Людмила Ярошенко
ОНР 1 уровень речевого развития. Обследование и коррекционная работа
▼ Скачать + Заказать документы
Общее недоразвитие речи, 1 уровень речевого развития.
Психолого - педагогическая характеристика неговорящих детей.
В последнее время увеличилось количество детей, у которых отсутствует речь. Таких детей чаще всего называют «неговорящими» или «безречевыми».
Группа безречевых детей достаточно неоднородна. Сюда входят дети с сенсорной и моторной алалией, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, ранним детским аутизмом, нарушением слуха и т. д.
Большинство этих детей имеют диагноз ОНР 1 уровня.
Публикация «ОНР 1 уровень речевого развития, Обследование и коррекционная работа» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
У данных детей отмечается отсутствие общеупотребительной речи. Термин "безречевые дети" не может пониматься буквально, поскольку в самостоятельном общении такие дети используют целый ряд вербальных средств. Это могут быть отдельные звуки и их сочетания - звукокомплексы и звукоподражания, фрагменты лепетных слов. Слова и их заменители - звукокомплексы, как правило, используются при обозначении только конкретных предметов и действий. При их воспроизведении ребенок преимущественно сохраняет корневую часть, грубо нарушая звуко - слоговую структуру слова. Иногда лепетные слова совершенно не похоже на свой оригинал, поскольку ребенок в состоянии передать лишь некоторые просодические особенности его произношения - ударение, количество или последовательность слогов, интонация и т. п. Могут отмечаться диффузные слова. не имеющие аналог в родном языке ("ая" -кукла, мишка). Одно и тоже звукоподражание, произносимое с разной интонацией и жестом может означать и предмет. и его признак. и действие им совершаемое. Крайняя бедность словарного запаса вынуждает ребенка прибегать к активному использованию паралингвистических средств: жестов, мимики. интонации.
Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает и стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания инертность в овладении ребенком новыми для него словами.
Такие дети способны выполнять простые инструкции в хорошо знакомой ситуации, ориентируясь на интонацию и мимику взрослого, тогда как понимание значения слов и их грамматическое оформление нарушены весьма грубо. Безречевых детей следует различать по уровням понимания ими чужой речи.
Методика логопедической работы при моторной алалии (1 уровень ОНР)
Логопедическая работа с не говорящими детьми, строится поэтапно. Результативность зависит от целевой установки, обоснованности речевых умений, которыми ребенок должен овладеть на данном этапе, эффективности путей средств, методов логопедического воздействия.
Логопедическая работа с детьми, имеющими моторную алалию, опирается на онтогенетическую последовательность речевого развития по А. Н. Гвоздеву:
• однословное предложение
• предложение из слов корней
• первые формы слов
• усвоение флексий
• усвоение предлогов
• наличие развернутой фразовой речи с проблемами в формировании лексики, грамматики, фонетики.
Первый этап логопедической работы соотносится с 1 уровнем ОНР и длится примерно до появления фразовой речи.
Основные задачи:
• Формирование мотивационной основы речевой деятельности
• Воспитание речевой и психической продуктивной активности ребёнка
• Развитие импрессивной речи (восприятие и понимание речи)
• Формирование активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению
• Формирование первоначального навыка общения в различных ситуациях (поддержание элементарного диалога)
• Совершенствование неречевых процессов.
Ключевое внимание уделяется смысловой стороне речи, неправильное произношение допустимо. Первоначальный шаг – установление эмоционального контакта с ребенком, создание доброжелательной атмосферы.
Направления работы :
Совершенствование понимания обращенной речи. Необходимо дать знания о глагольных формах, их дифференциации – дотянуть понимание до предикативного уровня
Расширение импрессивного словаря проводится по лексическим темам «Игрушки», «Части тела и лица», «Предметы обихода», «Животные». Основные приемы работы – показ, демонстрация, инструкция, вопрос ( после знакомства с предметом: «Покажи, где.»)
Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые совершают близкие ребенка и он сам. Обязательно обеспечиваем связь – глагол + существительное. Учим дифференцировать элементарные грамматические формы, понимание вопросов косвенных падежей.
Совершенствование неречевых процессов с помощью выполнения различных невербальных (без использования слов) заданий:
• Формирование контрастных величин (большой, маленький, средний)
• Обучение ориентировке в пространстве, а позже и во временах года
• Понятие об основных цветах
• Понятие о форме
• Слуховое внимание и восприятие (где спрятался колокольчик)
• Совершенствование памяти (чего не стало)
• Мыслительные операции (четвертый лишний, разрезные картинки, доски Сегена)
Формирование доступного активного словаря. Вызываются звукоподражания и аморфные слова. Необходимо при первой же возможности комбинировать слова во фразу.
Итог первого этапа: расширение кругозора и представлений об окружающем мире. Умение поддерживать на доступном уровне диалог, первые попытки комбинирования слов, владение элементарным активным словарем.
Перспективный план работы с детьми 1-го уровня ОНР.
