Елена Максимова
Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе»
▼ Скачать + Заказать документы
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТЫНДЫ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 11 «БЕЛОСНЕЖКА»
ГОРОДА ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Выступление на городском фестивале педагогических идей
«Духовно - нравственное воспитание в современном образова-тельном процессе»
Панорама педагогического опыта :
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через формирование
Публикация «Опыт работы „Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном процессе“» размещена в разделах
навыков здорового образа жизни»
Панорама педагогического опыта : «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через формирование навыков здорового образа жизни»
В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обнов-лением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необ-ходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника.
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших про-блем, которая должна решаться сегодня всеми, родителями, педагогами и окружающим обществом. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, про-явится позднее, станет его и нашим будущим.
Порой мы часто сами себя спрашиваем, А, что главное в воспита-нии ребёнка?
Хочется сразу ответить: «Какой бы элемент воспитания ребенка мы не взяли, окажется, что среди всех этих элементов нет не существенных. И все же главное – ребенок должен расти здоровым.» Ни полнота, ни богатырское сложение, ни румянец сами по себе не являются критериями здоровья. Суть его в гармонии физических и духовных сил, уравновешенности нервной си-стемы, способности противостоять различным вредным влияниям.
Здорового ребенка легче воспитывать. Он быстрее осваивает необхо-димые умения и навыки, лучше приспосабливается к смене условий, легче воспринимает предъявляемые к нему требования.
Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования ха-рактера, развития инициативы, сильной воли, природных способностей. Важнейшая же цель школьного физического воспитания – не только улучше-ние здоровья учащихся, но и содействие всестороннему развитию их лично-сти.
От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, миро-воззрение, умственное развитие, вера в свои силы.
Поэтому крайне важно правильно организовать развитие ребенка с са-мого раннего возраста.
Считается, что гарантом духовного здоровья человека должна быть его собственная семья.
В феврале 2021 года я провела с родителями, анкетирование по духовно-нравственному воспитанию. С целью изучения уровня компетенции родите-лей и их отношение к духовно-нравственному воспитанию дошкольников через формирование навыков здорового образа жизни. По результатам ан-кетирования я увидела, что родители действительно заинтересованы в формировании и развитии у детей, прежде всего результатов которые отно-сятся к формированию ценностного отношения к здоровью и здоровому об-разу жизни и духовно-нравственному развитию.
Мною было замечено, что родители стараются прививать ребёнку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако, по результатам анкетирования, они испытывают затруд-нения в формировании навыков здорового образа жизни, так им не хватает педагогических знаний и порой времени. Поэтому для осуществления преем-ственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у детей необходима совместная работа педагогов и родителей.
Я ознакомилась с методическими пособиями и литературой Алферова В. П. Как вырастить здорового ребенка. Л., Медицина, 1991., Веремкович Л., Иванова О. и др. Закаливание детей в современных условиях. - //Дошкольное воспитание, 1993, № 2, Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М. :ТЦ Сфера, 2005. - 96 с., М. Витковская «О том, как мальчуган здоровье закалял»; О. Высотская «Волны»; С. Михалков «Про мимозу»; В. Лебедев-Кумач «Закаляйся!», 3. Александрова «Большая ложка»; А. Кардашова «За ужином»; С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»; Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду», Р. Кудашева «Петушок», Нравственное воспитание дошкольника / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М., Педагогика, 2006г, Нравственное воспитание / Под ред. Свадковский И. Ф. 4-е изд. -М., Педагогика 2009г и т. д.
Проводила индивидуальные и досуговые формы организации взаимо-действия с родителями: «Родительские онлайн –собрания, где познакомила родителей с консультациями по теме :«Физкультурно-оздоровительная рабо-та в ДОУ», ««Режим дня детей старшего дошкольного возраста», «Движение – это жизнь!», «Роль подвижных игр в развитии основных дви-жений и воспитании детей», «Профилактика простудных заболеваний», «Требования к обуви ребёнка», «Средства личной гигиены». Подготовила для них буклеты: «Здоровье-главное богатство», «Советы родителям по предупреждению нарушения осанки у детей», «Полезные упражнения «Формирование правильной осанки», «Упражнения для профилактики плос-костопия», «Здоровый образ жизни с детства», «Правила детского питания».
Хотелось бы отметить, что родители всегда активно принимают уча-стие в совместных праздниках, «Днях здоровья», посещение ООД, откры-тые просмотры утренней гимнастики, прогулок; организация совместных выставок «Нестандартное оборудование», фотовыставок «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «В царстве Нептуна».
Такие мероприятия оказывают конкретную практическую помощь се-мье в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребен-ка, устанавливают теплые доверительные отношения между педагога-ми, родителями и воспитанниками.
