс поделок и рисунков на тему: «Космические дали», «Вторая жизнь старым вещам». Мною изготовлен лэпбук «Животные севера», игра «Кто где живет и почему». Было принято участие в региональном этапе конкурса «День эколога в России». Разработаны презентации : «Птицы», «В лесу зимой», «Что из чего».
На четвертом этапе. Для педагогов было представлено на педагогическом часе обобщение и распространение педагогического опыта по экологическому воспитанию. Для младших дошкольников поставлена и показана сказка «Однажды в лесу».
Экологическое воспитание дошкольников проходит непрерывно в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни. Понятие «повседневная жизнь» предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. В утренние часы (до завтрака, когда дети приходят из дома, - организовываются мероприятий в уголке природы, полив растений, протирание листочков. Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми в этом мероприятии имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы объектам природы, учатся определить, чего растениям не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Мое общение, как педагога, сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. Использую беседы различного характера.
Стараюсь следовать следующим педагогическим принципам: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, сезонность.
Воспитание и обучение детей строю в личностно-ориентированной модели.
Систематически проводятся наблюдения за погодой, - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.
Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения.
При правильном руководстве наблюдением за окружающим ребенок начинает понимать, происходящее, находит слова для описания и устанавливает логические цепочки, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.
Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить ее красоту.
Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно.
Мое педагогическое общение с детьми принимает познавательную окраску: стараюсь задавать четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивая их ответы, доброжелательно реагирую на каждое сообщение. И самое главное – поощряю за правильный ответ, похвала стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями провожу опыты. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. (Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия). В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети стараются самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, изменениях в процессе деятельности т. д.). Опыты формируют у детей познавательный интерес к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Мы с детьми регулярно фиксируем погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения в ней. В младших и средних группах помогаю детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. В старших группах ребята учатся в календаре находить дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент.
В разгар зимней подкормки ведем календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками - галочками соответствующего цвета.
Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.
Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой дети учатся находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, используют и понимают символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.
Заполняя тот или иной календарь, осуществляется познавательное общение с дошкольниками, - показываю, где и что надо изобразить, поясняю, поправляю, - в общем, доброжелательно помогаю им освоить это дело.
Прогулки широко использую для экологического воспитания детей. Дети знакомятся с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках осуществляется организация игр с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке использовала следующее оборудование: песочница, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого, используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растёт?», «Узнай и назови», «Чудесный мешочек», «Угадай животное», «Отгадай и нарисуй», «Когда это бывает?», «Загадки о животных», «Загадки на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных». Детям очень нравиться играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром («Султанчики», «Разноцветные ленточки»). Через игры они научились определять силу и направление ветра, его контрастность.
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.
В своей работе я использую различные дидактические игры, очень помогающие мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы: «Правила поведения в лесу», «На лесной тропинке», «Пищевая цепочка», «Зимующие и перелетные птицы»», «Кто лишний», «Когда это бывает», «Кто где живет», «Помоги найти маму», «Большой–маленький», «Где чей домик?», «Назови, кто я?», «Времена года», «С какого дерева листик», «Живые кубики» и другие.
Уделяю огромное значение словесным играм. «Узнайте по описанию», «Съедобное – несъедобное», «Хорошо – плохо», «Что лишнее?», «Волшебная палочка», «Узнай по голосу», «Кто как кричит?», «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
С помощью игрушек и картинок я знакомлю детей с домашними и дикими животными и их детенышами, с растениями и насекомыми.
Большое место в работе с детьми по экологическому воспитанию я уделяю художественной литературе. Сама по себе сказка всегда привлекала детей. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, подражают, а со временем учатся анализировать, делать выводы. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения всегда провожу беседу, акцентируя их внимание на тех или иных местах, побуждая к обсуждению и диалогу. Стараюсь вызвать отклик к героям или событиям, пробудить сочувствие, сопереживание, либо радость, восторг.
Вывод:
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка, исключая авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.