Лариса Михайлова
Опыт работы над творческо-информационным проектом «Животные русского Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по творческо – информационному проекту
Воспитатель: Михайлова Лариса Вениаминовна.
В президентской инициативе «Наша новая школа» говорится о том, что в образовании необходимы перемены.
Главная задача образования сегодня - это развитие личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях, а дошкольное образование – это первое звено в системе непрерывного образования.
Публикация «Опыт работы над творческо-информационным проектом „Животные русского Севера“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Животные севера. Проекты
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Опыт работы, практика
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проектная деятельность, как ни какая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин.
• Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
• Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
• В-третьих, проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.
Проектная деятельность существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.
Таким образом, используя в работе с дошкольниками методику работы с детьми по организации проектной деятельности мы реализуем личностно-ориентированный, и развивающий подходы к обучению и воспитанию.
В нашей группе мы решили начать работу над творческо - информационным проектом «Животные русского севера».
Цель проведения проекта «Животные русского севера» заключается в следующем:
1. Обобщение знаний детей о животных русского севера.
2. Развитие познавательного интереса к жизни животных наших северных лесов.
3. Обобщение результатов коллективной творческой деятельности детей, педагога и родителей в ходе реализации проекта «Животные русского севера».
Из поставленной цели вытекает ряд задач:
Образовательные:
• Продолжать закреплять знания детей о природе нашего края.
• Обобщать знания детей о животных русского севера.
• Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных наших лесов.
•Закреплять умение детей сравнивать животных наших лесов и животных Крайнего Севера, выявлять сходство и отличие между ними.
• Закрепить умение выразительно читать стихи, исполнять песни.
• Учить понимать образный смысл загадок.
• Учить детей сочетать движения и речь.
• Развивать подражательные навыки, побуждать к импровизации.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к родной природе.
• Учить видеть красоту нашей северной природы.
• Воспитывать бережное отношение к ней, к друзьям нашим меньшим – лесным зверям.
• Воспитывать любознательность, сочувствие, любовь к песням, стихам, сказкам.
Развивающие:
• Развивать интерес к жизни животных наших северных лесов.
• Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, память, сообразительность, фантазию.
• Развивать речь детей, обогащать их словарь.
• Развивать связную речь.
• Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.
• Активизировать словарь по изучаемой теме:
Существительные: лиса, медведь, волк, белка, заяц, бобер, росомаха, еж и т. д. шатун, пестун.
Прилагательные: коварная, хищный, всеядный, грациозный, умный, малообщительный, пугливый, боязливый;
Глаголы: охотится, крадется, разоряет, мышкует, питается, плавает и т. д.
Определили продукт проектной деятельности :
1. Изготовление рукописной книги с информацией о животных наших северных лесов, загадки, стихи; выставка поделок, рисунков.
2. Презентация экологического итогового мероприятия «Животные русского Севера»
Так же была обозначена роль родителей детей в работе над проектом, в которую они с удовольствием включились. Родители читали детям сказки, рассказы, басни, слушали песни, смотрели мультфильмы, познавательные фильмы, телепередачи по теме проекта.
Родители заучивали и читали стихи, загадывали детям загадки о животных.
Подбирали иллюстрации, информацию для оформления рукописной книги, используя интернет, детские энциклопедии, художественную литературу.
Помогали в изготовлении атрибутов для итогового мероприятия. Сюжетно – ролевых игр, театрализованной деятельности.
Мы запланировали следующие результаты деятельности:
• Ребё нок будет знать: животных наших северных лесов, их повадки, внешний вид, место обитания, образ жизни.
• Ребё нок будет уметь: выразительно читать стихи, отгадывать загадки, импровизировать, петь песни, сочетать речь с движением, драматизировать короткие литературные произведения.
• Ребё нок будет воспитывать в себе: доброе, бережное отношение к животным, любознательность.
На родительском собрании «За круглым столом» объяснили родителям детей, что тема этого проекта очень актуальна, поскольку дети недостаточно дифференцируют понятия из мира животных русского севера, неуверенно используют обобщающие понятия, мало используют в самостоятельной речи распространенные предложения, притяжательные прилагательные и предлоги.
