Смолянова Елена Алексеевна
Опыт работы по краеведению в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по краеведению в детском саду
Меня зовут Смолянова Елена Алексеевна. Я – воспитатель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Комаричского детского сада №2
Стаж моей педагогической работы составляет 33 года и за это время я ни разу не пожалела, что стала воспитателем!
Я безумно люблю свою профессию, всех детей считаю своими родными и сама постоянно нахожусь в мире детства и сказки. Через мои руки прошло не одно поколение детей, но я с гордостью вспоминаю каждого из них.
Публикация «Опыт работы по краеведению в детском саду» размещена в разделах
Последние несколько лет я работаю по направлению Нравственно- патриотического воспитания по теме: «Родной свой край – люби и знай!»
Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. И именно дошкольный возраст – это один из лучших периодов развития любви к своей малой Родине, к родным местам, воспитание начал патриотизма.
Формирование нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста процесс длительный и сложный. Поэтому образовательную работу с детьми я провожу систематически, целенаправленно и планомерно.
Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является природа родного края. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, наблюдать природу, видеть её красоту. Организованное мной наблюдение объектов и явлений природы является основным способом ознакомления дошкольников с родной природой. В зависимости от объекта и возраста детей, наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут, и длительными, которые ведутся в течение нескольких дней. Пребывание и труд детей в природе я использую для укрепления их здоровья и физического развития. Для воспитания у детей трудолюбия, бережного отношения к природе необходимо учить их простейшим приёмам выращивания растений и ухода за животными. Очень важно при этом, чтобы дети получали радость от процесса и результата труда, чтобы работа на участке развивала мышцы и укрепляла их нервную систему.
Одной из самых интересных форм патриотического воспитания в дошкольном возрасте является экскурсия. Во время экскурсии ребенок сам становится активным участником образовательного процесса. Экскурсия позволяет получить дошкольникам новые знания и впечатления. Например, на экскурсии «Достопримечательности поселка Комаричи», целью которой являлось вызвать познавательный интерес к родному посёлку и его достопримечательностям, я использовала не только наблюдение, но и метод сравнения. Мы сравнивали купеческие дома, изображенные на старинных фотографиях с тем, как они выглядят в настоящее время, делали выводы. Течение экскурсии сопровождалось рассказом и беседой. Так же интересными для детей являются экскурсии к памятникам и мемориалам воинской славы, где дети знакомятся с погибшими героями в Великой Отечественной Войне; расширяют представления детей о воинах-защитниках; воспитывают уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину; и воспитании патриотических чувств.
Для создания положительной эмоциональной атмосферы и активизации познавательного интереса детей широко применяю игровые приемы. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагаю определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (например по поселку, в прошлое поселка и т. д. А также активно использовались дидактические игры.
Понимая важность предметно-развивающей среды в формировании личности ребенка, в группе мной был создан нравственно-патриотический центр, который способствуют формированию патриотизма и гражданственности у дошкольников, дети знакомятся с природными объектами родного края, с Российской символикой, народными промыслами, бытовыми предметами старины, дети могут развернуть игру, используя макеты ближайшего окружения, познакомиться с правилами дорожного движения, рассмотреть альбомы, фотографии, иллюстрации по данной теме и др.
Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа. Это — совокупность наследства, оставленного нам предками. Посиделки в мини-музее детского сада «Русская изба» вызывают неподдельный интерес детей. Они как бы переносятся в прошлое, их окружают предметы старинного быта, звучат песни, частушки Брянского края, да и сами ребята одеты в русскую одежду, играют в народные игры. Этот перенос в прошлое завораживает их, надолго запоминается. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом.
Также краеведческая работа с детьми дошкольного предусматривает тесное сотрудничество детского сада с музейными педагогами (экскурсоводами). Непосредственно перед посещением районного музея, я обязательно провожу подготовку детей с правилами поведения в музее и после посещения закрепляю полученные детьми впечатлений, при помощи беседы и просмотров фотографий. Такие творческие встречи чрезвычайно плодотворны в художественном воспитании детей. Их отношение к окружающему находит отражение в рисунках, аппликации, лепке. В них дети проявляют творчество, самостоятельность, любовь к родным местам, краю.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Я провожу с родителями не только просветительскую работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, но и сами родители становятся непременными участниками процесса воспитания: помогают в сборе материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций, предметов быта, макетов памятных мест и др.
Таким образом, ознакомление с родным краем с помощью разнообразных видов деятельности создает неповторимую среду, которая действует на воображение и формирует индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь и душевные устремления. Ребенок не только познает свой край, город, но и откликается на события окружающего мира, выражает свое отношение к ним.