марина лагуткина
Описание движений русских народных танцевальных композиций для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Описание движений русских народных танцевальных композиций для старшего дошкольного возраста
Танцевальное искусство –это волшебный мир, где царят красота и грация движений, звуки, свет, яркие краски. Здесь все подчинено ритму, и даже легкие драпировки костюма живут по закону танца – колышутся и шелестят в такт с дыханием и пульсом…
Этот мир близок и понятен детям, и в нем сокрыты огромные резервы для их развития физического и духовного. Танец – богатейший источник эстетических впечатлений ребенка, одновременно и учит, и воспитывает, и дает возможность самовыражения, формирования художественного «я» растущего человечка.
Публикация «Описание движений русских народных танцевальных композиций для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Русские народные танцы
- Старшая группа
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Почему танцевальное искусство особенное? Что таит в себе мир хореографии? В нем органично переплетаются иные виды искусств: музыка, пение, фольклор, элементы театрального действа. Танец оказывает мощное воздействие на нравственный, эстетический, духовный мир детей, развивает их всесторонне. Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность.
На своих занятиях я развиваю в детях способность к исполнению разнообразных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это дает мне возможность подбирать довольно сложный репертуар, в основе которого лежит как современная танцевальная музыка, так и народная. Народный танец – это источник современного хореографического искусства, это бесценное сокровище, показывающее быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Хотелось бы подробнее поговорить о нем.
Народный танец - это танец, созданный народом, он обладает национальными особенностями, которые проявляются в характере и координации движений. У каждой нации складывались собственные танцевальные традиции, хореографический язык, свои приёмы, соотношение движений с музыкой. Изучая народный танец с детьми, мы прикасаемся к истории, к культуре этого народа. Помимо этого идет интенсивное физическое развитие. Приобщая к народному танцудетей, можно развивать правильную двигательную координацию, так как во время движения нужно контролировать органы движения: руки, ноги, спину, плечи, шею и стопы. Происходит развитие координированности всего организма в целом. Благодаря регулярным занятиям наши воспитанники достигают такого мастерства в танцевальной деятельности, что свободно участвуют в различных городских мероприятиях.
Танец «Манечка-Ванечка»
Муз. Т. Сувориной.
Участвуют:шесть мальчиков и шесть девочек.
Исходное положение: дети в стоят на заднем плане зала парами, лицом к зрителям. У девочек в руках платочки.
Описание танца
Вступление:на счет (8, выполняют хлопки с одновременной пружинкой, затем на счет (раз, ставят правую ногу на пятку, на (два) притоп по 6-позиции. Движение повторить с левой ноги, всего 8-раз.
Фигура первая
На счет (два раза по 8, девочки выполняют поворот на полупальцах вокруг себя, руки опущены вдоль корпуса. Одновременно топающим шагом, выходят мальчики на центр зала и строятся в две колонны. На счёт (8)выполняют поворот вокруг себя, раскрывая руки в стороны, и останавливаются лицом друг к другу. В данном положении выполняют притопы, руки закрывают на пояс. В это время девочки выполняют пружинку, с движением рук «вертушка».
Фигура вторая
На счёт (два раза по 8) топающим шагом выходят девочки,положение рук «полочка», подходят к мальчикам. Пары берут друг друга за поясправыми руками, левые руки открыты в стороны. В этом положении выполняют поворот топающим шагом, счет(8).
Останавливаются лицом друг к другу, положение рук «лодочка». На счёт (два раза по8, выполняют пружинкус наклоном корпуса, одновременно выставляя противоположные ноги на пятку.
На счёт (два раза по 8, пара соединяет ладони перед собой, выполняет круговые движения руками, одновременно кружась вокруг себя топающим шагом.
