Людмила Васичева
Оптимизация развития младших дошкольников в условиях протекания кризиса трех лет посредством психогимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний дошкольный возраст можно охарактеризовать как особый этап становления личности ребенка, который обозначается как «кризис трех лет». Данный этап является особым, трудным в воспитательном отношении периодом перехода от раннего к дошкольному детству.
Л. С. Выготский выделял семь характеристик негативного проявления кризиса трех лет : негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание, протест-бунт, деспотизм. Но есть и позитивное значение данного периода. По мнению Л. С. Выготского, позитивное значение кризиса трех лет состоит в том, что в этот период возникают новые характерные черты личности ребенка. Однако, если в силу каких-либо причин кризис протекает вяло и безжизненно, то это приводит к некоторой задержке в развитии волевой и аффективной сторон личности в последующем возрасте.
Публикация «Оптимизация развития младших дошкольников в условиях протекания кризиса трех лет посредством психогимнастики» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Д. Б. Эльконин выделял два новообразования, формирующихся в переходный от раннего к дошкольному возрасту период : возникновение личного действия и сознания «я сам». Возникновение таких новообразований способствует изменению психологического строения действий ребенка, которые Эльконин видел в образовании у него новой формы желаний, не совпадающих с желаниями взрослых. В раннем детстве вся деятельность детей вызывается наглядной ситуацией, способствуя появлению тенденции к немедленному ее осуществлению. Поэтому желания ребенка еще не существуют как его собственные, они как бы овладевают ребенком. Стремление к самостоятельности приводит к появлению новых взаимоотношений со взрослыми и к возникновению новых типов деятельности.
Божович Л. И. представила в своей работе своеобразную точку зрения на кризис трех лет. Она считает, что кризисную реакцию дают дети, у которых не удовлетворяются или активно подавляются новые важные потребности, которые возникают на стыке раннего и дошкольного детства.
Общение играет главную роль в формировании самосознания. Правильный образ «Я» складывается у ребенка лишь тогда, когда окружающие люди в этом искренне заинтересованы. Начинает складываться самооценка, уровень притязаний, потребность в достижении успехов, самостоятельность, инициатива, стремление к признанию в обществе. Если она соответствует реальным положительным и отрицательным личностным свойствам, которые имеются у ребенка, то он быстрее продвигается в своем развитии. В том случае, когда ребенка неоправданно много хвалят или ругают, возможно, формирование неадекватной самооценки. Дети с заниженной самооценкой обычно не верят в себя, поэтому не прилагают должного старания и усилий там, где бы вполне могли добиться успеха. Дети с завышенной самооценкой, напротив, переоценивают свои возможности и не стараются в делах, а в общении с людьми ведут себя высокомерно и заносчиво.
На благополучное протекание кризиса трех лет в основном влияют детско-родительские отношения. Поведение ребенка часто связано с поведением родителей, особенностями их взаимоотношений друг с другом. У ребенка складывается устойчивое представление о самом себе, что явно отражается в его поведении. Но родители не всегда обладают достаточными знаниями в преодолении сложностей в ходе воспитания. В дошкольных учреждениях педагоги-психологи активно занимаются психологическим просвещением, что помогает донести до родителей важную информацию.
В отечественных и зарубежных исследованиях нет конкретных данных о способах коррекции проявления кризиса трех лет. В ходе изучения проблемы протекания кризиса в раннем детстве, его проявлений и особенностей в качестве коррекционной работы с проявлениями кризиса трех лет была выбрана психогимнастика М. И. Чистяковой. Ее разработки в области влияния психогимнастики на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) являются актуальными применительно к детскому возрасту. Именно комплекс этюдов и игр разработанных Чистяковой можно использовать с детьми дошкольного возраста.
Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Особенно близка психогимнастика к программе рационально-эмоционального воспитания в США (Анн Верной, 1983). Основная цель этой программы - научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. В ходе рационально-эмоционального воспитания, как и занимаясь психогимнастикой, дети изучают различные эмоции, возможность управлять ими.
