надежда боленкова
Опыт формирования у детей привычки рационального использования воды
▼ Скачать + Заказать документы
«О воде надо помнить с большой буквы,
Так как она не только необходима для жизни,
Она сама жизнь»
Сент Экзюпери.
Все живое произошло на Земле от воды. Давным – давно, много лет назад, когда на нашей планете еще не было жизни, почти всю ее поверхность занимал океан. И именно в океане появились первые живые существа. Прошло много времени – миллионы лет, прежде чем на Земле появился человек. Но наш организм до сих пор «помнит» (хранит информацию) о том, что жизнь зародилась в океане: тело человека на 2/3 состоит из воды.
Публикация «Опыт формирования у детей привычки рационального использования воды» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Привычки. Полезные и вредные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Казалось бы, на Земле воды сколько угодно –океаны и моря покрывают большую часть нашей планеты или 94% всей воды, но эта вода соленая, не пригодная к употреблению. А ведь людям необходима пресная вода, которой на Земле не так уж много, на ее долю приходится менее 2%.
С древности вода считалась первоисточником жизни. Вода нужна не только для питья. Без воды не умоешься, не постираешь, не приготовишь обед. Вода нужна не только людям, но и всему живому на земле: растениям, животным, насекомым.
Воду используют фабрики и заводы. Например,чтобы получить 1 тонну стали, необходимо израсходовать 150 тонн воды. Для 1 тонны бумаги – 250 тонн воды, на всеми любимую плитку шоколада в 100 грамм необходимо 9 литров воды.
Но на Земле осталось мало районов с чистой водой. Почти каждый второй житель планеты пьет загрязненную воду. Это связанно с выбросами промышленных, сельскохозяйственных, энергетических предприятий, коммунальных служб, различного вида транспорта. Из – за загрязнения нельзя уже не только пить воду из многих рек, но и купаться. Чистая вода – дефицит во многих странах мира. Сохранность пресной, чистой воды – одна из важных экологических проблем.
Поэтесса Марина Цветаева призывала детей : «Никогда не лейте зря воды, что из – за ее отсутствия в пустыне погибает человек».
Поэтому я решила как можно больше рассказать детям о воде, ее роли в жизни всего живого на Земле, о том, что вода – это жизнь.
В ходе работы над темой передо мной были поставлены следующие задачи:
Познакомить детей со свойствами воды :
- отсутствие собственной формы;
- прозрачность;
- не имеет вкуса, запаха; бесцветна;
- вода – растворитель.
Дать представление о некоторых видах природных водоемов, об источниках питьевой воды.
Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека и всего живого.
- вода – источник жизни;
- вода необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека.
4. Прививать бережное отношение к воде, экономить воду.
Для решения этих задач проводились следующие занятия:
«Вода в жизни человека».
«Вода труженица».
«Свойства воды».
«Вода – богатство страны».
Проводились следующие опыты :
1.»Превращение воды».
2. «Кораблик плывет по воде».
3. «Очищение воды с помощью фильтров».
4. «Вода способна смачивать и очищать предметы».
Проводились следующие словесные игры:
«Какая бывает вода» - на подбор прилагательных к слову вода (газированная, горячая, холодная, морская, родниковая, колодезная, речная и т. д.»)
«Капитан укладывает чемодан» - на развитие механической памяти.
«Вода – не вода» : Ребенок поднимает красную карточку, если ведущий произносит слово, означающее воду в различных ее проявлениях, (роса, водопад, снег, дождь, град, лужа, волна). Зеленая карточка поднимается в том случае, если ведущий произносит предмет или явление, которое имеет непосредственное отношение к воде, но сами водой не являются «радуга, дельфин, катер, рыба, спасательный круг, водопровод, утка, кораблик). И синяя карточка поднимается в том случае, если предметы или явления не имеют однозначной связи с водой (ветер, камень, дерево, дверь).
«Кто живет в океане», в это игре дети вспоминают и называют обитателей океана.
Проводились утренние беседы по следующей теме – «Вода на Земле». Где детям были заданы такие вопросы:
- Какие водоемы на нашей планете ты знаешь?
- Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?
- Знают ли дети, что водоемы могут тоже болеть как люди? Чем они болеют и почему?
- Какие свойства воды ты знаешь?
- В каком виде может быть вода? (жидкая, твердая, газообразная).
- Зачем человеку нужна вода? Какую пользу она приносит людям?
- Что было бы, если бы на Земле исчезла вода?
Читала детям следующие художественные произведения:
«Два ручья». (сказка шорцев).
«Живая вода», «Как утка землю добывала» (сказки народов Сибири).
«Заяц Коська и родничок».
Отрывки стихов А. Пушкина, Е. Баратынского.
Рассматривали фотоиллюстрации различных водоемов; репродукции картин русских художников (И. Айвазовский «Девятый вал», «Черное море»; В. Васнецов «Аленушка», И. Левитан «Озеро»).
На занятиях по ручному труду делали с детьми из бумаги путем «оригами» «летучих» рыб, карпа. Из природного материала с подгруппой детей составили композицию «Подводное царство золотой рыбки».
Рассказала детям о том, что вода влияет на наше здоровье. Вода лечит и калечит. В доступной форме постаралась рассказать детям о том, что в воде находится много различных микроэлементов, солей, минералов, их переизбыток или недостаток плохо влияет на наше здоровье. Это влияет на зубы, кости, внутренние органы, вызывает аллергию. Нельзя пить детям шипучие напитки (фанта, пепси – кола, так как они способствуют разрушению клеток крови, снижают интеллект. Сахарозаменители, входящие в состав, вызывают потерю зрения, головные боли, сахарный диабед, развитие умственной отсталости и они не утоляют жажду. Например: пепси кола уничтожает ржавчину на кафеле, раковине. Лучше пить натуральные фруктовые соки, соки – пюре и особенно томатный сок. Пить нужно не газированную воду. Морская вода для питья не годится, но в ней очень много содержится солей йода, которые приносят большую пользу человеческому организму. Часто простужающимся людям врачи рекомендуют ездить на море, для того, чтобы купаться в морской воде, полоскать ею горло, принимать ванны из морской воды. После поездок на море люди совсем перестают болеть, или заболевают реже: так укрепляет организм морская вода.
Старалась подвести детей к пониманию того, что вода – это жизнь, а где кончается вода, кончается и жизнь. И только от нас зависит чистота рек и водоемов, хорошее качество воды и в конечном счете наше здоровье. Воду надо беречь.
Детям было дано домашнее задание, нарисовать совместно с родителями плакаты на тему: «Берегите воду». Для родителей в уголке были помещены памятки «Это мы можем», «Берегите воду» об экономном использовании воды. Совместно с родителями сделали подборку загадок, стихов, пословиц и поговорок о воде.
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги –
Мы ведь на планете не одни!