Наталья Ковалева
Опыт работы по теме
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.
Дошкольный возраст - короткий, но важный период становления личности, это тот период в жизни ребенка, когда он усиленно растет, развивается. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Публикация «Опыт работы по теме» размещена в разделах
Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
В настоящее время, состояние физического развития детей катастрофически ухудшается. У многих детей отмечаются нарушения в строении опорно-двигательного аппарата, различные неврологические заболевания в раннем периоде жизни и их дальнейшие последствия, нарушения слуха, зрения и речи различной степени сложности. В связи с этим у наших воспитанников часто наблюдаются быстрая утомляемость, неустойчивое внимание на занятиях разными видами деятельности, в том числе и по физическому воспитанию, отказ от выполнения действий, связанных с физической нагрузкой, даже соответствующей их возрастным особенностям. Возникает проблема: как заинтересовать ребенка, как заставить его выполнять задания, соответствующие программным требованиям? На физкультурных занятиях приходится снижать нагрузки за счет увеличения времени на обучение основным видам движения и на развитие физических качеств. Данную проблему я решаю использованием дополнительных средств: музыкального сопровождения, наглядных пособий, коррекционных заданий, игр, упражнений для развития речи, слуха, зрения и других жизненно-необходимых функций.
Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи.
Как средство физического воспитания, этот вид деятельности имеет большое значение, так как в процесс игры включаются основные виды движений: ходьба, бег, прыжки, метание, лазание и некоторые специальные движения для укрепления и развития отдельных групп мышц. При проведении подвижных игр решается целый комплекс задач: воспитательных, обучающих, оздоровительных, коррекционных.
Основной отличительной особенностью игры является то, что она всегда проходит на высоком эмоциональном уровне, оказывая при этом положительное влияние на психическое состояние и развитие личности ребенка, его моральных качеств: смелость, решительность, честность, чувство взаимовыручки, коллективизм.
Игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Дети придумывают к ней варианты игры, новые правила, что дает свои плюсы для развития воображения.
Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Уменьшается и количество открытых мест для игр. Родители и педагоги все более и более обеспокоены, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть. А чтобы поддержать интерес детей к таким играм, они должны их узнать, и наша задача помочь им в этом.
Физкультура в детском саду - это игра. Пять минут на разминочное упражнение и наши дети уже играют в волков и зайцев. Ведь у наших детей быстро рассеивается внимание, терпения хватает ненадолго.
Особенно важно вызывать интерес в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. Например, интригующий вопрос к малышам: «Хотите быть лётчиками? Бегите на аэродром.».
Для повышения интереса детей на занятиях я использую маски и различные атрибуты. Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов. Например, я надеваю маску: «Смотрите, какой косолапый мишка пришёл к вам играть.», или: «Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик.», или «Угадайте, кто прячется за моей спиной?» - говорю, пряча звучащую игрушку. В старших группах такими приёмами выступают стихи, песенки, загадки на тему игры.
В подвижных играх дети не просто бегают, а догоняют кого-то или спасаются от ловящего; не просто прыгают, а изображают зайчиков или воробушков и т. д. Они играют, а в процессе игры у них тренируются, укрепляются те или иные группы мышц. Игра ставит ребёнка в такое положение, когда его ум работает живо, энергично, чувства напряжены, действия организованны.
Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных чувств.
Ребёнок должен чувствовать себя в обществе сверстников как равный среди равных. Активные действия в игре помогают детям устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, преодолеть робость, занять должное место в коллективе. Что особенно необходимо для наших детей.
В «Программе воспитания и обучение в детском саду» указывается на большое значение игры для физического и психического развития ребенка, становления его индивидуальности, для формирования детского общества. Подвижные игры способствуют развитию движений детей.
Участие детей в подвижных играх не только укрепляет двигательный аппарат, но и в большой мере способствует нервно-психическому развитию ребенка.
Игра протекает ради нее самой, ради удовлетворения, что возникает в самом процессе исполнения игрового действия.
В игре ребенок обучается действовать в ситуации, которая требует познания, а не только непосредственно переживается. Действие в придуманной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием предмета или реальных обстоятельств, а и смыслом ситуации, ее значением. Возникает новое качество отношения человека к миру: ребенок уже видит окружающую действительность, что не только имеет разнообразную окраску, многообразие форм, но и знание и смысл.
Случайный предмет, который ребенок раздваивает на конкретную вещь и ее воображаемое значение, воображаемую функцию становится символом. Ребенок может любой предмет пересоздать на что угодно, он становится первым материалом для воображения. Дошкольнику очень трудно оторвать свою мысль от вещи, поэтому он должен иметь опору в другой вещи, для того, чтобы вообразить себе коня, ему
необходимо найти палку, как точку опоры. В этом символизирующем действии происходит взаимное проникновение, переживание и фантазия. Сознательность ребенка отделяет образ реальной палочки, которая требует реальных действий с ней. Однако мотивация игрового действия это совсем независимо от объективного результата. Главный мотив классической игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии, которое приносит ребенку наслаждение. Палочка имеет определенное значение, которое в новом действии приобретает для ребенка нового, особенного игрового содержания. Детская фантазия рождается в игре, которая стимулирует этот творческий путь, создание собственной особенной реальности, своего жизненного мира.
