Елена Мадай
«Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения». Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасности фомула есть:
Надо видеть, предвидеть, учить.
Но возможно — всё избежать,
А где надо — на помощь позвать.
Т. Г. Хромцова
Я веду работу по обучению правил дорожного движения у детей дошкольного возраста. Актуальностью работы обоснована федеральными государственными требованиями (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Публикация «„Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения“, Из опыта работы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
«Жизнь есть дар, великий дар и тот, кто её ценит, этого дара не заслуживает» - сказал когда-то Леонардо да Винчи. Эту ответственность необходимо воспитывать и в детях, ведь известно, что в большинстве своём юные пешеходы попадают в беду на дороге не из-за познания правил дорожного движения, а по своей детской наивности, неопытности, особенностей организма, из-за необдуманного риска. Самое главное — научить правилам жизни во взрослом мире, мире спешащих машин и людей.
Все мы живём в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. Актуальной и жизненно необходимой для детей, воспитываемых в современном мире, является тема обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения, целью, которой является изучение правил дорожного движения, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Большинство детей нашей страны в семь лет идут в школу. Это переломный момент не только в жизни самого ребёнка, но и в жизни его семьи. Переход ребёнка в школу — сложное и многогранное явление. Этот этап в жизни детей будет связан с целым рядом проблем, из которых наиболее острыми являются вопросы личной безопасности ребёнка — ведь даже путь из школы домой в наше время далеко не безопасен. Вот почему, работу по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения я начала со второй младшей группе, используя при этом программу Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. В. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», которая включает в себя раздел «Ребенок на улице». «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Программу «Приключение Светофора».
Углубленно, работая над этой проблемой, я поставила перед собой такие задачи:
• обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах
• формирование у детей навыков и умений, наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их
• воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе
• обогатить представление детей о здоровье
• расширять словарный запас детей по дорожной лексике
• активировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей
Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Организовывая, работу с детьми по обучению дошкольников правилам дорожного движения я начала с оснащения предметно развивающей среды во всех возрастных группах. Организация велась в трёх направлениях :
• изготовление макетов для сюжетно-ролевых игр
• изготовление дорожных знаков
• изготовление дидактического материала по обучению дошкольников правилам дорожного движения
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.
Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.
Поехал в автобусе – он уже пассажир.
И везде его подстерегает опасность
Начиная работу со второй младшей группы, я познакомила детей с видами транспорта, рассматривали с детьми картины, иллюстрации. Беседовали о назначении легкового и грузового автомобилей, трамвая и автобуса. Рисовали кружки красного, жёлтого, зелёного цветов различных размеров, беседовали о правилах дорожного движения, наблюдали за движением пешеходов по тротуару, играли в подвижные игры : «Птички и автомобиль» и т. д. В конце года подготовила и показала занятие по пдд «Улица полна неожиданностей».
Эту же работу я продолжила и в средней группе. Провела ряд занятий по закреплению у детей уже имеющихся знаний: рассматривали картины с изображением гужевого транспорта, поезда и железной дороги. Беседовали значении светофора, отгадывали загадки, читали стихи о светофоре, смотрели диски о ПДД, играли в настольные игры: «Трудная дорога», «Светофор», «Трамваи», «Цветные автомобили». Обновила уголки безопасности дорожного движения под девизом «Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения». Принимала участие в акции «ПДД — наши верные друзья» - установка запрещающего знака на территории сада.
В старшей группе провела игры-тренинги «На улице — не в комнате, о том ребята помните», «Азбука пешехода». Принимала участие вместе с детьми в акции «Пешеход», «За безопасность на дорогах» (распространения памяток-листовок участникам дорожного движения). Работая в старшей группе, я определила для себя основные направления работы с детьми :
1. Правила, которые необходимо знать всем детям (правила для пешеходов)
2. Правила, которые определяются особенностями местности, где проживают дети.
