Эльмира Мансурова
«Использование развивающих и дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
▼ Скачать +Заказ
Работая по программе А. М. Васильевой «Воспитание и обучение в д/саду» и обучая детей математике, для лучшего усвоения детьми материала, я стараюсь внести в занятия игровую мотивацию, проблемные ситуации (которые направлены на поиск способов разрешения самими детьми).
Предлагаю различные виды дидактических и развивающих игр, в которые мы
играем с детьми не только на НОД, но и в совместной и самостоятельной
деятельности.
Публикация «„Использование развивающих и дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Когда внимание ребёнка приковано к игре, к выполнению игровых задач, он сам того не замечая преодолевает трудности математического характера, учится оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизировать внимание.
Предлагаемые детям игры и игровые упражнения способствуют развитию у детей психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения).
Я хочу познакомить вас с теми играми, в которые мы с детьми любим играть:
Это такие игры как: –
«Внимание», «Внимание – Угадайка», «Сложи узор» по карточкам – образцам. В этой игре развивается также пространственное воображение, умение комбинировать.
«Сложи квадрат» - усвоение соотношения целого и части, цветоощущения, умения действовать от простого к сложному. Как вариант «Кто скорее соберёт свой квадрат». С использованием карточек – результатов.
Закрепление знаний о геометрических фигурах.
• «Геометрическая мозаика» (Составь картинку).
• «Назови фигуру» - найди такую же с кубиком.
• «Найди дорогу к дому» - использование кодированной информации, чтение ориентиров.
• «Найди следующую фигуру» - поиск закономерностей.
• «Составь из частей» и назови сколько треугольников.
• «Волшебные картинки» - создание образов на основе схематического изображения геометрических фигур
Использование трафаретов геометрических фигур в самостоятельной деятельности. (Дорисуй и назови предмет).
• «Назови геометрические фигуры и сколько их?».
• «Собери бусы из геометрических фигур» - закрепление цифр и геометр. фигур + соотнесение цифры с геометрической фигурой.
• «Ковёр – самолёт» с прорезями геометрических фигур. Может использоваться как обследование в начале года.
Коллажи:
«Назови, что ты видишь?» Из каких геометрических фигур состоят изображённые картинки, сколько треугольников, квадратов, прямоугольников, какого цвета фигуры?
«Найди цифры, назови их, среди каких геометрических фигур они спрятались?»
Использую в своей работе с детьми игры по мнемотехнике.
«Сокровища» - что изменилось, чего не стало с использованием мелких детских игрушек. Детям эта игра всегда интересна, играют с удовольствием. Развитие зрительного восприятия, внимания.
«Фотоаппараты» - посмотри, запомни (сфотографируй) и расскажи что ты видел. Тренировка фотографической (зрительной) памяти.
«Прятки» (Тактильные дощечки)
Рассматривание, ощупывание дощечек, выбери «свою» - какая она расскажи (на ощупь). «Узнай на ощупь, найди среди других свою дощечку» (под платком). Сначала среди 5 штук, потом количество дощечек увеличивается. Развитие тактильной памяти, мелкой моторики.
На закрепление знаний о цифрах, составе числа, навыков порядкового и количественного счё та:
• «Разложи правильно»
• «Какой цифры не стало?» (числовой ряд)
• «Назови соседей числа»
• «Какого числа не хватает?» (С кругами и со стрелочкой)
• «Который по счёту?» - порядковый счёт.
Для отработки порядковых отношений, использование произведения
К. Чуковского «Тараканище»
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд,
А за ним комарики на воздушном шарике,
А за ними раки на хромой собаке.
Волки на кобыле,
Львы в автомобиле,
Зайчики в трамвайчике,
Жаба на метле…
Беседа: «Кто ехал перед комариками?
После зайчиков?
Между раками и львами? И т. д.»
• «Найди нужную цифру». Положи столько же предметов или на 1 больше или на 1 меньше.
