Получи документы

Воспитание основ пожарной безопасности и безопасного поведения в детском саду, дома, в природе

Наталья Добрынина
Воспитание основ пожарной безопасности и безопасного поведения в детском саду, дома, в природе
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы по ОБЖ

КОУ «Сургутская школа – детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Представление педагогического опыта Добрыниной Натальи Леонидовны-воспитатель

Тема: Воспитание основ пожарной безопасности и безопасного поведения в детском саду, дома, в природе.

Публикация «Воспитание основ пожарной безопасности и безопасного поведения в детском саду, дома, в природе» размещена в разделах

Детство-это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется в его сознании навсегда. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом, находятся родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, ребенок растет и развивается.

Сегодня, как никогда раньше, мы испытываем огромную тревогу за детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Поэтому очень важно с ранних лет привить навыки безопасного поведения в окружающем мире. Одной из актуальных проблем сегодняшнего времени является формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности.

Определить правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, применять их в реальной жизни и на практике. От этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснять детям подробно, а затем следить за их выполнением. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.

Формирование навыков безопасности это непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего возраста и продолжающийся в системе дошкольного образования.

Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира, поэтому работа с детьми должна носить комплексный характер.

На наш взгляд, у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью.

И поэтому, наша главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

В своей работе используем различные методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасного поведения :

беседы, «живой разговор», ситуации-загадки;

обсуждение и разрешение проблемных ситуаций;

наблюдения, экскурсии;

разучивание стихов, чтение художественных текстов, иллюстративный материал;

просмотр мультфильмов, мультимедийных презентаций;

дидактические игры, игры драматизации;

опыты, практические упражнения, образец положительного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

совместная творческая деятельность детей и родителей.

В группе созданы комфортные благоприятные условия, способствующие формированию основ безопасности жизнедеятельности, где дети могут познакомиться с различным материалом, стимулирующим познавательную активность детей.

Имеются наглядные пособия по основам безопасности жизнедеятельности : плакаты, репродукции, по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности: «Правила пожарной безопасности», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Виды спорта», «Правила поведения дома на улице, в транспорте, в природе и в лесу.

Создана картотека дидактических, подвижных игр и бесед по безопасности для детей дошкольного возраста. Оформлен альбом с иллюстрациями «Правила поведения в лесу».

В группе создана библиотека, где имеется детская художественная литература по ознакомлению с правилами пожаробезопасного поведения и правил дорожного движения:

С. Я. Маршак «Кошкин дом»

С. Я. Маршак «Пожар»

С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

К. Чуковский «Путаница», «Чудо-дерево»

Л. Толстой «Пожарные собаки»

С. Михалков «Дядя Степа»

Б. Житков «Дым»

Б. Житков «Пожар в море»

В. Гальченко «Огонь невидимка», «Приключения пожарного».

Для обучения постоянно используем стихи, рассказы и сказки, где обсуждаются вопросы безопасного поведения или герои нарушают правила безопасности жизнедеятельности.

По разным разделам используем различные дидактические игры, такие как:

«Как избежать неприятностей», «Природные и погодные явления», «Съедобные и ядовитые грибы», «Добрые и плохие поступки», «Профессии», «Горит - не горит», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку».

Для лучшего усвоения правил дорожного движения играем в игры: «Светофор», «Собери знак», «Дорожные знаки-лото», «Внимание! Дорога!», «Азбука пешехода».

В д/играх «Не всякому грибу место в лукошке», «Лесная полянка», закрепляем знания детей о том, что грибы бывают съедобные и несъедобные и о том, как нужно собирать, не нарушая грибницы.

В работу с детьми включаем, разные по содержанию подвижные игры с правилами, спортивные, а также игры большой, средней и малой подвижности.

Сюжетно-ролевые игры – это наиболее любимый вид деятельности дошкольников. Через игру «Вызови пожарных» закрепляли умение правильно вызвать пожарных, т. е. знать номер телефона пожарной службы, четко произносить свой домашний адрес, имя и фамилию.

Расширяем представления о ЗОЖ через: сюжетно - ролевые игры «Больница», «Аптека», «Семья», разгадываем загадки о частях тела, закрепляем пословицы о здоровье. Продолжаем знакомить детей с правилами сохранения своего здоровья и заботе о нём.

Вовлекаем детей в активные игры, которые помогут лучше осознать опасности и научиться избегать их.