Фигура третья
На счёт (два раза по 8) мальчики маршируют на своих местах, одновременно выполняют хлопки перед собой, с круговыми движениями руками. В это время девочки сходятся к центру зала и обходят другдруга на высоких полупальцах, сгибая ноги в колене и захлёстывая их назад. На счёт (два раза по 8) девочки останавливаются лицом к зрителю, руками выполняют «вертушку», поочерёдно сгибают ноги в коленях. Мальчики, раскрыв руки в стороны, обходят девочек
Фигура четвёртая
Пары поворачиваются к зрителю, берут друг друга за пояс и двигаются по кругу по часовой стрелке топающим шагом, девочки помахивают платочком счёт (четыре раза по 8). Из положения «круг», пары выстраиваются на четыре колонны,выполняют поклон зрителю.
Танец «Тюря-Тюря»
Музыкальное сопровождение: «Русская народная песня».
Участвуют: шесть мальчиков и шесть девочек.
Исходное положение: Мальчики стоят в одной линии на заднем плане зала. Девочки строятся ближе к центру зала в шахматном порядке.
Описание танца
Ах ты, вот как ах! - дети выполняют хлопки подняв руки в верх, с одновременными пружинящими движениями на носочках.
Проигрыш: Девочки и мальчики выполняют четыре притопа правой ногой. Положение и движения рук: У мальчика руки на поясе. Девочки резкими движениями поднимают правую руку вверх, опускают, согнув в локте. Дети повторяют четыре притопа. Девочки открывают правую руку резко в сторону, в конце музыкальной фразы руками выполняют вертушку.
На счёт (два раза по 8) дети выполняют пружинку с разворотом корпуса по сторонам, положение рук полочка.
В воскресенье на ярмарку ходила, веретён да кудельку- маршевым шагомдевочки выстраиваются на шахматный порядок, руки согнуты в локтях и разведены в стороны. Мальчики выполняют те же движения, оставшись в линии.
Купила- девочки открывают руки во вторую позицию.
Тюря-тюря-тюря-тюря-тюря-тюря-ря- девочки выполняют поворот в правую сторону, вокруг себя, бег взахлёст. На повтор слов движение повторить в левую сторону.
В понедельник я банюшку топила - девочки и мальчики двигаются вперед беговым шагом, в конце фразы выполняют четыре притопа. Положение рук – у мальчика на поясе, у девочек открыты во вторую позицию.
А во вторник я в банюшку ходила-дети двигаются спиной на зад беговым шагом. Положение рук- полочка, в конце фразы девочки открывают руки во вторую позицию.
Тюря-тюря-тюря-тюря-тюря-тюря-ря- девочки поочерёдно, в прыжке выставляют ноги на пятку с разворотом корпуса направо и налево. Положение рук «полочка». Движение повторить четыре раза.
Тебя, миленький, во среду я встречала, а в субботу тебя провожала- Мальчики беговым шагом двигаются к своей девочке, образуя пару. Девочки выполняют пружинку с разворотом корпуса на право, одновременно открывая руки во вторую позицию, поворачиваются к зрителю, руки закрывают на пояс.
Тюря-тюря-тюря-тюря-тюря-тюря-ря, Тюря-тюря-тюря-тюря-тюря-тюря-ря- девочки и мальчики поворачиваются лицом к своим парам, немного наклоняют корпус друг к другу. Выставляют ногу на пятку перед собой, руки открывают во вторую позицию. В этом положении выполняют движение «коромысло» с наклоном корпуса.
Ах ты, вот как ах! – первая стоящая пара делает положение рук «воротца». Все оставшиеся пары поочерёдно пробегают через «воротца и» образуя большой круг.
Проигрыш: пары двигаются по большому кругу беговым шагом. Положение рук: у мальчика на поясе, девочка машет платочком подняв правую руку в вверх.
Ой, да в пятницу, не прядут не мотают, во субботу всех померших поминают- пары останавливаются по ходу круга. Соединяют ладони перед собой, выполняют повороты в паре – шаг «топотушки».
Припев: пары продолжают поворачиваться.
Так-то, миленький мой, ласковый Емелька- Поработала всю эту я недельку-пары берут друг друга за руки, беговым шагом двигаются по большому кругу.
Припев: пары останавливаются по ходу круга, не отпуская рук, дети забегают в круг одновременно поднимают их вверх. Разбегаются из круга, опускают руки. Движения повторить четыре раза.
Ах ты, вот как ах! Ах-ах-ах-ах-ах-ах-ах-ах ты, вот как ах! А…-мальчики поочерёдно выбрасывают прямые ноги в перёд «ножницы». Девочки высоко поднимаются на носочки, захлёстывая ноги назад, обходят своего мальчика.
Проигрыш: дети расходятся парами на шахматный порядок маршевым шагом. Руки согнуты в локтях, разведены в сторону.
Припев: положение рук «полочка». Дети резкими движениями, отводят правую ногу, согнутую в колене от себя, и закрывают в шестую позицию. Движение повторить восемь раз. Находясь в этом же положении, дети руками выполняют «вертушку» с быстрым подъёмом на носочки- пружинящие движения.
Ах-Ах-Ах…- беговым шагом дети двигаются по большому кругу. Девочки машут правой рукой. За ведущей парой уходят за кулисы.
Танец с «Деревянными ложками»
Музыкальное сопровождение «Русские народные наигрыши»
Участвуют: любое количество мальчиков.
Исходное положение:Мальчики стоят в полукруге на заднем плане зала, в руках держат ложки.
Описание танца
Вступление: На счёт (два раза по 8) мальчики маршируют на месте, руки держат перед собой, одновременно отстукивают ритм ложками.
Фигура первая
На счет (два раза по 8)маршевым шагом строятся на шахматный порядок. Выполняют круговые движения руками, отстукивая ритм ложками.
На счёт (три) в небольшом прыжке поочерёдно выставляют ноги на пятку, правую затем левую. Ложками отстукивают ритм, сопровождая движение ног. Движение повторить четыре раза.
На счёт (восемь)маршируют на месте, одновременно отстукивая ритм,поднимают руки вверх. Все движения повторить два раза. В конце фразы мальчики поворачиваются в правую сторону на счёт(8) выполняют бег взахлёст, руки выпрямляют перед собой, отстукивают ритм.
Фигура вторая
Мальчики образуют пары из двух-четырёх человек. На счет два раза по(8) выполняют галоп в своих парах. Руки вытянуты перед собой, отстукивают ритм.
Фигура третья
На счёт два раза по (8) из положения в парах дети перестраиваются галопом на большой круг. Двигаются по кругу по часовой стрелке. Руки вытянуты перед собой, отстукивают ритм. Останавливаются и присаживаются на корточки, на счёт (8) отстукивают ритм ложками, поочерёдно в пол.
Фигура четвёртая
На счёт два раза по (8) мальчики продолжают двигаться по большому кругу галопом, вытянутыми руками отстукивают ритм. Перестраиваются на шахматный порядок. На счёт два раза по(8, выполняют маршевый шаг на месте, руки согнуты в локтях, держат перед собой, отстукивают ритм.
Повторяют движения: на счёт (три) в небольшом прыжке поочерёдно выставляют правые ноги на пятку, правую затем левые. Ложками отстукивают ритм, сопровождая движение ног. Движение повторить четыре раза.
На счёт (восемь) маршируют на месте, одновременно отстукивают ритм ложками, поднимают руки вверх. Все движения повторить два раза. В конце фразы мальчики поворачиваются в правую сторону на счёт(8) выполняют бег взахлёст, руки выпрямляют перед собой, отстукивают ритм.
Фигура пятая
Мальчики в паре берут друг друга под правые руки, левые согнуты в локте, отведены в сторону. На счёт два раза (8) кружатся топающим шагом. Останавливаются лицом к зрителю, выполняют «ковырялочку» с тройным притопом. Сопровождают движения, отстукивая ритм ложками на счёт (три). В конце танца поднимают руки вверх, правую ногу отводят в сторону, ставят на пятку.
Танец «Лебёдушка»
Песня «Как по горкам, по горам» в исполнении П. Шаляпина.
Участвуют: шесть девочек и шесть мальчиков.
Исходное положение: Дети стоят в двух линиях лицом к зрителю, держа друг друга за руки. Мальчики в правой, девочки в левой сторонах зала.
Описание танца
Вступление:дети стоят в двух колоннах, держась за руки, мальчики слева девочки справа.
