Андреева Мария
Опыт работы над творчески–исследовательским проектом «Русский валенок!»
▼ Скачать + Заказать документы
Целевая группа
Дети подготовительной к школе группы, педагог, родители,
Содержание проекта
Цель проекта : Расширить представление детей о валенках, их свойствах, производстве.
Тип проекта : Творчески– исследовательский проект
Продолжительность проекта : краткосрочный (январь, февраль)
Задачи проекта :
- Познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок, их изготовлении;
Публикация «Опыт работы над творчески–исследовательским проектом „Русский валенок!“» размещена в разделах
- Валенки
- Исследовательская деятельность
- Опыт работы, практика
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной творческой деятельности;
- Сформировать у детей элементарные представления о свойствах валенок через опытническую и экспериментальную деятельность;
- Познакомить детей с положительными свойствами валенок, влияющими на здоровье человека;
- Воспитывать у детей уважение к людям, которые сохраняют народные традиции и передают их новому поколению;
- Заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению.
- Развивать в детях познавательную мотивацию, расширять кругозор и интерес к валенкам как к продукту производства человека;
Этапы реализации проекта :
1 - Организационный этап (2 неделя января)
2 – Этап реализация проекта (3 - 4 недели января, 1-4 недели февраля).
Организационный этап начался с изучения источников информации к проекту : подборка методической, научно-популярной, энциклопедической, художественной литературы, Интернет-ресурсов по данной теме.
Этап реализация проекта начался с организации мини-музея русского валенка. Чтобы показать детям какую обувь носили наши предки. Тут же представили выставку валенок, украшенных родителями. Читали книги: Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”, Сергей Гришунин “Дедушкины валенки”. Слушали рассказы родителей, бабушек: «Как мы жили, что носили», «Что носили наши бабушки и дедушки». Рассматривали иллюстрации, фотографии разных видов валенок, обсуждали как и чем их украсили люди. Попробовали себя в роли модельеров и украсили вырезанные макеты валенок техникой «Граттаж». И в завершении проекта, сами сваляли настоящие валенки из шерсти.
Условия реализации проекта
Авторы и участники проекта : дети и родители подготовительной к школе группы № 2 «Одуванчик», воспитатель.
Основными пособиями для изучения стали пособия, относящиеся к методическому комплексу Программы «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ДО:
1. Анчикова Т. П., Виноградова М. Ю. “Праздник русского валенка”, Журнал “Воспитатель”, № 4, 2008 г., с. 70-75.
2. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.
3. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2004.
4. Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н,Корепанова и др. –СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
5. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н., и др. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
6. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Планируемые или полученные результаты
Реализация задач данного проекта проходила через все виды деятельности, а работа была организована по художественно-эстетическому направлению деятельности ДОУ.
Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. Каждый из участников проекта попробовал себя в роли модельера, украсил свои валенки, Пение частушек, русских народных песен, чтение потешек, исполнение танца в валенках, хоровода, способствовали глубже прочувствовать народный быт.
В ходе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей.
Хотелось бы верить, что приобретенные знания, опыт оставят свой след в сознании каждого участника проекта. В дальнейшем такая форма работы будет использоваться в приобщении дошкольников к истокам народной культуры.