На 1 этапе выполнения проекта перед детьми была поставлена такая проблема (мотивация) : директор зоопарка обратился к ним с просьбой о составлении книги о животных наших северных лесов. Но прежде, чем составить данную книгу, нужно многое узнать о жизни, особенностях и повадках животных
На 2 этапе:
По познавательной деятельности: В группе были проведены беседы: «Животные нашего леса»; «Природа нашего края»; «Как зимуют дикие животные».
Рассказ воспитателя «Кто кого боится?»
• Нахождение место обитания животных наших лесов на детской карте мира.
Развитие речи:
• Составление рассказов о животных по схеме.
• Творческие рассказы о животных наших северных лесов.
• Речевая игра «Случай в лесу».
Игровая ситуация: исчезли все дикие животные из нашего леса. Их запер в темницу Кощей Бессмертный. Как можно победить его и вызволить животный из беды? Придумайте фантастическое животное, которое сможет победить Кощея Бессмертного.
• Дидактические игры «Один – много», «Назови детёныша», «Посчитай –ка», настольно-печатные, пальчиковые игры.
Опыты : «Почему у зверя шкура не намокает?», «Зачем зайцу теплая шкурка?»
По продуктивной деятельности:
• Рисование красками «Путешествие в зимний лес»
Рисование карандашами «Лиса-кумушка, лисонька голубушка».
• Рисование карандашами «Кто живет в нашем северном лесу?» Рисование зверей нетрадиционными способами (петелькой, штрихом, по клеткам)
Лепка «Бурый медведь и белый медведь»,
лепка-экспериментирование «Мохнатые, крылатые, колючие».
коллаж «В зоопарке деда мороза», «В нашем северном лесу»
• Аппликация с элементами рисования и оригами – коллективная работа «Зимняя сказка»
Конструирование (оригами) «Бурый медведь», «Рыжая лисица», «Белка в дупле»
Дети изготовили макет, используя глину, соленое тесто «В зоопарке Деда Мороза» и «В нашем северном лесу».
Игровая деятельность включала:
• Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Волк во рву», «Кто больше поймает рыбы», «Едем, едем по сугробам».
• Эстафета «Не задень животное».
Игра «Медведь» (координация речи с движением, развитие ловкости, речевого дыхания», «Подскажи словечко» (развитие умения подбирать рифму).
Пальчиковые игры «Есть у каждого свой дом», «Маленький зайчик», «Заяц Егорка», «Сидит белка на тележке».
«Подбери признак», «Подбери действие», «Подбери родственные слова», «Подбери предметы к признакам», «Скажи иначе» (подбор синонимов).
Драматизация русских народных сказок «Три медведя», «Лиса и волк», дети сочиняли свои сказки и обыгрывали их.
Музыкальное воспитание
• Песня «Лиса и заяц» сл. Т. Волиной. муз. А. Филиппенко
Подвижная ритмическая игра на развитие чувства ритма «Зайцы и лиса», «Лоси и зайцы».
Упражнение на развитие мелкой моторики, координацию слова и движений в сочетании с музыкой «Дровосек».
• Слушание аудиозаписи «Про медведя» Д. Кабалевского
• Инсценировка «Медведи».
Мы работали над пополнением предметно – развивающей среды в группе:
1. Организовали выставку книг по теме проекта
2. Пополнили картотеку пальчиковых игр, игр на координацию речи и движения.
3. Сделали картотеку загадок, стихов о животных наших северных лесов.
4. Подобрали настольно-печатные игры, а так же изготовили несколько игр по теме проекта.
5. Пополнили пальчиковый театр новыми героями.
Заключительным этапом в ходе реализации нашего проекта «Животные русского севера» стала презентация экологического мероприятия, в ходе которой выполнялись следующие программные задачи:
Закрепить представления детей о лесных животных русского севера.
Актуализировать словарь детей по теме «Животные русского севера».
Упражнять в умении составлять рассказы о животных с помощью опорных картинок и карточек - схем.
Закреплять умение детей выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения, координировать речь и движение.
Воспитывать интерес к живой природе.
И как подведение итога нашей работы – создание рукописной книги о животных наших северных лесов.
Впоследствии мы планируем обсуждение нового проекта :
Узнать о жизни животных и птиц жарких стран, а так же Крайнего Севера.