Духовно-нравственное здоровье человека нельзя рассматривать в от-рыве от его физического здоровья, что обуславливает в целом здоровый об-раз жизни.
Для эффективной работы в ДОУ «Белоснежка» созданы все необходи-мые условия: оборудован физкультурный, тренажёрный зал, бассейн и му-зыкальный зал, на территории ДОУ имеется стадион, спортивная площадка.
В группах имеется «Уголок здоровья»,оснащённый различными ма-териалами папками с иллюстрациями «Человек и его организм»;
— дидактические игры: «Полезные и вредные продукты для твоего здоро-вья», «Чем можно делиться с другом» (о личных вещах, «Найди правиль-ную осанку и опиши её», «Фоторобот» (составление из частей тела, лица, движений человека);
— игры издательства «Весна-дизайн» : «Здоровый малыш», «Зубы, уши, гла-за», «Кожа, питание, сон»;
— познавательные игры-лото («Полезные продукты», «Полезные и ядовитые грибы и ягоды» и др.);
— лото «Робота сердца»; - книги: «Тело человека: загляни внутрь себя», П. Абрахаме; «Главное чудо света», Г. Юдин; «Расти здоровым», Р. Ротенберг; «Скелет», С. Паркер; «Анатомический атлас», Т. Уэстон;
— схема, иллюстрации по темам: «Полезные упражнения для сердца (лег-ких)»;
— аптечка с предметами для оказания первой помощи при травмах;
— советы родителям: «Дыхательная гимнастика», «Витамины — это всегда полезно», «Как ты можешь закаляться»,
— папка «Скоро в школу» : «Мой режим дня в школе», «Упражнения для снятия утомления», «Безопасная дорога в школу», «Какие блюда я умею го-товить»,
— ростомер, «Стена здоровья» (пространство стены без плинтуса шириной 50 см;
— спортивное оборудование: мячи разного размера и материала, скакалки, обручи, кольцебросы, игры на веревочках («Кто быстрее долетят до Луны», «Чья машина быстрее приедет» и,др.);
— плакаты о строении тела человека, продуктах питания, здоровом образе жизни
— «Дорожки здоровья»
Процесс обучения здоровому образу жизни дошкольников неразрыв-но связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фак-тором интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
Я считаю, что именно взрослые являются первыми и главными воспи-тателями своего ребенка, основными “архитекторами” его здоровья.
Именно поэтому воспитание у дошкольников потребности в ЗОЖ осу-ществляю по следующим основным направлениям:
• привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
Игра –соревнование «Чей стол самый аккуратный», Игра – соревнова-ние «Наведём порядок в шкафчиках», Чтение отрывка из сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр» «Да здравствует мыло души-стое….»,Дидактическое упражнение «Поможем младшему воспитате-лю сменить постельное бельё», Чтение М. Зощенко «Глупая история», Беседа «Микробы – наши враги», Дидактическое упражнение «Как помочь товарищу», Дидактическое упражнение «У кого в шкафу поря-док»,и т. д.
• формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма; Плакат «Новое поколение выбирает здоровый образ жизни», «Здоровая и вредная еда».
• формирование представлений об окружающей среде;
«Загадки,стихи, пословицы, поговорки про полезные продукты, о здо-ровом образе жизни, о правильном режиме, о спорте» и т. д.
• формирование привычки ежедневных физкультурных упражне-ний;
рисунки детей «Мой день начинается с …»
• развитие потребности родителей ребенка в здоровом образе жиз-недеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.
Данные направления реализуются с учетом возраста детей, в рамках перспективного планирования. Методика работы с детьми строится мною в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, дела-ется акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую актив-ность самих дошкольников.
Программа «От рождения до школы». (Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Мозаика-Синтез» Москва, 2014).
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полно-ценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование ос-нов базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными осо-бенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедея-тельности дошкольника.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошколь-ников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творче-ский подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к тради-ционным ценностям. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка, опираясь на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фунда-ментальность. Образовательный процесс выстраивается с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными воз-можностями детей. Одной из главных задач, которую ставит Программа пе-ред воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья де-тей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.
Для укрепления и сохранения здоровья воспитанников в группе широ-ко использую нетрадиционные формы оздоровления, включающие в себя элементы дыхательной, глазодвигательной и пальчиковой гимнастик, релак-сации, самомассажа, танцтерапии, упражнений на укрепление осанки, про-филактику плоскостопия, психогимнастику, являющимися элементами со-временного направления - педагогики оздоровления.
Благодаря введению данных форм работы и синтезу их с игровой дея-тельностью у детей происходит гармонизация отношений между собой.
