лена бикмаева
Опыт работы «Охрана и укрепление здоровья детей в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Работая в младшей группе детского сада, я поставила цель и определила задачи охраны и укрепления здоровья детей с перспективой на три года.
Цель: формировать у дошкольников основы здорового образа жизни через использование специально организованных форм обучения и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
• разработать и апробировать систему методов и приемов валеологического просвещения, направленных на формирование у дошкольников понимания здоровья как важнейшей ценности;
Публикация «Опыт работы „Охрана и укрепление здоровья детей в ДОУ“» размещена в разделах
• изучить и внедрить в образовательный процесс современные образовательные и оздоровительные технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей;
• формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
• создавать условия для взаимодействия с семьями воспитанников по приобщению к здоровому образу жизни; вовлекать родителей в образовательный процесс ДОУ, направленный на формирование основ здорового образа жизни; изучать положительный семейный опыт по данной теме;
• осуществлять сотрудничество с семьями воспитанников;
• осуществлять взаимодействие со специалистами ДОУ, обеспечивая комплексный подход в организации образовательного процесса по приобщению детей старшего дошкольного возраста к основам здорового образа жизни;
Для начала работы перед тем, как разработать систему оздоровительных мер провела диагностику, охватывающую все вопросы по разделу здорового образа жизни :
• личная гигиена;
• оптимальный двигательный режим;
• рациональное питание;
• закаливание;
• отрицательное отношение к вредным привычкам;
• положительные эмоции.
Теоретическая база педагогического опыта.
В начале своей работы столкнулась с проблемой недостатка практического и диагностического материалов. Поэтому, в первую очередь, оформила необходимый практический материал и разработала диагностический инструментарий.
Учитывая наглядно – действенный и наглядно – образный характер мышления дошкольников через художественную литературу, иллюстрации, картинки, настольно-печатные, дидактические игры, пословицы, поговорки, театрализованные этюды и др., (К. Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; А. Барто «Девочка чумазая» и др., используя беседы, вопросы, наблюдения, обследование, самообследование, эксперименты и продуктивную деятельность, организовала диагностирование знаний, привычек детей по культуре здоровья.
Диагностика – это первая ступень в индивидуальной работе с ребенком!
Проанализировав данные результата диагностики, убедилась в целесообразности выбранной темы и необходимости организации целенаправленной работы с детьми группы, т. к. у детей имелись некоторые знания, которые приобретались по мере накопления жизненного опыта : в познавательных и двигательных видах деятельности, при общении с взрослыми, но знания поверхностные, не глубокие, высокий уровень почти отсутствует.
Технология охраны и укрепления здоровья дошкольников.
После проведения диагностики наметились пути реализации цели и необходимость разработок :
• Модель приобщения дошкольников к здоровому образу жизни;
• оздоровительную программу : «А разве здоровье – не чудо!», в которую включила перспективное планирование по формированию основ здорового образа жизни для детей средней группы. Программа направлена на формирование у дошкольников основ здорового образа жизни, ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и к здоровью окружающих через организацию разных видов детской деятельности и реализацию здоровьесберегающих технологий;
• конспекты непосредственно образовательной деятельности, сценарии активизирующего общения, конспекты валеологических бесед: «Скелет – опора тела и движения», «Сохраним свое здоровье сами», «Помоги своему позвоночнику», «В гости к зубной Феи», «Какие мы?», «Уроки Мойдодыра», «В гости к зайцу», «Если хочешь быть здоров», «Путешествие по организму человека», «Витамины я люблю», «Продукты питания» и др. ;
• сценарии праздников: «Чистота – залог здоровья», КВН «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу», спортивный праздник «День здоровья»;
• дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо…», «Подскажи словечко», «Узнай по вкусу», «Что можно, а что нет»;
• картотеки подвижных игр, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, упражнений на релаксацию и многое другое.
