Валентина Назукина
Система работы по развитию творческого воображения в конструктивной деятельности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Первым этапом провела диагностику на выявление уровня творческой индивидуальности по следующим параметрам:
1)умение принять цель;
2)умение выбирать материал, организовать рабочее место;
3)сформированность умений и навыков в художественной деятельности
4)творческий характер деятельности;
5)результативность и самостоятельность в достижении результата.
Низкий уровень: отказ от деятельности, результат не достигнут или он низкого качества, отсутствует самостоятельность.
Публикация «Система работы по развитию творческого воображения в конструктивной деятельности старших дошкольников» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Средний уровень: самостоятельность, результат высокий, но без элементов новизны, недостаточные умения, замысел реализован частично.
Высокий уровень: самостоятельность, развитые умения, результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.
Планирование занятий выстраиваю по принципу цикличности. На протяжении нескольких занятий дети обучаются навыкам работы с одним видом материала- либо с бумагой, либо со строительным или природным материалом. Такой подход обучения детей наиболее целесообразен, так как на каждом следующем занятии цикла меняется лишь степень его сложности, что способствует более успешному освоению навыков конструирования, упрощает организацию самостоятельной конструктивной деятельности. В прилагаемом перспективном плане представлены темы 36 занятий для старшего дошкольного возраста. Это то реальное количество занятий, которое можно провести за учебный год (одно занятие в неделю). Предлагаемое количество занятий является лишь основой. Приобретенные детьми навыки и умения на занятиях требуют дополнительной работы по их закреплению. Эта задача решается организацией самостоятельной творческой деятельностью вне занятий.
Проведение занятий требует определенных условий:
1. Организация общего рабочего пространства : дети размещаются за большим рабочим столом с необходимыми материалами. Места не закреплены за детьми жестко. Каждый может устроиться, где захочет, выбирая себе соседей. Дети могут свободно перемещаться по группе, если им требуется какой-либо дополнительный материал или инструмент. Я располагаюсь рядом с ребенком, который требует большего внимания. Организованное таким образом общее рабочее пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть работу других, непринужденно обсуждать цели, ход и получаемые результаты, обмениваться мнениями и открытиями («смотри, как у меня», «я понял, как это сделано»).
Начиная занятие, не обязываю и не принуждаю детей к работе, но обращаю внимание на подготовленные материалы, предлагаю игровую или проблемную ситуацию. К примеру, необходимо объяснить инопланетянам устройство и назначение машин; побыть золотой рыбкой, выполняя желания старухи и др.
Включение игры в процесс занятий по конструированию не случайно. Играя, ребенок всегда что-то сооружает: мост или речной порт, конструирует самолет или вертолет и т. д. У ребенка, создавшего на занятии постройку или поделку, обязательно возникает потребность поиграть с ней. Именно поэтому процесс обучения конструированию строю таким образом, чтобы удовлетворять потребность ребенка обеспечить связь с игрой, открывая дошкольнику привлекательную перспективу – поиграть продуктом своего труда. На каждом конкретном занятии связь с игрой выражена по-разному. Особое место на всех занятиях принадлежит игровой мотивации, которая позволяет избежать постановки задачи в категоричной форме («Дети, сегодня мы будем делать…», и побуждает к практическому действию, вызывает желание прийти на помощь, выручить различных сказочных героев, сделать поделки в подарок близким людям или малышам, дает возможность находиться в действительности, заполненной игрой. На занятиях по конструированию игровая мотивация открывает перспективу на интересную игру, провоцирует детей к созданию игровой обстановки. Например, занятие на тему «Город мастеров» начинается с рассказа о сказочном городе, который предлагаю построить детям. В дальнейшем все происходящие в городе события требуют от детей создания разного рода построек. Так, благодаря заданной игровой мотивации происходит и непосредственное объединение детей для игры. Дошкольники учатся развивать новый сюжет, занятие приобретает для них особую значимость. В основе каждого занятия лежит не только игровая мотивация. Занятие обязательно перерастает в увлекательную игру.
2. При решении основной задачи даю детям возможность выбора цели из нескольких по силам и интересам: предлагаю несколько целей (образцов, схем) или разные материалы для реализации одной цели, что обеспечивает выбор по интересам и возможностям, так, например, если задача занятия – упражнять детей в работе по образцам, то представляю 3-4 образца, которые различаются внешним оформлением, содержат разное число деталей. Это позволяет детям выбрать работу по вкусу и не отталкивает «слабых», потому что в такой ситуации они могут выбрать работу попроще.
Эффективными методами являются использование слова на занятии, и создание рисунка – проекта. Когда ребенок проговаривает свой замысел или создает наглядный образ, его практическая деятельность упрощается, т. к. решение конструктивной задачи дошкольник уже осуществил.