Ребята становятся более доброжелательными друг к другу, проявляют больше уверенности в организации совместной деятельности. У детей фор-мируются полезные привычки, которые закладываются в процессе их орга-низованной физической активности, во многом определяющие становление черт характера и стимулирующие интерес к здоровому образу жизни.
Для того, чтобы нашим детям было хорошо в будущем, нужно научить их уважать себя и других людей. Ведь физически развитый, то есть крепкий, сильный, здоровый человек, должен обладать и такими качествами как: доб-рота, терпение, сострадание, для того, чтобы направить свои умения и силу на добрые поступки.
Мы с вами знаем, что важную роль в физическом и психическом разви-тии детей, играет двигательно-игровая деятельность, которая является осно-вой физического воспитания детей, так как именно в ней дошкольник познает законы и особенности окружающего мира.
Физическая культура помогают развить у детей активную жизненную позицию, чувство долга и ответственности. Для этого я создаю такие усло-вия, при которых дети могли бы проявить свое отношение к своим товари-щам, к воспитателю и к деятельности.
Очень хорошо подходят народные подвижные игры. Например, играя в подвижную игру на занятиях физкультуры «Ловишки с мячом», я напоми-наю детям, что им необходимо соблюдать правила безопасной игры и рас-считывать силу удара мяча. Таким образом, они учатся бережно относиться друг к другу, сострадать, и переживать, если случайно причинили боль.
Играя в народные подвижные игры такие как: «Зайчик», «Тетерка», «Пчелки и ласточки», «Завивание капусты», «Крута гора», «Плетень», «Лиска -лиса» и другие игры, дети знакомятся с игровым опытом прошлых поколений, что тесно переплетено с нравственно-патриотическим воспитани-ем.
При проведении ООД знакомила дошкольников с культурой и тради-циями народов России. Где решались с детьми не только физкультурно-оздоровительные задачи, но и раскрывали духовно-нравственный мир чело-века, воспитывали чувство толерантности, уважения и интереса к националь-ным традициям народов России.
Немаловажную роль в духовно-нравственном воспитании дошкольни-ков я уделяю и военно-патриотическому направлению, задачи которого успешнее всего решаются в образовательной деятельности по развитию ре-чи, физической культурой и спорту, так как формирование физических ка-честв и двигательных навыков и умений тесно связано с развитием нрав-ственно-волевых черт личности. Основным моментом военно-патриотического воспитания является празднование ежегодных дней воин-ской славы: 23 февраля - День Защитника Отечества, 9 мая – День Победы, 4 ноября -День Народного Единства.
Ни для кого не секрет, что любовь к Родине у дошкольника начинается с любви к своей семье, к своему окружению, к своему детскому саду. Для то-го, чтобы развить в детях эти чувства, и формировать приемственность ДОУ и семьи в детском саду проходят мероприятия с участием родителей воспи-танников : «Папа, мама, я – вместе дружная семья!», «Праздник для мамы», «День защиты детей» и т. д. В ходе таких мероприятий у семей дошкольников развивается командный дух, чувство коллективизма, сплоченность, желание придти на выручку. Вышеперечисленные праздники и развлечения являются в детском саду традиционными. В их подготовке принимают участие дети, родители, педагоги и другие категории сотрудников детского сада.
Как итог всему выше сказанному, хотелось бы отметить, что здоровье нашего тела, отличные физические данные – это бесценный дар. Поэтому жизнь тела должна быть организована вокруг жизни души.
Благодаря такому подходу к организации образовательной деятельно-сти выпускники детского сада обладают социально-ценностными нравствен-ными качествами, имеют развитый творческий потенциал и способность к саморазвитию, а так же потребность в здоровом образе жизни.
Таким образом, при целенаправленном воспитании, обучении и за-креплении в повседневной жизни полезных привычек, соответствующей мо-тивации занятий физкультурой, создании оптимального двигательного ре-жима в течение дня отношение дошкольников к своему здоровью существен-но меняется. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится осно-вой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. Одновре-менно с этим происходит духовно-нравственное развитие личности каждого воспитанника, формирование способности оценивать и сознательно выстраи-вать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов от-ношение к себе, другим людям, миру в целом.
Список литературы:
1 Акинина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста. М. : Перспективы, 2012 243 с.
2 Артемьев В. П., Шутов В. В. Теория и методика физического воспита-ния. Двигательные качества: учебное пособие Могилев. : МНУ им. А. А. Кулешова, 2004 284с.
3 Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Ме-тодическое пособие. М. : Мозаика - синтез, 2005 112 с.
4 Гарбуза Л. Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказ-кой // Дошкольная педагогика. – 2012. - №5.
5 Артемова Е. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2012. - №7.
6 Грибок В. В., Рыбакова И. А. Художественная литература как сред-ство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста// Дошкольная педагогика. – 2013. - №1.