Екатерина Шевелева
Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа
▼ Скачать +Заказ
Проблема духовно-нравственного воспитания детей всегда остается актуальной. Дошкольный возраст - фундамент развития ребенка, именно с этого времени начинают закладываться его моральные качества. Наше подрастающее поколение должно знать не только историю России, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать, активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой.
Публикация «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа» размещена в разделах
В своей работе я убедилась, что положительные качества личности ребенка можно и нужно развивать при помощи ознакомления воспитанников с устным народным творчеством, обычаями и традициями русского народа. Потешки, сказки, загадки, прибаутки, колыбельные, народные игры, обряды, праздники - все это интересно и поучительно, в них заложена жизнь русского народа.
В своей работе детский фольклор я использую в различных видах деятельности:
- в обучении правильному произношению;
- в играх по развитию мелкой моторики;
- в народных подвижных играх;
- в продуктивной деятельности (лепке, рисовании, аппликации);
- в непосредственно образовательной деятельности;
- в приобщении к русской национальной культуре;
- в наблюдениях;
- в инсценировках.
С фольклорными произведениями мы знакомим ребёнка с рождения - колыбельные, пестушки, потешки. Колыбельные - не просто песенки, это заговоры-обереги, созданные на магической силе воздействия слова и музыки. Я очень часто использую разные колыбельные песенки, с их помощью малыши лучше успокаиваются и быстрее засыпают. Интересно наблюдать, как уже и сами дети, играя, качают куклу и поют ей "Аа-аа-аа-а".
Также знакомлю детей с пословицами и поговорками. Их можно использовать в любой ситуации. На занятиях по аппликации напоминаю "Семь раз примерь, один раз отрежь", Во время игры "Поймай рыбку" говорю о том, что без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок, иллюстраций в книгах, игрушек. Малыши подолгу могут рассматривать иллюстрации к русским народным сказкам, сами несут стульчики и книги, которые хотят послушать, усаживаются и протягивают книгу. Перед сном выбирают сказку которую буду им рассказывать. Часто играем в игры "Найди предмет на картинке", "Объясни, что за предмет".
Часто использую и загадки - они развивают речь, мышление, кругозор. Дети младшей группы в силу небольшого жизненного опыта тематика загадок ограничена, а дети старших групп уже должны сами объяснить, почему именно такой ответ. Дети загадывают много загадок друг другу. Часто играем в игру "Опиши, не называя" Загадки используем не только на занятиях, но и во всех остальных режимных моментах.
Предметы старины тоже помогают детям с ранних лет приобщатся к истокам нашей культуры. На занятиях по приобщению к истокам культуры русского народа мы с детьми проводили беседу за русским самоваром, знакомились со старинными русскими бытовыми предметами, такими как: русская печь, стол, лавки, деревянная посуда, плетеные лукошки, ведра, коромысло, вышитые рушники и салфетки, и т. д. Дети получили первоначальные знания о жилище, его убранстве, предметах обихода (печь, лавка, колыбель, домашней утвари, посуде (горшок, самовар, игрушках (матрешка, лошадка, кухне. Многие дети например хоть и слышали сказки про такого персонажа, как Баба Яга, не имеют представления что такое ступа, метла.
Мы с ребятами разучиваем потешки, фольклорные песни, водили хороводы. Полюбились детям игры такие как "Золотые ворота", "Жмурки", "Кошки-мышки", "Гори, гори ясно", и др.
Также на музыкальных занятиях регулярно проводились вечера досуга и праздники "Праздник осени", "Здравствуй, Зимушка-Зима", "Масленица", "Посиделки", "Весна-красна". Они помогли пополнить детям свой эмоциональный запас, преодолеть неуверенность в себе, стеснительность.
Фольклорные игры, песни, хороводы помогают прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов. Опыт моей работы показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает нашу жизнь, знакомит их с обычаями и традициями русского народа, создает положительную эмоциональную обстановку в детском коллективе.
Результатами проведенной работы являются:
- использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
- умение играть в русские народные игры, использовать считалки.
- знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
- активное участие детей в народных праздниках (знают название праздника, поют песни и частушки, читают стихи.