Использую на занятиях рассматривание образца по такому алгоритму:
1. Охватывание взглядом объекта в целом;
2. Выделение основные части;
3. Установление пространственного расположения этих частей;
4. Выделение деталей в основных частях;
5. Установление пространственного расположения деталей по отношению друг к другу;
6. Возвращение к целостности предмета.
Обследование по такой схеме дает ребенку возможность представить объект в целостно – расчлененном виде, устанавливать отношения между частями, обобщать объекты, сравнивая свои конструкции с образцами дети находят нужное решение путем практических проб.
Во время занятия включаюсь в деятельность наравне с детьми : принимая на себя цель, предложенную детям, не инструктирую и не контролирую детей, но обсуждаю замыслы, анализирую вместе с ними образцы, комментирую шаги своей работы, поддерживаю у детей стремление получить конечный продукт своим примером. В совместной работе с группой детей стараюсь вести себя непринужденно, поясняя свои действия, принимая детскую критику, и не препятствуя комментированию вслух, обсуждению детьми своей работы, обмену мнениями и оценками, взаимопомощи.
3. «Открытый» временной конец занятия, позволяющий каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе необходим для того, чтобы каждый ребенок смог достичь цели на занятии, поэтому каждый действует в собственном темпе. По мере завершения дети переходят к свободной деятельности, а я не покидаю «рабочее поле» до тех пор, пока все не завершат работу, ободряя своим присутствием медлительных детей.
В большинстве случаев работы, создаваемые ребенком, являются плодом его воображения, связаны с его впечатлениями и переживания. Именно в таких работах закладываются предпосылки творчества.
Особенно эффективны для развития инициативы, активности и самостоятельности занятия, на которых дети сами придумывают содержание работ. Провожу и такие занятия, на которых ставлю конкретные творческие задачи. При этом тему предлагаю в такой форме, чтобы реализовать ее можно было по-разному, проявляя инициативу и творчество в воплощении замысла.
Например, тема «Выставка машин» предполагает своим результатом создание разных по строению и оформлению моделей машин, что побуждает дошкольников проявлять инициативу в поисках вариантов.
Анализируя особенности выполнения детьми заданий, планирую методы руководства деятельностью каждого ребенка. Цель – пробудить интерес к любой работе, в том числе и к той, для выполнения которой требуются усилия.
Стимулирую коллективный труд. Такая форма организации труда имеет огромное значение, так как на ребенка, выполняющего часть общей работы, возлагается большая ответственность за качество изготовления композиции в целом. Коллективные задания способствуют воспитанию дружеских взаимоотношений, чувства взаимопомощи.
Активность детей достигается и путем привлечения их к анализу выполненных работ. Причем вопросы нацеливают не на сравнение работ – чья лучше, а на поиск наиболее выразительных средств изображения.
Занятия художественным ручным трудом позволяют воспитывать чувство ответственности за порученное дело, развивать творческие способности и технические навыки работы с различными материалами и инструментами. При объяснении часто использую графический рисунок, но при этом не ставлю задачу точного повторения образца, а с его помощью стремлюсь вызвать у детей желание творить самим. Изменять, совершенствовать. Поэтому всячески поощряю самостоятельный подход к решению творческой задачи, смелость в поисках новых форм и средств выражения образа, проявление фантазии.
После курса игровых занятий была повторно проведена диагностика по уровню развития творческого воображения в конструктивной деятельности. Как показали результаты качество умений и навыков стали намного выше. Творческая активность возросла, в работах появились элементы новизны и оригинальности. (Приложение 1).
Для организации занятий с детьми по их интересам необходимо взаимопонимание с родителями. Ведь именно в семье у ребенка зарождаются и начинают складываться различные интересы и способности.
В планировании и проведении работы с семьей большую помощь оказывает анкетирование. Подбирая вопросы, стараюсь, чтобы они вызвали на откровенный разговор, помогли найти нужное решение проблем творческого развития личности. Результаты анкетирования показали, что у всех дошкольников дома имеются конструкторы, дети любят заниматься конструктивной деятельностью, но их постройки однообразны; родители хотели бы, чтобы с их детьми велась углубленная работа по развитию фантазии. Анкета для родителей «Как развита фантазия у вашего ребенка?»
1. Увлекается ли ваш ребенок конструированием?
2. Когда ваш ребенок грустит, какая деятельность помогает поднять ему настроение?
3. Какие виды конструктора у вас есть дома?
4. Участвуете ли вы в играх своего ребенка?
5. Любит ли ваш ребенок импровизировать в играх?
6. Ваш ребенок впечатлительный?
Провожу беседы с родителями о необходимости уважительного и тактичного отношения к интересам ребенка, как бы просты и наивны они не были. Говорю о том, что нельзя безразлично относиться к любому проявлению творчества детей : критиковать детские поделки, навязывать ребенку свое видение мира, выбрасывать детские работы, особенно в присутствии детей. Была проведена консультация на тему «Воображение : что это такое» .