Например, с детьми изучали, как правильно вести себя дома, когда остаются одни. Благодаря обыгрыванию, у ребят сформировалось представление о том, что нельзя открывать двери постороннему.

Во время беседы «Электроприборы могут стать причиной пожара» закрепляем знания о мерах пожарной безопасности. В процессе работы у каждого ребенка появилось уважение к труду пожарных. Дети узнали, как уберечь себя от ожогов, так же узнали, что солнечный ожог может принести не меньше неприятностей, чем ожог огня. Благодаря практическим играм, научились оказывать первую помощь при ожогах во время соревновательных играх.

В игровых ситуациях: «Опасные места на пешеходном переходе» дети получили представление об опасных ситуациях на дороге и правилах поведения в них.

В игре «Весёлый жезл» закрепляем представления детей о правилах поведения пешеходов на улице; развиваем речь, память, мышление.

Повышению активности детей помогают игры-драматизации, мы включаем их в свободную деятельность, например, после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», или «Волк и семеро козлят».

В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей мы отбираем художественные средства и продумываем приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.

Вместе с детьми рассматриваем иллюстрации из альбома «Безопасность», выясняем, где дети поступили правильно, а где нарушили правила. Учимся разбираться в ситуациях, которые несли в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях.

Применение компьютерной техники (ИКТ) позволяет разнообразить образовательную деятельность, сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала. В своей работе активно используем мультимедийные презентации, которые дают, возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни: «Пожар в лесу», «Кто работает с огнем», «Наше тело», «Убережем детей от беды», «Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения».

Детей знакомим с правилами поведения в природе, после просмотра и бесед, дети делают выводы о том, что нельзя разорять птичьи гнёзда, муравейники, рвать полевые цветы, уносить из леса домой животных, вырезать надписи на деревьях, мусорить и разбивать стекло в природе, обижать насекомых.

Для лучшего усвоения правил безопасного поведения используем «минутки безопасности», на которых нужно повторять и закреплять основные моменты соблюдения правил безопасности.

Так при помощи плакатов, иллюстраций из книг, бесед, мы закрепляли знания о поведении зимой на улице, а именно, что зимой нельзя ходить под козырьком домов, кататься на коньках следует только в специально отведённых местах, а не на водоёмах, на льду нельзя толкаться. В таких беседах всегда стараемся воспитывать уважительное, дружеское и заботливое отношение друг к другу.

Считаем, что, неоднократное повторение одних и тех же действий в игровых ситуациях, закрепление полученных знаний во время бесед, художественно-продуктивной деятельности способствует формированию навыков поведения в быту.

Особой популярностью среди детей пользуются просмотры мультфильмов про любимых героев, попадавших в экстремальные ситуации. Как показывают результаты проводимых после просмотров бесед, дети не просто смотрели «мультики», но и высказывают свои переживания за героев, дают им советы по безопасному поведению.

Ежедневная работа по формированию правил безопасности детей включается в календарный план, знания и умения детей закрепляются в свободной деятельности через различные виды деятельности. В группе имеется журнал - инструкция по охране жизни и здоровья детей, в котором есть различные беседы по основам безопасности жизнедеятельности и в свободное время от занятий, беседуем, обсуждаем и анализируем.

У дошкольников формируемположительное отношение к правилам поведения дома и правилу «Нельзя!» Зная, что запретами невозможно избежать несчастных случаев, необходимо не запрещать, а помочь детям в их «исследованиях». Для этого проводимне только занятия и беседы, но и знакомим детей с трудом взрослых, например, повара, когда дети узнают, насколько опасно воздействие высоких температур, открытого огня, если не принять меры предосторожности.

Закрепляем полученные знания через организацию викторин, праздников, конкурсов и развлечений.

Дошкольникам были предложены занимательные викторины «Безопасная дорога», Загадки - предостерегалки, различные кроссворды, с которымидети успешно справлялись.

Во время развлечения «Правила дорожного движения знать должны все без исключения», а также в конкурсе чтецов по ПДД, закрепляли знания правил дорожного движения и знание дорожных знаков.

Воспитанники подготовительной группы «Радуга», принимали активное участие во Всероссийских конкурсах по безопасности дорожного движения, где были отмечены похвальными грамотами.