• «Счёт на ощупь пуговиц на карточках» - подбери число нужную цифру.
• «Положи столько же» - счёт до 10, развитие моторики, тактильных ощущений, нахождение нужного количества предметов на ощупь. Слуховое внимание, память.
• «Точечки» - по Никитину.
• «Числовые домики» - Состав числа из двух меньших в пределах 10 и из единиц.
• Счётные палочки – Назови из скольких палочек, выполнена фигура.
• Палочки Кюизенера – составление изображений по предложенному образцу (Карточки – образцы)
• С использованием мяча «Не ошибись» с числами. Назови следующее число по порядку, предыдущее, какое число между, назови соседей числа и т. д.
Так же использование подручного дидактического материала для счёта (счётные палочки, шашки, кубики, солдатики, жёлуди, шишки, камешки и прочий материал) помогающий усвоить прямой и обратный счёт, количественный счёт. Закрепление умения пользоваться математическими знаками +, - ,=.
При подготовке детей к обучению письму, работаю с детьми над развитием графических навыков, умения ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Во второй половине дня мы с детьми пишем в тетрадях в клеточку, в которых мы отражаем и пройденные на НОД цифры и геометрические фигуры, закрепляем состав числа, так же идёт закрепление элементарных счётных навыков и умения пользоваться математическими знаками.
Использую в своей работе :
• Физ. минутки математического содержания.
• Задачи в стихах.
• Считалки.
• Скороговорки.
• Пословицы математического характера.
• Игры с пальчиками.
В индивидуальной работе с детьми использую рабочие тетради.
Использую в работе с детьми различные виды
Словесных игр с использованием мяча :
«Что длиннее» (носки короткие, а гольфы…., платье длинное, а юбка….,
шорты короткие, а брюки….)
На понятия высокий, низкий; широкий, узкий (дерево высокое, а куст….,
Стул низкий, а шкаф…., дверь узкая, а окно…., и т. д.)
Так же на понятия: толстый, тонкий; большой, маленький.
Игра на различение временных отрезков (утро, день, вечер, ночь)
«Назови пропущенное слово»
Утром пришёл в д/с, а ушёл….,
Завтракаем утром,а обедаем,
В д/с спим днём, а дома спим….,
Светло бывает….,а темно…. ,
Луна видна, а солнце….,
Небо голубым бывает…., а звёзды блестят….,
Днём бывает…., а ночью…. ,
Ночью видна, а днём….,
Ночью небо…., а днём….
Назови, на что похожа заданная цифра, чего бывает по 1, по 2, по 3 и т. д.
На различение предлогов (на, под, в, за)
«Где птичка?», «Угадай, куда положили?»
На пространственную ориентацию
«Угадай где?» (где спрятали загаданную игрушку)
«Угадай, кого загадали?» (впереди от тебя, справа, слева, сзади)
Ориентировка на листе бумаги
«Где мячик?», «Самолёт в небе» (вверху, внизу листа, в правом верхнем углу и т. д.)
Проводя каждую игру я ставлю перед собой помимо математических и речевые задачи :
• по развитию связной речи
• обогащению словаря
• развитию грамматического строя речи
• по звуковой культуре речи
Немаловажная роль при формировании математических представлений отводится и
организации самостоятельной деятельности детей, в которой дети могут играть по своему желанию и в вышеперечисленные игры, а так же и в игры головоломки,
игры на сложение целого из частей:
«Волшебный квадрат», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Монгольская игра», «Архимедова игра».
«Детское домино», «Магнитная мозаика», «Раз, два сосчитай», «Математическое лото» и другие игры.
Ведь именно в самостоятельной деятельности ребё нок сам:
• воспринимает игровую задачу,
• выбирает пути и способы достижения результата,
• высказывается по поводу игровых действий,
• располагает большим количеством времени для выполнения намеченной
цели,
• самостоятелен в преодолении возникающих трудностей.