Анна Козлова
Описание опыта работы «Возрождение национальных традиций посредством приобщения дошкольников к истокам русской культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание опыта работы воспитателя по теме :"Возрождение национальных традиций через приобщение дошкольников к истокам русской культуры".
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Ребенок как можно раньше должен впитывать культуру своего народа через песни, потешки, игры- забавы, пословицы, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес к русской культуре. К сожалению, современные дети, и даже взрослые, особенно живущие в городах, очень поверхностно знакомы с русской народной культурой.
Публикация «Описание опыта работы „Возрождение национальных традиций посредством приобщения дошкольников к истокам русской культуры“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Большинство из них не знают, как выглядят окружавшие когда-то наших предков вещи – орудия труда, хозяйственная утварь, музыкальные инструменты или народные костюмы. Очень поверхностные знания и о художественных достоинствах произведений народных умельцев из Хохломы, Городца, Палеха и других центров народного искусства, прославивших Россию на весь мир. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Как украшали свой быт? Какие обычаи соблюдали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Знакомя дошкольников с фольклором, со свидетельствами прошлых эпох, народным искусством, мы тем самым помогаем ребенку усвоить лучшее из опыта, в течение веков накопленного нашими предками, расставив этнические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом в нашей жизни утраченные.
Я работаю педагогом 9 лет, последние три года приоритетным направлением моей деятельности является русская народная культура. Я работаю по программе О. Л. Князевой «Приобщение к истокам русской народной культуры». Эта программа существенно дополняет комплексную программу «Детство».
Почему я решила заниматься этой работой? Потому что, развивая у детей представления о человеке, мы в первую очередь обращаемся к истории и культуре собственного народа.
Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Исходя из вышесказанного, были выбраны следующие приоритеты :
- Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
- Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, половицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим, нравственным ценностям. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- В-третьих, большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Наш детский сад уже несколько лет ведёт работу по приобщению детей к истокам русской национальной культуры. На предложение заведующей возглавить ведение кружка «Русская изба» я отнеслась с интересом, но в тоже время с опаской. Как я человек не досконально знающий историю своего народа смогу донести до дошколят всю многогранность русских традиций, уклада, быта, фольклор? Так я начала и мной была проделана огромная работа по изучению русского фольклора, народного искусства, составлению конспектов занятий и сценариев обрядовых праздников – всего того, что постепенно складывалось в систему.
Мною был разработан перспективный план-программа работы творческого объединения «Русская изба».
Главная цель программы:
-приобщение детей дошкольного возраста, к культуре русского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней, воспитание нравственно патриотических чувств.
Задачи:
1. Организовать функциональную предметно-развивающую среду для более целостного восприятия детьми дошкольного возраста событий, связанных с историей России.
2. Формировать и закреплять знания детей об историческом прошлом русского народа. Приобщать к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: доброту, взаимовыручку, сочувствие, трудолюбие.
3. Накапливать словарь детей, воспитывая у них интерес к слову, любовь к родному языку и гордость за его богатство.
4. Пропагандировать работу Музея «Русская изба» детского сада среди родителей воспитанников через совместную с педагогами поисковую и созидательную деятельность.
В результате работы творческого объединения дети:
1. Используют в активной речи потешки, считалки, загадки.
2. Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
3. Знают сказки и сказочных героев, узнают их в произведениях изобразительного искусства.
4. Осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
5. Знают историю русского народного костюма, головных уборов.
6. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Работа кружка проводится в различной форме:
- занятия;
- беседы;
- экскурсии к историческим местам и памятникам города;
- фольклорные праздники и развлечения;
- встречи с интересными людьми;
- показ спектаклей и сказок;
- продуктивная деятельность детей;
- выставка творческих работ детей и родителей.
И подведение итогов своей работы я тоже провожу в разной форме:
- педагогические советы;
- выставки – конкурсы;
- открытые занятия;
- обобщение опыта работы;
- педагогические гостиные и пр.
Я всегда охотно делюсь своими знаниями и опытом с воспитателями ДОУ. Для них были проведены консультации:
- «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
- «Знакомим детей с народными праздниками и обрядами»
- «Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста»
- «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры».
Кроме того, параллельно велась просветительская работа с родителями, направленная на ознакомление их с особенностями традиционной народной культуры, с принципами воспитания уважения к иным культурным традициям. С этой целью были организованы такие формы работы с родителями, как консультации «Использование фольклора в воспитании детей», «Русские народные игры», «Семейные традиции»; размещение информации о воспитании у детей в семье интереса к традиционной народной культуре, к народным, праздничным традициям на информационных стендах.
Музей, который создан в нашем ДОУ с помощью родителей и сотрудников детского сада, обладает огромной педагогической ценностью. Он позволяет на качественно новом уровне пробудить у детей интерес к окружающей действительности, объединяет педагогов, детей и родителей интересным делом сбора экспонатов, подготовкой тематических экспозиций, экскурсий и праздников. Занятия, проведенные в условиях музейной среды, формируют у детей не только потребность в ознакомлении с культурным наследием, но и уважение к другим культурам. Дети в музее могут увидеть подлинные предметы народного быта, здесь происходит прямой контакт с историческим человеческим опытом.
В моём опыте работы можно найти интересный материал для консультации родителей и воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию, об организации кружковой работы, о знакомстве с русской культурой; конспекты занятий, сценарии традиционных народных праздников и развлечений: «Масленица», «Колядки», практический материал (сказки, игры, поговорки и пословицы, былины).