Минкина Виолета
Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы "Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей детей дошкольного возраста".
Подготовила: старший воспитатель высшей квалификационной категории
МКДОУ «Детский сад №36» ИГОСК Минкина Виолета Игоревна
Публикация «Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. В последнее время всё больше возрастает значимость проблемы раннего выявления и развития одарённости детей. Существует достаточно много исследований и разработок в рамках развития детской одарённости.
Интерес к одаренности, в настоящее время очень высок, и это объясняется общественной потребностью.
Современная жизнь требует от ДОУ (в соответствии с ФГОС) подготовки такого выпускника, который способен адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.
Сегодня особенно важен поиск путей в подходе к развитию личности одаренного ребенка.
Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов и родителей ДОУ с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
Система воспитательно — образовательной деятельности по развитию детских способностей основывается на максимальном раскрытии природного потенциала каждого воспитанника.
Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем. При организации работы с одаренными детьми в условиях ДОУ особое внимание уделяется созданию развивающей предметно-пространственной и образовательной среды, которая обеспечит возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности. Поэтому педагогу необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск в процессе их развития по специальным программам, методикам, тестам.
Важнейшим условием формирования гармоничной личности в нашем детском саду, является индивидуальный подход к детям, а для одаренных детей этот аспект наиболее значим в силу их специфических особенностей.
В нашем ДОУ спланирована работа с детьми, определены основные направления и этапы реализации, принципы педагогической деятельности.
Целью нашей работы является повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение системы работы с одаренными детьми в ДОУ. Таким образом, образовательный процесс в МКДОУ строится с учетом становления и развития личности в её индивидуальности, уникальности и неповторимости.
Основная задача педагогов нашего ДОУ состоит в том, чтобы помочь ребенку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.
Наблюдения наших педагогов даёт возможность считать, что все дети одаренные. Главное не тормозить, а помочь развить детям эту одаренность.
При выявлении одаренных детей педагоги опираются на следующие принципы:
комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволяет охватить, как можно более широкий спектр его способностей;
анализ поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т. д.);
использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т. п.
В работе с одарё нными детьми педагоги поставили следующие задачи:
1. Повысить уровень профессиональной компетенции работников ДОУ;
2. Создать благоприятные условия для развития индивидуальных способностей детей.
3. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи через родительские групповые клубы.
В детском саду, работают опытные и творческие педагоги, которые стремятся к инновациям и к саморазвитию. Наш педагогический коллектив определил формы и направления работы с одаренными детьми.
Педагоги проводят первичную диагностику и последующие индивидуальные обследования. Анализ полученных, в ходе диагностики, результатов помогает решить следующие задачи: осуществить дифференцированный подход в воспитании и развитии детей, выявить детей с скрытой одаренностью; оценивать эффективность используемых форм и методов работы с детьми.
Для выявления одаренных детей педагоги используют технологию педагогического наблюдения. На основе полученных результатов делаются выводы об уровне развития ребенка в том или ином виде деятельности.
В результате внедрения системы работы с одаренными детьми получены следующие результаты:
• Разработана нормативно-правовая база по работе с одаренными детьми;
• Сформировалась система по выявлению и дальнейшему развитию воспитанников с признаками интеллектуально-творческой одаренности.
• Повысился образовательный уровень педагогов в плане работы с одаренным детьми;
• Пополнена предметно-развивающая среда ДОУ;
• Значительно повысилась активность участия детей и педагогов в конкурсах различного уровня (более 60%).
• Прослеживается положительная динамика в росте общего развития способных детей, так и в развитии интеллектуально творческого потенциала.
• Повысилась активность родителей в вопросах развития интеллектуально-творческого воспитания и развития детей.
С целью совершенствования научно-методического уровня педагогов только в этом году проведены ряд семинаров практикумов и консультаций с педагогами, посвященные одаренности в дошкольном возрасте по темам :
«Развитие детской одаренности»;
«Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми и их родителями»;
«Современные подходы к организации работы с одаренными детьми в дошкольном образовательном учреждении».
Проведены консультации:
«Теоретические основы детской одаренности»;
«Одаренный ребенок, какой он»;
«Виды детской одаренности»;
«Принципы и методы выявления одаренных детей»;
«Особенности работы с родителями одаренного ребенка».
Для саморазвития педагоги нашего ДОУ регулярно посещают онлайн вебинары, семинары, конференции на темы: «Формирование и развитие способностей у детей дошкольного возраста», «Современные подходы к организации работы с одаренными детьми в ДОУ».
Для обогащения и расширения кругозора педагогический коллектив посещает культурные учреждения: «Музей самоваров»; Драматический театр им. Лермонтова; Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей заповедник имени Г. Н Прозрителева и Г. К Праве.
Условием для развития одаренности детей является создание развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.
РППС строится с учетом ФГОС ДО, СанПин, реализуемой программы и направлена на стимулирование развития творческих способностей, самостоятельности, инициативности воспитанников ДОУ разного возраста, способствует осуществлению личностно-ориентированного подхода к детям.
В нашем детском саду имеются все необходимые условия для всестороннего развития детей :
спортивный зал, оснащенный спортивным оборудованием, тренажерами;
эстетически оформленный музыкальный зал с наличием аудиоаппаратуры, детских музыкальных инструментов, богатой аудиотеки;
музей «Краеведения» (истории родного края) в котором собраны экспонаты, представляющие быт русской деревни, казачьей горницы, домашняя утварь, игрушки, произведения прикладного искусства;
музей «Боевой славы ВОВ», через который у детей воспитывается, чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважительное отношение к старшему поколению, к солдатам боевых действий.