К первой группе правил я отнесла правила для пешеходов. Чтобы избежать серьёзных опасностей ребёнку нужно знать правила :
• переходить улицу можно только на зелёный сигнал светофора
• переходить улицу нужно только в тех местах, предназначенных для переходов
• если начал переходить улицу, посмотри влево, дойдя до середины, посмотри вправо
С этой целью рассматривали и рисовали дорожные знаки, предупреждающие водителя и пешеходов об опасности на дороге «Скользкая дорога», «выброс гравия», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход» и др. Вместе с детьми изготавливала из картона знаки, регламентирующие движение велосипедиста. Создавала проблемные ситуации, из которых дети сами должны были найти выход.. Большую помощь при обучении ПДД оказывали просмотр дисков по ПДД. В своей работе использую ИКТ (компьютер, подборки дисков и записей из интернета, мультимедийные презентации и учебные фильмы). В старшей группе был организован КВН «Знатоки ПДД». Прошло досугово-игровое мероприятие по ПДД «Азбука движения».
Проходила в конце учебного года акция «Дети - детям», где ребята вручили на память выпускникам подарки — закладку (светофоры). Принимала участие в городском открытом празднике «Путешествие Фунтика и дядюшки Мокуса» с участием инспектора ОГИБДД по г. Донецку А. Н. Тищенко.
Работая над этой проблемой очень приятно, когда дети, приходя в детский сад, рассказывают о своих впечатлениях: какие новые знаки видели на дорогах во время поездок с родителями и о том, какие знаки встречались в пути. Как старались, по мере возможности соблюдать правила пешеходов и как «учили» родителей соблюдать правила.
В подготовительной группе, я решила расширить знания детей. Рассказала детям о работе инспектора ГИБДД, организовала игры на сюжеты. Дети рисовали дорожные знаки — запрещающие, предупреждающие, информационно-указательные, предписывающие, рассказывали об их назначении. Знания детей о ПДД находили отражение в продуктивных видах деятельности. Для закрепления знания детей о ПДД проводили различные викторины, развлечения, музыкально-литературные досуги. На базе нашей группы открыто детское объединение «Светофорики». Я понимала, что работа, проводимая в детском саду в отрыве от семьи, не даёт желаемых результатов. Необходим тесный контакт между воспитателем и родителями. Вот почему на первом же родительском собрании познакомила родителей с проводимой в группе работой по обучению детей пдд. Чтобы выяснить, какая помощь нужна родителям в воспитании у детей правил дорожного движения предложила анкеты : «Знаете ли вы пдд?». Ответы родителей показали: многие не знают, что рассказывать детям о пдд, в каком объеме, какими материалами пользоваться. Это дало возможность спланировать темы бесед, консультаций, спланировать темы бесед, консультаций, папок-передвижек, которые обновлялись в течение года. Появилась информация на стендах «Красный, жёлтый, зелёный», «Внимание-улица!», «Безопасность на дороге глазами детей», где давались советы по ознакомлению детей с правилами пешеходов, рекомендована литература для чтения дома. Также прошла акция «Зебра пришла в школу», «Детское кресло». В течение года проводились общие праздники, развлечение с родителями «Путешествие в Светофорию». Такие праздники доставляют огромную радость детям и родителям. Были проведены минутки безопасности с родителями «Что могут сами дети?», «Предупреждение детских страхов». Регулярно помещаю в родительский уголок информацию на темы: «Ребёнок и улица», «Как приобщить ребёнка к безопасному поведению на дороге», «Памятка для родителей по правилам дорожного движения», «Безопасность детей — забота взрослых».
В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Взаимопонимание воспитателя и семьи помогает вырабатывать у детей необходимые навыки культуры поведения
на улице, дисциплинированность, которая побуждает подчиняться порядку.
В этих целях я широко использую:
- информационные стенды для родителей, папки-передвижки;
- родительские собрания, беседы с участие инспекторов ГИБДД и других заинтересованных лиц;
- семинары-практикумы, на которых родителей знакомлю с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров);
- деловые игры и тренинги;
- «открытые дни» для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте;
- устные журналы и дискуссии, где заслушивается опыт семейного воспитания, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге;
- совместные праздники и развлечения;
- выпуск стенгазеты для родителей.
Родители оказывают активную помощь в изготовлении пособий, атрибутов для работы по правилам дорожного движения.
Всю работу я стараюсь проводить планово, систематически, постоянно, охватывая все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Подведя итоги проделанной работы, можно отметить. Что дети хорошо ориентируются на улицах города, при переходе через проезжую часть внимательны и осторожны, знают основные дорожные знаки, умеют вести себя на улице. Я уверена, что знания «дорожной грамоты» приобретённые в д/с, помогут будущим школьникам стать более дисциплинированными и самостоятельными.