Наталья Багаутдинова
Опыт работы по организации экологической тропы
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по организации экологической тропы в МДОУ№ 75 г. Ангарска.
Воспитателя первой категории Багаутдиновой Н. Я.
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.
Публикация «Опыт работы по организации экологической тропы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Важное место в системе накопления каждым ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребёнка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами склонностями, уровнем познавательного развития отводится созданию на территории детского сада экологической тропинки и организации на ней работы с детьми. Значение тропы разнообразно : проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 3-7 лет, просветительской работы с сотрудниками дошкольного учреждения и родителями детей.
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.
Главным показателем экологической воспитанности дошкольников является их практическая деятельность и поведение в природе, приобретение природоохранительных умений и навыков.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий, трудовой деятельности и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Объекты экологической тропинки дают большие сенсорные возможности для сенсорного развития, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, театральных инсценировок с участием хозяина тропинки, для эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому.
Можно выделить следующие функции экологической тропы :
• познавательная,
• оздоровительная,
• развивающая,
• ознакомительная.
Организации экологической тропы в ДОУ :
Первый этап - подготовительный. Работа начиналась с подготовки небольшой группы ребят – организаторов и помощников воспитателя. Это были объединенные общими интересами члены кружка «Юный эколог». (К стати сказать, что всё началось после того, как нам подарили набор «Юный эколог»). На этом этапе большую роль сыграло именно то, что все были объедены единой целью - исследовать всё, что попадает в поле зрения детей. И я не растерялась и поставила общественно значимые цели перед небольшим коллективом, определенные задачи и объемы работы. Многое зависит от эмоционального настроя группы, а дети были настроены на работу так, что их не останавливало время, выделенное на исследование на кружке. Так мы решили обследовать наш участок, а затем и всё прилегающие к детскому саду участки. Именно это и привело нас к мысли создать экологическую тропу.
В ходе обследования участков мы выделили следующие объекты:
1 ТОЧКА «ЖГУЧАЯ ТРАВА» Ребята знакомятся со свойствами крапивы, узнают, почему она жжется (особенности листьев) и как ее использует человек. Вспоминают сказку «Дикие лебеди». (Для чего нужна была крапива главной героине)
2. ТОЧКА «РЯБИНА» Дошкольники исследуют листья и ягоды, выясняют, какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные (чтобы их легче было заметить). Рядом с деревом растет чистотел — пример ядовитого и лекарственного растения. Воспитатель рассказывает о правилах обращения с такими растениями и их значении в природе.
3. ТОЧКА «СУХОЕ ДЕРЕВО» Воспитатель предлагает ребятам высказать свое мнение: почему дерево засохло? Чем оно отличается от живого? Дети исследуют кору, ветки. Есть ли на дереве насекомые? Как можно помочь деревьям на территории детского сада оставаться как можно дольше живыми?
4. ТОЧКА «ОВОЩНОЙ ОГОРОД» Эта видовая точка представляет собой сюжетный овощной, огород на открытом, хорошо освещенном пространстве и аптекарский огород (с лекарственными травами). На первом произрастают районированные культуры, неприхотливые к условиям обитания и привлекательные для проведения наблюдений.
5. ТОЧКА «Ёлка» - Обращается внимание ребят на то, что сосна - хвойное дерево. Они рассматривают хвоинки, сравнивают обычные листья и хвою, изучают и трогают кору, ветки, шишки. Глядя на крону, убеждаются, что сосна — пример светолюбивого дерева.
6. ТОЧКА «ПЕНЬ» Воспитатель выясняет со своими воспитанниками, что такое пень (спиленное дерево). С помощью лупы они рассматривают годичные кольца, считают их, определяют, сколько лет было дереву. Затем исследуют, что растет на пне (мхи, лишайники, грибы, ищут жуков короедов и следы их деятельности, обсуждают роль этих насекомых в природе.
Второе, что мы сделали – это составили карту-схему тропинки. Выбрали с детьми «хозяина тропинки»- старичка Лесовика, который даёт задание и приглашает в гости. И на данный момент идёт фотографирование объектов и описание всех точек по схеме для оформления альбома (паспорта). Мы сами изучили, а затем и нарисовали для других детей таблички с правилами поведения в лесу. А родителям распечатали памятки о поведении на природе. И взяли себе за правило - организация метеоплощадки, для наблюдений за силой и направлением ветра, температурой воздуха, количеством выпавших осадков (дождя, снега, высотой стояния Солнца (солнечные часы) - это обязательно! А Птичья столовая с кормушками – это уже святая обязанность. Сами дети не выйдут гулять, пока не возьмут крошек для птиц.
В дальнейшем на экологической тропе мы планируем следующее:
1. Встречи с интересными людьми.
2. Экскурсии, наблюдения за отдельными объектами тропы, занятия.
В старшей группе экологическое воспитание включается в систему всех занятий, проводимых в детском саду. Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.
Дети подготовительной группы становятся настоящими хозяевами экологической тропы. Они уже могут, выступать в роли экскурсоводов. Воспитанию ответственного отношения к природе способствует организация поста «Зеленый патруль». Дети ведут и большую пропагандистскую работу : рисуют плакаты о правилах поведения в природе, готовят литературно-музыкальные композиции и выступают с ними перед родителями и гостями детского сада. В этом возрасте дети уже умеют лечить деревья.
Любая деятельность дошкольника, соприкасающаяся с природой, может быть условно названа природоохранной, так как в процессе ее дети узнают новые знания, осваивают различные умения и навыки осознают значимость того или иного действия, его место и роль в природе. На экологической тропе в зависимости от возраста можно проводить наблюдения игры, различного вида занятия и экскурсии.
Список используемой литературы:
1. Иванова Т. ,Экологическое образование и воспитание в начальной школе, 2003,
2. Серебрякова Т. А. ,Экологическое образование в дошкольном возрасте, М. :ИЦ Академия, 2010,
3. Симонова Л. ,Экологическое образование в начальной школе М: Академия, 2000,
4. Смирнова В. ,Тропинка в природу. Экологическое образование в детском садуМ. :СОЮЗ,2010 ,с. 208.
5. Шмаль А. Г. Экологическая безопасность в системе государственного управления. — Бронницы: МП «ИКЦ «БНТВ», 2001,
6. Шмаль А. Г. Методология создания системы экологической безопасности Московской области. — Бронницы: МП «ИКЦ «БНТВ», 2000.
7. .Шмаль А. Г. Методологические основы создания систем экологической безопасности территорий. — Бронницы: МП «ИКЦ «БНТВ», 2000, 216 с.
8. Шмаль А. Г. Национальная система экологической безопасности (методология создания). — Бронницы: МП ИКЦ