В группах имеются, систематически обновляются и пополняются развивающие центры и уголки театрализации, изодеятельности, ручному труду, развивающих игр, для интеллектуального, познавательного, физического развития дошкольников, исследовательской и экспериментальной деятельности. В каждой группе педагогами ДОУ созданы мини-музеи, для расширения кругозор ребёнка и взрослого; повышении образованности, воспитанности; где идет приобщение к вечным ценностям.
Формы работы применяемые педагогами ДОУ с одаренными детьми:
- проекты индивидуальные, групповые, семейные;
- кружки и секции;
- конкурсы, викторины, соревнования;
- занятия в кружках, учреждениях дополнительного образования;
- индивидуальные развивающие занятия в игровых формах;
- опытно-исследовательская деятельность.
Ежегодно планируется проведение мероприятий, которые способствуют выявлению и развитию у воспитанников ДОУ способностей к разным видам деятельности. Это всевозможные детские творческие конкурсы, конкурсы и выставки рисунков, поделок из различного материала, конкурсы чтецов, спортивные соревнования, совместные проекты и др. Эти мероприятия проводятся как индивидуально, так и совместно с родителями
Одним из важных условий развития одаренности детей является дополнительное образование.
В детском саду работает 9 кружков.
По социально-коммуникативной направленности:
• Кружок «Старинный сундучок»;
• Кружок «Дорогою добра»;
• Кружок «Азбука культурного поведения».
По познавательной направленности:
• Кружок «Математические ступеньки».
По физкультурно-оздоровительной направленности:
• Кружок «Школа мяча»;
• Кружок «Веселые шаги»
По художественно-эстетической направленности:
• Кружок «Веселый балаганчик»
• Кружок танцевальный «Каблучок»
• Кружок вокальный «ДО-МИ-СОЛЬ-КА»
Кружковая работа помогает решать следующие задачи:
- создание условий для индивидуального развития способностей ребенка;
- развитие предпосылок творческого продуктивного мышления – абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии;
- формирование навыков коллективной мыслительной деятельности, необходимых современному человеку: готовность к совместному решению проблемы, умение вести спор, рассуждать и доказывать партнеру свою точку зрения;
- формирование положительной самооценки и уверенности в собственных интеллектуальных силах.
В этом учебном году активизирована работа по организации различных состязаний интеллектуального и творческого характера. Педагоги внутри групп организуют конкурсы чтецов, конкурсы -выставки творческих работ, и т. д. Это создает возможность детям проявлять свои способности и почувствовать успешность своей деятельности, стимулирует к активности, к достижению новых результатов.
Важным стимулом развития талантов является Поощрение одарённых детей : награждение дипломами, грамотами за участие как в муниципальных конкурсах, краевых, так и конкурсах на уровне дошкольного учреждения.
Общеизвестно, что одним из наиболее важных условий решения задач активизации потенциальных возможностей ребенка, влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие ребенка, является семья, взаимодействие воспитателя и родителей.
Взаимодействие с семьей воспитанников выстраивалась по следующим направлениям.
1. Информационно-аналитическое направление работы, с целью выявить интересы и предпочтения родителей, уровень их осведомленности в тех или иных вопросах воспитания и образования детей, узнать семейный опыт, семейные традиции воспитания детей. Проведено:
анкетирование «Как распознать одаренность»;
«Способности Вашего ребенка»
беседы «Как родителям вести себя с одаренным ребенком»,
«Как развивать у ребенка одаренность»;
опросы родителей «Как воспитывать одаренного ребенка?»;
решение педагогических задач.
2. Познавательное направление.
В ДОУ проведены онлайн родительские собрания, заседания групповых родительских клубов с использованием разнообразных форм работы по вопросам детской одаренности, и включением тематических сообщений:
«Значение раннего выявления одарённости»,
«Кто он – одарённый ребёнок?»,
«Восприятие и воспитание одарённых детей»,
Педагоги в течении года организовывали для родителей, мастер-классы, готовили буклеты, памятки и индивидуальные консультации, на тему «Одаренный ребенок и как его воспитывать», «Развиваем творческие способности», «Как создать уголок творчества дома», в рамках которых родители получали необходимые знания и навыки по воспитанию и взаимодействию с одарёнными детьми с целью развития творческих способностей;
Основной задачей в этом направлении является повышение компетентности родителей по вопросам развития детей дошкольного возраста. Родители непосредственно участвующие в организации педагогического процесса, являются незаменимым партнером и помощником педагогу, воспитателю. Родители одаренных детей должны быть информированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей.
3. Совместное практическое направление деятельности способного ребенка и его родителей.
Для развития творческой и познавательной активности детей - родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня, проводятся совместные театрализованные представления для детей, организуют различные презентации, с которыми ребенок выступает перед родителями.
Результатами совместной деятельности педагогов и родителей в нашем детском саду являются такие мероприятия:
спортивные, музыкальные, театрализованные праздники;
реализация совместных проектов;
совместные выставки рисунков.
В приемных групповых помещений оформлены уголки для родителей «Маленький гений»; «Всезнайка», здесь родители могут ознакомиться с информацией и рассмотреть продукты деятельности индивидуальной и коллективной работы с детьми.
За помощь и участие в образовательном процессе ДОУ родителям оформляются благодарности.
Наша задача – научить родителей умению наблюдать за своими детьми, следить за их развитием, а также – способствовать этому развитию.
Опыт работы нашего дошкольного учреждения показывает, что все используемые методы, приёмы и формы работы с одаренными детьми позволили создать наиболее комфортные условия для выявления и раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка.
«Каждый педагог должен помнить: «Цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей, – реальны. Главное - верьте и действуйте».