Развитие общей и мелкой моторики, подражательности, конструктивного праксиса. Развитие зрительного внимания и восприятия.
Формировать внимание к неречевым звукам, развивать слуховое восприятие – игра “Где гремит?”
Преодолевать речевой негативизм, вызывать желание говорить.
Учить повторять за взрослым слова, обозначающие близких ребенку людей (мама, папа, баба, тетя, дядя, ляля).
Формировать умение отвечать на вопрос кто это?
Вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание, правильную артикуляцию гласных звуков А, У, преодолевать твердую атаку голоса – упражнение “Послушай и повтори” :
А-а-а! – мама качает малыша
Уа! Уа! – плачет малыш
О-о-ох! – стонет старая бабушка
Развивать сильный плавный выдох, активизировать губные мышцы – дыхательное упражнение “Музыкальный пузырек”.
Учить произносить слова слоговой структуры первого типа – двухсложные слова из открытых слогов, упражнение “Узнай, кто это?”
Обследование неговорящего ребенка
При обследование следует обратить внимание на следующие параметры:
- поведение во время обследования
- контакт
- глазной контакт
- наличие или отсутствие стереотипных действий
- понимание речи
- слушает ли чтение вслух (узнаем у взрослых)
- вокализация
- использование жеста
- эхолалии
- имитация жеста
- имитация артикуляционных поз
- повторение отдельных звуков
- интерес к книгам
Содержание первого этапа логопедического обследования неговорящего ребенка
Хочется отметить, что логопедическое обследование неговорящего ребенка носит комплексный характер и условно делится на три этапа, различающихся по своим целям.
Первый этап – изучение импрессивной речи (понимания речи)
Содержание второго этапа логопедического обследования безречевого ребенка
Второй этап направлен на изучение неречевой функции ребенка и предполагает определение особенностей сенсомоторного развития ребенка, его способности к целенаправленной деятельности, развития свойств внимания. Вместе с этим мы определяем понимание ребенком обращенной к нему речи и самостоятельное говорение (насколько это возможно).
Третий этап логопедического обследования состоит в изучении невербальных компонентов коммуникации, которые могут на определенном этапе обучения стать для ребенка основными средствами передачи информации.
В настоящее время в логопедии существуют 2 классификации – клинико-педагогическая и психолого-педагогическая (по Левиной Р. Е.). При различии в типологии и группировке видов речевых нарушений, одни и те же явления рассматриваются с разных точек зрения. Между ними нет противоречий, они дополняют друг друга и отражают определенный подход к речевым нарушениям и выбор средств коррекции.
Причины, почему отсутствует речь:
- грубая дизартрия
- моторная или сенсорная алалия
- аутизм
- глубокая умственная отсталость
- тугоухость или глухота
- психические расстройства
Запуск речевого механизма осуществляется по двум направлениям:
-развитие понимания речи
- преодоление моторных трудностей.
При работе над пониманием речи выделяются следующие направления работы :
обучение пониманию инструкций
соединение слова с предметом. действием или понятием
развитие у ребенка способности понимать значение грамматических форм слова
работа с текстом
Принципы построения работы
системный подход
преемственность (создать базу для следующего этапа)
- от простого к сложному
(учитывается формирование речи в онтогенезе)
- наглядность
- использование сохранных механизмов для компенсационной работы
Подготовительный этап - формирование пассивного словаря, работа над артикуляцией.
Первый этап - вызываем слова, простую фразу. На данном этапе можно использовать книгу Новиковой
Второй этап - формирование грамматического строя и простой фразы
На данном этапе в логопедические группы детских садов приходят дети с различным уровнем развития речи : от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речью с остаточными явлениями нерезко выраженных элементов лексико - грамматического и фонетико - фонематического недоразвития.
в последнее время в средних группах для детей с общим недоразвитием речи стало все больше появляться неговорящих детей.
В связи с тем что уровень речевого развития ребенка не зависит от возраста (например, I уровень речевого развития может иметь ребенок 3, 4, 5 и более лет, то коррекционная работа будет одинакова для любого возраста, особенно на первых этапах работы.
Общее недоразвитие речи оказывает отрицательное влияние на развитие неречевых процессов (слуховое, зрительное, тактильное восприятие, что является базой для развития речи. Следовательно, обучение детей с общим недоразвитием речи должно начинаться не с развития собственной речи, а с восстановления той базы, которая обеспечивает ее формирование. Работа по развитию у детей зрительного внимания и памяти, слухового внимания и памяти, моторики может проводиться параллельно с речевыми заданиями в виде игр и упражнений.
Игры и задания можно включить в повседневные занятия с детьми на любом этапе речевой работы. Они могут предварять занятие, включаться в середину занятия, носить характер физкультминуток, а также и самостоятельный характер. Чтобы у детей возникал интерес к играм, логопед должен тщательно продумывать оборудование для их проведения (оно должно быть ярким, красочным).
Учитель-логопед: Ярошенко Л. Ю.