Инна Уварова
Опыт работы по теме «Труд детей раннего возраста в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме : «Труд детей раннего возраста в природе».
Труд в природе имеет большое значение в воспитании детей раннего возраста. В процессе труда дети учатся видеть красивое и заботиться о природе. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям.
Публикация «Опыт работы по теме „Труд детей раннего возраста в природе“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
А. С. Макаренко писал «Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания». Поэтому тема моего опыта работы "Труд детей раннего возраста в природе"
Эта тема актуальна, так как приучая детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, формируется у них самостоятельность, желание оказывать посильную помощь взрослым.
В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни. У детей развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности.
Поэтому исходя из актуальности проблемы и основываясь на анализе методико – педагогической литературы, определила цель опыта работы : Знакомить детей с трудом в природе.
Воспитывать желание принимать участие в посильной трудовой деятельности.
Возможности детей раннего возраста для труда в природе крайне ограниченны, так как дети не могут самостоятельно выполнять трудовые процессы. Учитывая важность проблемы, поставила перед собой следующие задачи работы с детьми.
1. Ознакомление с трудом взрослых
2. Воспитание уважения к труду
3. Обучение простейшим трудовым навыкам и умениям
4. Воспитание интереса к труду
5. Воспитание самостоятельности и трудолюбия
Непосредственное общение с живой природой даёт детям более яркие представления, чем книги и иллюстрации. Поэтому уже в группе раннего возраста создаём условия для повседневного общения детей с природой. В уголке природы дети имеют возможность наблюдать за растениями, видеть заботу воспитателя о них, получать первые элементарные трудовые навыки. Уголок природы находиться в доступном для детей месте. Все оборудование и инвентарь безопасны и соответствуют возрасту детей.
В уголке находится оборудование для ухода за растениями (лейки, опрыскиватели для комнатных цветов, палочки для рыхления почвы, салфетки и губки для протирания пыли с листьев цветов, а так же набор оборудования для работы в природе (ведёрки, грабли, лопатки, веники)
Весь процесс воспитания детей в детском саду организуется так, что бы дети научились понимать пользу и необходимость труда для себя и коллектива. Всё это осуществляется через разные формы работы с детьми.
1. Образовательная деятельность.
2. Наблюдения за трудом взрослых
3. Целевые прогулки
4. Индивидуальные поручения
5. Беседы
6. Рассматривание картин, иллюстраций
Образовательная деятельность Уход за комнатными растениями детям раннего возраста ещё не доступен : воспитатель делает это сам но обязательно в присутствие детей. На занятиях «Душ для растений», «Посадим цветы» и др. привлекаю внимание детей к своим действиям, предлагая посмотреть, как льётся вода из лейки, как она впитывается в землю. Некоторые дети могут помочь взрослому: подержать лейку, налить в неё воды, вытереть широкий лист влажной тряпочкой. В процессе работы объясняю детям, что поливать растения и вытирать пыль с листьев нужно для того, что бы они лучше росли.
Наблюдения за трудом взрослых. Наблюдения за трудом взрослых положительно влияют на поведение детей, на их отношения к людям, к труду. В разное время года наблюдая на участке за работой дворника, дети видят, как он косит траву, подметает дорожки, сгребает листья. Отмечаю полезность этого труда для окружающих, и дети изъявляют желание принимать участие в уборке участка. В ведёрки они собирают листья, траву и относят в указанное место. Наблюдение за трудом дворника и посильное в нём участие определяют поведение детей : они стараются соблюдать порядок на участке, не сорить.
Целевые прогулки. Наблюдая за растениями на прогулке использую разные приё мы: предлагаю понюхать цветы, полюбоваться ими. Привлекаю детей к посильной помощи (полить цветы, порыхлить землю). В процессе труда у детей формируются практические навыки ухода за растениями. Дети учатся подбирать оборудование и инструменты, оценивать результаты своего труда. Посильная и интересная работа доставляет детям радость, а это – основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться.
Индивидуальные поручения. Труд детей раннего возраста в природе так же организуется в форме индивидуальных поручений, где трудовая деятельность только осваивается. При индивидуальной работе весь процесс труда ребёнок выполняет сам (протирает листья цветов, поливает цветы, собирает листья на участке).
Большая роль в трудовом воспитании детей раннего возраста принадлежит родителям. В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, ухаживают за растениями и животными, поэтому я поставила следующие задачи:
1. Повышать компетентность родителей в вопросах трудового воспитания детей.
2. Укреплять сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
В связи с этим в течении учебного года я планировала работу с семьёй, используя разнообразные формы
Консультации
Беседы
Семинары-практикумы
Памятки
Родительские собрания
После проведенной работы родители отметили значимость труда в природе для детей раннего возраста, убедились в необходимости своевременного приобщения детей к труду. Поэтому только совместно мы сможем научить ребенка понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.
В организации привития трудовых навыков детям раннего возраста не последнее место занимает обмен опыта между педагогами.
Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний в сфере трудового воспитания детей раннего возраста осуществляется с помощью разнообразных форм работы с педагогами :
Мастер-класс;
Открытый показ занятий;
Консультации;
Методическое объединение;
Педсовет.
Таким образом, трудовая деятельность детей раннего возраста является одним из важных факторов воспитания личности. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности в природе. Малыши получают навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребёнка в обществе.