Потапова Вероника
Опыт работы «Формирование грамматического строя речи у детей второй младшей группы посредством разных видов деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые коллеги!
1 слайд
Тема моей презентации: «Формирование грамматического строя речи у дошкольников второй младшей группы через разные виды деятельности».
2 слайд
«Грамматический строй – это зеркало интеллектуального развития ребенка»
Константин Дмитриевич Ушинский.
3 слайд
Публикация «Опыт работы „Формирование грамматического строя речи у детей второй младшей группы посредством разных видов деятельности“» размещена в разделах
Актуальность данной темы заключается в том, что в дошкольном возрасте закладывается фундамент будущей грамотности человека. Сегодня ребенку – первокласснику, не владеющему грамматической стороной речи очень трудно осваивать курс обучения родного языка в школе. Поэтому одной из задач развивающей работы в дошкольном учреждении является формирование у детей грамотной речи. Эффективной формой формирования навыков правильной речи является игра, как ведущий вид деятельности дидактическая игра.
4 слайд
В связи с актуальностью этой темы мы определили цель и задачи нашей работы, которая соответствует образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
Цель: Формирование грамматического строя у детей второй младшей группы через разные виды деятельности.
Задачи:
-совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;
-употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около);
-помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей;
-форму множественного числа существительных в родительном падеже;
- относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
Помогать детям, получать из нераспространенных простых предложений распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами.
5 слайд
Основной формой обучения являются занятия. Был проведен ряд занятий по развитию речи. Одно из которых. я представила в свой презентации. Называется оно: «В гостях у бабушки». В процессе этого занятия мы учимся изменять существительные единственного числа на множественное, образовывать слова при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, употреблять существительные с предлогами (в, на, под).
6 слайд
Я раскладывала колеса, а дети определяли и правильно называли, где их нашли (на стуле, на столе, под столом, в корзине).
7 слайд
Преобразовывали: «одно колесо» во «много колес».
8 слайд
Называли правильно детенышей животных (корова – теленок, собака- щенок, и т. д.
9 слайд
Игра основная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Игры занимают основное место в жизни детей, поэтому через игру обучение происходит, наравне с занятием. В первую очередь это дидактические игры. Вот такую «веселую гусеницу» нам изготовила мама Насти Федоровой – Елена Владимировна. Мы с детьми угощаем гусеничку – фруктовым соком; вкусным вареньем; сладкой конфетой. С помощью этой игры у детей формируются навыки относительных прилагательных в мужском, женском и среднем роде. В центр цветка вставляется карточка с изображениями: стакан сока, банка с вареньем или конфетой, на столе разложены карточки на которых изображены: ягоды, фрукты, овощи, дети выбрав карточку называют каким соком, вареньем или конфетой будут угощать гусеницу (апельсиновый сок, вишневое варенье, лимонная конфета и т. п.
10 слайд
Следующая дидактическая игра называется: «Какой игрушки нет».
С помощью этой игры мы учимся употреблять существительные в родительном падеже. Детки закрывают глазки, я убираю одну игрушку, потом они внимательно смотрят какой игрушки нет и называют ее правильно (нет самолета, нет пирамидки и т. д.).
11 слайд
Еще одна игра «Мои первые предложения». Цель этой игры: научиться составлять простые нераспространенные предложения, и помогать детям, получать из них распространенные предложения путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств. Каждый игрок выбирает себе большую картину. Я показываю детям маленькие карточки по одной. Тот, кому подходит, берет ее себе, составляя предложение.
Девочка кормит птиц. Девочка кормит птиц, и белочку и т. д.
12 слайд
Переходим к настольно – печатным играм.
С помощью игры под названием: «Сладкое, кислое, соленое» - учимся согласовывать существительные с прилагательными в мужском, женском, среднем роде. Например: кислое яблоко, сладкое пирожное, селенная колбаса и т. д.
13 слайд
Это игра лото «Чей малыш?». Через эту игру мы учимся употреблять уменьшительно- ласкательные суффиксы при образовании существительных в единственном числе. Котенок – мама кошка, Тигренок – папа тигр.
14 слайд
Переходим к конструированию любимой игре детей. При строительстве гаража мы учимся употреблять существительные с предлогами (в, за, около).
Например: машина заехала в гараж, машина стоит за гаражом, около гаража.
15 слайд
При строительстве моста учились употреблять существительные с предлогами (под, на). Например: машина едет по мосту, под мостом.
16 слайд
Сюжетно-ролевые игры дети любят не меньше. В игре «Магазин» учимся употреблять существительные в форме единственного и множественного числа в родительном падеже. Например: одна груша – много груш, один огурец – много огурцов и т. п.
17 слайд
В игре «Семья» сюжет: «Мама готовит обед». Дети учатся употреблять существительные в родительном и творительном падеже. Например: мама будет готовить обед из овощей, из капусты; суп с картошкой, с морковью.
18 слайд
В свободной совместной деятельности мы не только играем, но еще читаем и беседуем. Например при чтении сказки «Колобок» дети учатся образовывать форму родительного падежа с предлогом -от-. Ушел от дедушки, от бабушки, от зайца и т,д,
19 слайд
Во время беседы о весне дети, отвечая на мои вопросы, учатся правильно строить словосочетания и предложения. Например: как светит солнце? Солнце светит ярко. Какая погода сегодня? Погода сегодня солнечная.
20 слайд
Так же рассматривали иллюстрации домашних животных и их детенышей. Правильно их назвали.
По картине «Игры детей» учимся подбирать предлоги к существительным. Например: мяч в руке у мальчика; кубики лежат в кузове машины.
При рассматривании картинок из серии «Пришла весна» - учились опять же составлять словосочетания и предложения: бегут ручьи, На площадке тает снеговик, и т. п.
21 слайд
Взаимодействие с семьей неотьемлимая часть любой нашей деятельности. Вот и в этот раз мы пригласили родителей на совместный вечер грамматических игр «Давайте говорить правильно». Дети с удовольствием показывали и рассказывали, в какие игры они играли, а моей задачей было показать и рассказать как просто и доступно можно играть в такие игры дома.
22 слайд
Игра, которую нам изготовила Елена Федорова, была ранее продемонстрирована, многофункциональна, и позволяет нам решать задачи не только в речевой, но и в других областях.
23 слайд
Проведя такую работу по проекту, мы решили посмотреть, изменилась ли речь детей с начала года.
Вы можете увидеть, что в начале года у нас было много пробелов по этой теме, и поэтому низкий уровень составил 32%, во время проекта мы старались обратить внимание на все аспекты грамматического строя речи поэтому пошла положительная динамика, и результат на конец проекта составил 17 %, повысились результаты по среднему и высокому уровню.
24 слайд
Список используемой литературы:
-Программа «От рождения до школы» Н. В. Веракса;
- «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада» В. В. Гербова;
- А. М. Бородич «Методика развития речи детей»;
- Е. И. Удальцова «Дидактические игры для дошкольников»;
- А. К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду»;
- «Занимательная грамматика «- из серии «Я хочу учиться», А. В. Грачева;
- Международный образовательный портал МААМ. RU https:/// www/vaam/ru /;
- Г. Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи (вторая младшая группа».
25 слайд
Спасибо за внимание.