Нестеренко Лена
Как планировать преобразования развивающей предметно-пространственной среды в группе
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме «Как планировать преобразования развивающей предметно-пространственной среды в группе»
Воспитатель МАДОУ «ЦРР – детский сад № 19»
Нестеренко Елена Анатольевна
Любая деятельность начинается, как правило, с элементарного плана. План – это программа действий, необходимых для достижения целей. Мы уже не один год составляем план преобразования предметно-пространственной среды группы.
Что же это такое – предметно-пространственная среда?
Публикация «Как планировать преобразования развивающей предметно-пространственной среды в группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Планирование. Планы работ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Развивающая предметно-пространственная среда – часть
образовательной среды, представленная специально организованным
пространством (помещениями, участком и т. п., материалами,
оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста
в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и
укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их
развития.
Современное дошкольное образование развивается в новых условиях. Направления этого развития определяются Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором прописано: «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.» (п. п. 3.3.4. ФГОС ДО)
В создании именно такой среды нам помогает перспективное планирование предметно-пространственной среды группы.
В сетке таблицы перспективного плана указываются :
Мероприятия, необходимые для преобразования предметно-пространственной среды, ответственные за выполнение, сроки выполнения, отметка о выполнении
№ Мероприятия Сроки Ответственные Отметка о выполнении
В столбце «Мероприятия» указываются оборудование, пособия, игры, которые нужно изготовить, приобрести или усовершенствовать; виды работ, которые необходимо выполнить.
В таблицу плана мы вносим :
1. Оснащение группы
1.1. Физкультурный уголок
1.2. Уголок музыкально-театрализованных игр
1.3. Уголок творческих игр
1.4. Уголок книги
1.5. Уголок отдыха (уединения)
1.6. Уголок ознакомление с окружающим миром и природой.
1.7. Сенсорный уголок
1.8. Уголок продуктивной деятельности (изо-уголок)
1.9. Спальная комната
1.10. Раздевалка
2. Оснащение прогулочной площадки
3. Приобретение игрушек и канцтоваров
4. Ремонт, покраска
5. Участие в мероприятиях годового плана (для учета деятельности по преобразованию предметно-пространственной среды в течение учебного года и участия родителей)
Как же узнать, что должно быть в группе, чем пополнить развивающую среду?
Для начала, мы изучаем программные требования, задачи развития в конкретной возрастной группе, методическую литературу, годовой план ДОУ.
Но этого недостаточно. Каждая групповая комната так или иначе уже наполнена игрушками, мебелью, пособиями и др. Поэтому на данном этапе мы анализируем то, что уже имеем. Так как в план мы включаем и ремонтные мероприятия, анализируем состояние группы.
Это и является первым этапом работы с планом.
На втором этапе мы составляем список того, что нам необходимо приобрести. Приобрести не только в смысле купить, но и изготовить с помощью родителей, администрации ДОУ.
А раз способов несколько, то обязательно нужно определить исполнителей.
На этом этапе составления плана мы подключаем родителей, а в частности, родительский комитет. Мы обговариваем каждый пункт, определяем возможности реализации пунктов плана, вносим пункты, предложенные родителями.
И когда план готов, его обсуждение выносим на групповое родительское собрание, где конкретное задание дается конкретному исполнителю (если ответственные за исполнение – родители). После этого окончательный вариант плана дается на согласование директору ДОУ. На этом второй этап работы с планом завершен.
На третьем этапе мы реализуем запланированное.
И последний этап – это анализ выполнения плана. Это мы делаем на родительском собрании, где отмечаем наши успехи, благодарим наиболее активных родителей и обращаем внимание на то, что осталось невыполненным, по какой причине и назначаем сроки выполнения данных пунктов плана.
Таким образом, перспективный план помогает учесть малейшие детали преобразования предметно-пространственной среды группы, учесть промахи и недостатки для дальнейшей работы.
Такое планирование имеет свои положительные стороны:
Гибкость
«Прозрачность» деятельности для родителей и администрации
Целенаправленное расходование материальных средств
Планомерность, систематичность, целенаправленность в обогащении среды
Организует, мобилизует и сплачивает коллектив родителей, педагогов и детей.