Активно привлекаем к сотрудничеству родителей, систематически оформляются различные памятки и буклеты, папки – передвижки. В информационных уголках размещаются консультации:

«Азбука дорожной безопасности»;

«Безопасность детей на улицах города»;

«Безопасность ребёнка дома»; «Огонь и дети» и др.

В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями такие как:

тематические выставки, выставка плакатов по правилам безопасного поведения на дороге.

Оформляются информационные уголки здоровья: «Здоровые дети», «Как я расту»; проводятся спортивные семейные праздники-

«Папа, мама, я – спортивная семья».

Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ, таких как: конкурс фотогазет «Спортивный портрет нашей семьи»; «Любимая подвижная игра семьи», «Поговорим о здоровом питании», участие в конкурсах рисунков «Мы любим спорт», а также участие в викторине «Как стать Неболейкой», и не только участвовали, но и были отмечены благодарственными грамотами.

При подготовке к конкурсу «Лучший уголок по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах», родители помогли пополнить уголок необходимым оборудованием.

Совместно с родителями создали видеотеку с мультфильмами: «Кошкин дом»,«Пожар», «Краденое солнце», «Путаница», Мультфильм про обезьянок, «Уроки безопасности» и др.

Систематическая работа с детьми по обучению правилам безопасности жизнедеятельности, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей даёт положительный результат.

Диагностика показывала, что с каждым годом знания детей по формированию основ безопасности улучшаются, а это значит, что данная работа проводится не зря. У детей значительно расширился круг сведений и представлений об окружающем мире предметов и отношений между людьми, обогатился теоретический и практический опыт детей, активизировалось их речевое общение. Дети стали более внимательными на дорогах города, в транспорте, в быту, в природе. Научились правильно вести себя с незнакомыми людьми. Стали больше внимания уделять гигиеническим процедурам, занятиям физкультурой и спортом. Дети нашей группы посещали кружки «Плавание», «Спортивную гимнастику», «Хоккей». Родители больше стали задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома.

В процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности.

Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дошкольники намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.

Планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на формирование опыта безопасного поведения в быту является важным условием ребенка к безопасному существованию в окружающей среде.

Из всего сказанного нам следует запомнить:

Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребёнка взрослых.

Публикации по теме:

Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группеФормирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе №2 «Бусинки» Особенно часто дети травмируются и погибают во время пожаров,.

Фоторепортаж с мероприятия по пожарной безопасности в детском саду «Юные пожарные»Фоторепортаж с мероприятия по пожарной безопасности в детском саду «Юные пожарные» Безусловно, вопрос о пожарной безопасности очень важен и требует серьёзной подготовки знаний о основных понятиях и формирования осознанного.

Фотоотчет «День пожарной безопасности в детском саду»Фотоотчет «День пожарной безопасности в детском саду» В нашем детском саду «Радужный» прошел День пожарной безопасности. Во всех возрастных группах ДОУ этот день был наполнен разнообразными.

Неделя пожарной безопасности в детском садуНеделя пожарной безопасности в детском саду В нашем детском саду прошла неделя по пожарной безопасности. Вопросы пожарной безопасности для детей очень важны,поэтому воспитатели детских.

Конспект занятия по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в группе раннего возраста «Поможем Зайке»Конспект занятия по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в группе раннего возраста «Поможем Зайке» Задачи: 1. Побудить детей отзываться на игровые действия с персонажами игрушками. 2. Учить детей правилам безопасного передвижения; объяснить.

Влияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольниковВлияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольников Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее.

Фотоотчет «Азбука безопасности в природе». Один день в детском садуФотоотчет «Азбука безопасности в природе». Один день в детском саду Один день в детском саду. Фотоотчет «Азбука безопасности в природе». Наступает самая активная пора года — лето! Так и хочется вырваться.

Перспективное планирование работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшей группы Перспективное планирование работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшей группы Сентябрь Дорожная безопасность Чтение.

Урок пожарной безопасности в детском саду выпускной группы Урок пожарной безопасности в детском саду выпускной группы. Пожар проще предупредить, чем потушить. Эта привычная фраза не теряет актуальности,.

В детском саду «Сказка» прошел День пожарной безопасностиВ детском саду «Сказка» прошел День пожарной безопасности .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание основ пожарной безопасности и безопасного поведения в детском саду, дома, в природе
Опубликовано: 30 сентября 2021 в 19:51
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание основ пожарной безопасности и безопасного поведения в детском саду, дома, в природе» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Добрынина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД