Любовь Тарасова
Охрана и укрепление здоровья детей в летний период
▼ Скачать + Заказать документы
Охрана и укрепление здоровья детей.
Забота о здоровье детей наряду с их всесторонними развитием – приоритетное направление в организации деятельности дошкольником в летний период.
Основные задачи оздоровительной работы : охрана и укрепление соматического (физического) и психологического здоровья воспитанников, оптимизация физического развития – двигательной подготовленности, повышение защитных функций организма.
Публикация «Охрана и укрепление здоровья детей в летний период» размещена в разделах
Улучшение физической и умственной работоспособности, реализация различных видов оздоровления детей летом – это и специальные физкультурные занятия, и подвижные и спортивные игры, утренняя и дыхательная гимнастика, физкультминутки во время занятий другими видами деятельности, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, физкультурные прогулки, физкультурные досуги и праздники, Дни здоровья, Недели здоровья, физическое воспитание в семье, секционная работа, а также самостоятельная двигательная деятельность детей в повседневной жизни.
Летом в детском саду создаются оптимальные условия для физического развития воспитанников:
- максимальное пребывание на свежем воздухе;
- систематическое проведение закаливающих мероприятий (водой, воздухом, солнцем);
- формирование правильной осанки;
- последовательное совершенствование двигательных умений и навыков, таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, улучшение координации движений, пространственной ориентировки, равновесия, способности оценивать качество выполнения упражнений, соблюдения правил подвижной игры.
Система эффективного закаливания в ДОУ реализуется на основе следующих принципов:
- одежда детей (на открытом воздухе и в помещениях) должна соответствовать погоде;
- хождение босиком может быть эффективным закаливающим средством при условии постепенного эго применения;
- ведущими научно обоснованными методами эффективного закаливания являются контрастные температурные воздействия. Именно эти методы способствуют развитию и совершенствованию системы физической терморегуляции;
- циклические упражнения, особенно на открытом воздухе, выполняемые детьми в свободной, не стесняющей движений одежды на занятиях и прогулках, обладают хорошим закаливающим и оздоровительным эффектом.
Немаловажным фактором физического воспитания является реализация оздоровительного режима :
- стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приема пищи, дневной и ночной сон, общая длительность пребывания на открытом воздухе и в помещении. Остальные компоненты режима – динамические.
- полная реализация (по возможности ежедневная) следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений; достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений;
- достаточный, не укороченный и не излишний по продолжительности дневной и ночной сон. Его длительность определяется не только возрастом детей, но и их физиологическим особенностями.
Одним из направлений охраны и укрепления здоровья дошкольников является формирование у них осознанно-правильного отношения к своему здоровью, то есть валеологизация образования. При построении валеологического образовательного процесса в ДОУ необходимо соблюдать основные принципы:
- нацеленность на укрепление физического, духовного и социального благополучия ребенка.
- становление взаимоотношений малыша с окружающей средой (во всех ее проявлений, адекватной психо-физиологическим особенностям ребенка на каждом этапе его развития, а также возрастным особенностям мозга.
для этого ДОУ должно быть обеспечено соответствующим программно-методическим материалом, помогающим приобщить детей к ценностям здорового образа жизни. Это могут быть схемы. символы, модели валеологического направления.
Результативная оздоровительная работа во всех возрастных группах требует постоянного медико-педагогического контроля. она оценивается следующими параметрами:
- перемена группы здоровья на более высокую;
- уровень физического развития по местным стандартам, его гармоничность;
- функциональные возможности: улучшение, ухудшение (по тестам);
- возрастное, нервно-психическое развитие (насколько опережает, отстает);
владение основными движениями (их качественные и количественные характеристики по возрасту, координированность, согласованность, амплитуда, естественность);
- выполнение стандартных тестов на развитие физических качеств и способностей;
- самоорганзация (по наблюдениям, в беседе) занятий. подвижных игр – индивидуальных и коллективных;
- проявление индивидуальных особенностей, склонностей, интересов ребенка.
Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, педагоги дошкольных учреждений должны стремиться создать такие условия для их жизни в летний период, чтобы они чувствовали себя комфортно.