Кризис трех лет дает отпечаток на поведении ребенка, на его состоянии, проявлении им тех или иных эмоций. Зачастую ребенка можно увидеть в так называемом состоянии дисфории, которого можно описать как угрюмого, злого, раздражительного, враждебного, обиженного, недовольного, резкого, неуступчивого и так далее. М. И. Чистякова описывает комплекс занятий на каждый вид эмоций (радость, интерес, удивление, дистресс, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, чувство вины). В ходе занятий детям становится проще общаться со сверстниками, взрослыми, легче выражать свои чувства, эмоции и лучше понимать чувства других. Вырабатываются положительные черты характера (честность, доброта и т. п., что соответственно оказывает положительное влияние на протекание кризиса трех лет.
Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет психопрофилактический характер. Во-первых, активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию. Во-вторых, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно потому, что в силу своих возрастных особенностей дети часто не осознают своих «психических заноз». В-третьих, у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины нервного напряжения у некоторых детей.
Примером коррекционного занятия по М. И. Чистяковой может служить комплекс этюдов и игр разделенных на четыре фазы. Каждая фаза имеет свою цель и направленность.
I фаза. Целью данного этапа является: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и др.) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.).
II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций. Цель: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п., их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
III фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ. Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.
IV фаза. Психомышечная тренировка. Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения и черт характера.
Примерная схема психогимнастического занятия, направленного на снижение проявления кризиса трех лет
1. Вводная часть:
снятие напряжения,
создание игровой ситуации.
Дети заходят и ведущий предлагает поиграть в игру.
1) Иголка и нитка
Дети становятся друг за другом. Первый ребенок—иголка. Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать. Игру сопровождает французская народная песня «Горбуны».
2. Основная часть
Первая фаза:
мимка, пантомимика
2) Тише! (этюд на выразительность жеста)
Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!» Этюд выполняется под музыку Б. Берлина «Спящий котенок».
Выразительные движения. Шею вытянуть вперед, указательный палец приставить к сжатым губам, брови поднять вверх.
3) Иди ко мне (этюд на выразительность жеста)
Мальчик манит к себе малышку, которая учится ходить самостоятельно.
Выразительные движения. Присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу.
Вторая фаза:
выражение отдельных качеств
характера и эмоций
4) «Лисичка подслушивает» (этюд на внимание, интерес, сосредоточение)
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.
Вы разительные движения. Голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо, взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыть. Поза. Ногу выставить вперед, корпус тела слегка наклонить кпереди.
5) «Минутка шалости»
Дети отдыхают под музыку. Дети в пределах зала, где проходит психогимнастика, могут делать все, что хотят. Ведущий психогимнастику не вмешивается в общение детей между собой.
Третья фаза:
коррекция настроения
и отдельных черт характера
6) «Вежливый ребенок»
В зале на стульях сидят дети. Звучит музыка Ю. Литовко «Танец с поклонами». Входит ребенок и вежливо здоровается с каждым сидящим в зале.
7) Беседа «Кого называют вежливым?»
Педагог раскрывает такие вопросы как: «Что делает человека вежливым?», «Какие основные «волшебные слова» используют вежливые люди?», «Зачем нужно быть вежливым?»
Четвертая фаза:
психомышечная тренировка
8) «Сосулька»
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)
Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и присесть.
Таким образом, психогимнастика выступает одним из направлений работы по снижению негативных реакций у ребенка в ходе кризиса трех лет.
Литература:
1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб., 2004, С. 186-196.
2. Гуськова Т. В. Психологический анализ кризиса трех лет // Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук – Москва, 1988.
3. Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. —2-е изд. - М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.
4. Эльконин Д. Б. Детская психология. — 4-е изд. – М. : «Академия», 2007. - 328 с.