Игра - отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что он не «поправдашний» летчик, но чувствует себя отважным пшютом, который гордо летит на самолёте. Очень любят дети всех возрастов игру «Автомобили», когда ребенок осмысливает, что он едет на машине, держа в руках круг. Для того чтобы детям интереснее было играть из кусочков «Альмы» я сделала светофор. Гаражи для машин - это гимнастические скамейки 4-х цветов (красного, синего, жёлтого, зелёного). Какого цвета у ребёнка машина - того же цвета и гараж. Дети с большим удовольствием играют в эту игру.
Не в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Моя задача состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Общее развитие детей тесно связано с их речевым развитием. Задержка или нарушения в развитии двигательной сферы влечёт за собой задержку развития речи, не позволяя ребёнку полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира; отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка.
У детей в нашем дошкольном учреждении, наряду с общей соматической ослабленностью, быстрой утомляемостью отмечается и некоторое отставание в развитие двигательной сферы. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников, их
движения характеризуются недостаточной чёткостью и организованностью, неуверенностью, суетливостью.
У таких детей наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам:
• по развитию физических качеств дети с расстройствами речи отличаются от здоровых детей уровнем таких качеств, как ловкость и быстрота;
• дети с расстройствами речи отличаются от здоровых детей низкой степенью сформированности двигательных навыков, отсутствием автоматизации и низкой обучаемостью. Эти особенности сопряжены с низким уровнем развития восприятия, внимания, памяти;
• диспропорциональность развития, незрелость движений на всех уровнях их организации определяет различия во всех психомоторных актах и определяет низкий уровень качества их выполнения.
Подвижные игры играют большую роль во всестороннем развитии наших детей, способствуют коррекции не только психомоторного, но речевого, эмоционального и общего психического развития.
Для детей нашего сада подвижные игры мы стараемся проводить с речевым сопровождением, то есть при проговаривании различных стихотворных текстов.
Для большего интереса и эмоционального настроя на игру - используются маски, сделанные мною. А ещё дети очень любят маски, которые они раскрасили в группе сами. Для этого я им даю картинки персонажа из игры, которую изучали на занятии, задание: раскрась в группе вместе с воспитателем.
Работая в специализированном детском саду, я столкнулась с проблемой словесного восприятия детьми правил подвижных игр, быстрого их усвоения, быстрой утомляемостью детей.
Для лучшего восприятия детьми правил мною было решено ввести схемы подвижных игр.
Заходя в зал, дети видят на стенде схему подвижной игры. Перед подвижной игрой они сами переставляют персонажей игры, повторяя правила игры, одновременно проговаривая их - что очень важно для наших детей.
Незнакомую игру мы с детьми разбираем, сначала проигрываем на ковралине, а уже после этого играем в неё. Дома с родителями дети рисуют эту игру, ещё раз проговаривая правила. Из работ детей я делаю выставку «Подвижные игры глазами детей».
Для выбора водящего уже со средней группы мы с детьми разучиваем считалочки, что тоже немаловажно для детей с общим недоразвитием речи. Для удобства мною была сделана картотека считалок.
Таким образом, подвижные игры можно воспринимать как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях, а можно рассматривать как педагогическое средство не только физического, но и социального развития дошкольников. Всё дело в знании методических и психолого-педагогических аспектов руководства подвижными играми и заинтересованности воспитателя в развитии у дошкольников социально значимых качеств: смелости, уверенности, смекалки, взаимовыручки, самоконтроля и адекватной самооценки, умения переживать поражение и добиваться победы.
Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлении об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств.
Легко построить занятия помогают, сделанные мной, схемы и картотеки подвижных игр, картотека считалок. При работе с детьми даю чёткие указания, использую различные пособия, нетрадиционное оборудование.
Следует помнить, что неудачи порождают чувство неуверенности. Поэтому я строю свою работу так, чтобы ребёнок чаще побеждал, чем терпел поражения.
На своих занятиях я учу детей владеть эмоциями при поражении и победе, воспитываю взаимопомощь.
В подвижных играх сверстники вступают в сложные взаимоотношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования. При этом, с одной стороны, ребёнок хочет «быть как все», а с другой - «лучше, чем все». Стремление «быть» как развитие детей, потребность в признании «быть лучше, чем все» проявляется в желании выиграть.
В своём стремлении выиграть дети сталкиваются с трудностями и неудачами. Это
приводит к разочарованию, вызывает отрицательные эмоции. Поэтому я провожу с дошкольниками беседу на тему «Сегодня - побеждённый, завтра - победитель». Цель таких беседы - подвести детей к выводу: «Невозможно победить, не рискуя проиграть!». Рассказываю о спортсменах и знаменитых людях, которые, прежде чем прославиться, испытали горечь поражений.
Стремление «быть лучше, чем все» является мотивом для достижения успеха, одним из условий развития воли и способности осознавать свои достоинства и недостатки. Чтобы повысить уровень детских притязаний, иногда я прибегаю к целенаправленному созданию ситуации успеха: начинаю с простых игр, где каждый может выиграть. Это позволяет обрести уверенность в себе и стать более активным в деятельности и в общении.
Успехи дошкольников в подвижных играх имеют для них большое значение. Я стараюсь проводить игры живо, весело, так, чтобы дети чувствовали, что я с ними по-настоящему играю, радуюсь их успехам, огорчаюсь с ними в случае неудачи. Очень важно, чтобы игры жили в каждой группе, вызывали у детей желание играть.