На счёт два раза по(8) быстрым топающим шагом, двигаются на передний план зала. Дойдя до своих мест, дети поворачиваются лицом в центр зала, меняют положения рук: девочки ставят руки «полочка», мальчики на пояс. На (счет восемь) мальчики выполняют притоп левой ногой, одновременно девочки притоп правой ногой. Наконец музыкальной фразы дети берут друг друга за руки. Поднимаются на полупальцы и двигаются к центру зала (стенка на стенку). Подойдядруг к другу парами, мальчик берёт девочку за пояс.
На слова: Как по горкам, по горам белый лебедь летал, белый лебедь летал, лебёдушку выкликал - пары расходятся в разные стороны. Дойдя до заднего плана зала, проходят прочёсом и выстраиваются на четыре колонны.
Белый лебедь летал, лебёдушку выкликал-дети кружатся в парах топающим шагом.
Лебёдушка выходила, со медведем говорила-девочка обходит мальчика со стороны лица и встаёт на противоположную сторону. На слова «говорила» делает пружинку, руки сгибает в локтях и выполняет движения плечами, в это время мальчик марширует,руки держит на поясе. На слова «говорила» выполняет выпад в левую сторону, руки подносит к уху, имитируя слушание.
Лебёдушка выходила, со медведем говорила - проходя за спиной у мальчика девочка возвращается на исходную позицию, принимая положение в паре лодочка.
Невестушка услыхала и всё матери сказала- в положении рук «лодочка», дети выставляют противоположные ноги на пятку, одновременно наклоняя корпус. Ставят в шестую позицию с притопом. Движение повторить четыре раза.
Как-отец-то и мать пошли лебедя гонять, как наш лебедь собрался, оперился, поднялся- дети кружатся в паре топающим шагом, положение рук лодочка.
Полетел наш лебедин вдоль по улице один- мальчики поворачиваются лицом к центру зала, присаживаются на колено. Открывают прямые руки в сторону и закрывают, собирая руки на груди. Одновременно девочки сходятся парами на центре зала, руками выполняют плавные движения, изображая «крылья»
Глянул, глянул молодец на высок, новый крылец- девочки соединяют правые руки перед собой, ладонь к ладони. Левые руки согнуты в локтях, отведены в сторону. В этом положении выполняют поворот, топающим шагом.
Проигрыш: Девочки останавливаются и поворачиваются лицом к зрителю. Мальчики поднимаются и подходят к девочкам. Дети выполняют топающие шаги, руки согнутые в локтях, «припляс». В конце проигрыша, дети в паре, выполняют поворот топающим шагом. Положение рук «лодочка».
Неспесивая сударушка в гости идет, а под правую полою кувшин мёдуволокет – мальчик берёт девочку за руку. Пары двигаются по большому кругу, шагом бег за хлёст.
А я мёду не пью виноград не беру, а я свою сударыню вином, чаем напою - пары останавливаются лицом в круг. Девочки топающим шагом двигаются в центр круга. Правая рука с платочком, резко выбрасывается вверх. Девочки выполняют один поворот вокруг себя. Одновременно мальчикивыполняют притоп правой ногой, хлопают в ладоши.
Проигрыш: мальчики подхватывают девочек за пояс, каждый свою пару. Быстрым топающим шагом, дети двигаются по большому кругу и выстраиваются на четыре колонны. В конце проигрыша мальчики ставят руки на пояс, девочки разводят руки в стороны.
Напою накормлю, на весь мир обвялю, на весь народ обвялю, что хорошую люблю - дети выполняют движение «ковырялочка» с тройным притопом с правой и левой ноги поочерёдно, четыре раза.
Проигрыш: дети в парах, берут руки в положение «лодочка». Выполняют поворот, шаг бег за хлёст. В конце музыкальной фразы пары останавливаются лицом к зрителю.
Белый лебедь летал, лебёдушку выкликал, лебёдушка выходила со лебедем говорила - дети выполняют хлопки подняв руки вверх, одновременно притопывают правой ногой. В конце танца двигаются по большому кругу топающим шагом, уходят за кулисы.