Для работы с родителями разработала :
• план - программу «Мы за здоровый образ жизни», которая направлена на формирование у дошкольников потребности к здоровому образу жизни в совместной работе с семьей и основывается на физиологических, психолого-педагогических особенностях детей дошкольного возраста ;
• информационный материал по профилактике плоскостопия, правильной осанки, информацию по закаливанию детей в домашних условиях, оформила подборку игр с детьми на улице в разное время года и т. д.
Работа с детьми осуществлялась:
• в спортивном, музыкальном залах, которые оснащены необходимым традиционным и нестандартным оборудованием;
• на спортивной площадке и игровых площадках на участке ДОУ, где дети имели возможность развития двигательных навыков в любое время года;
• с использованием оборудования спортивного уголка, подобранным с учетом возрастных особенностей детей.
С целью создания условий для уединения детей, их психологического комфорта и здоровья в группе создана зона уединения, центр двигательной активности.
Для организации работы по данной теме были определила основные направления деятельности с детьми:
• физкультурно – оздоровительные мероприятия, включающие организованные формы работы и самостоятельную двигательную деятельность детей в повседневной жизни;
• познавательно – игровая деятельность, в которой ребенок приобретает знания о своем организме, способах сохранения своего здоровья (методическое пособие М. Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим»);
• опытно – экспериментальная деятельность, которая включалась для раскрытия взаимосвязи между движением и функционированием органов и систем, осознания различных ощущений, их связи с определенными условиями;
• обучающие, развивающие, коррекционные и игровые упражнения, обеспечивающие возможность приобретения способов выполнения, формирования умений, опыта здоровьесберегающих действий;
• решение проблемно – практических ситуаций применялись для выработки первоначального ситуативного поведения, направленного на охрану и укрепления своего здоровья;
• для реализации поставленных целей и задач по формированию здорового образа жизни в детском саду, как форма организации образовательного пространства использовала проектный метод.
Осуществление работы с детьми по формированию основ здорового образа жизни проводила поэтапно:
• изучение представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни (диагностика, планирование, разработка программ, проектов);
• сообщение детям новых сведений о ЗОЖ и расширение их кругозора с опорой на различные виды деятельности. Основной формой являются оздоровительные мероприятия и НОД познавательно – игрового характера;
• закрепление и систематизация представлений о ЗОЖ через беседы, познавательно – игровую деятельность, прогулки, опыты, оздоровительные и закаливающие мероприятия, художественную литературу и т. д.
Разработала основные направления формирования валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Развитие социальной сферы:
• иметь элементарные представления о строении тела человека;
• уметь назвать сходства и различия в строении людей и животных, понимать гомологичность органов: руки, ноги равноценны лапам животных, волосы – шерсти;
• понимать значение пищи, воды, воздуха для человека;
• отличать живое от неживого на сознательном уровне;
• вежливо общаться со сверстниками и взрослыми;
• иметь постоянных друзей и подруг;
• разбираться в родственных взаимоотношениях: «бабушка – мама - ребенок» и «дедушка – папа - ребенок», знать, что у каждого человека и у каждого животного есть родители (папа, мама, уметь обсудить их роль;
• уметь объяснить, где он живет, как зовут его родителей и как с ними связаться (знает адрес, телефон).
Развитие нравственной сферы:
• замечать в своем окружении страдания человека, животных, растений и стремиться им помочь;
• знать, что нельзя шуметь, если в доме кто – то болеет или спит;
• уметь проявить заботу к больному человеку;
• уметь сочувствовать, сопереживать, поддерживать, пожалеть, успокоить;
• слушать художественные произведения, рассматривать иллюстрации, уметь выразить свое личное отношение к позитивным и негативным поступкам персонажей;
• понимать смысл слов «добрый человек – недобрый человек», «хороший поступок – плохой поступок»;
• переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения, проявлять осторожность;
• уметь оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, промыть ранку, обработать её).
Формирование гигиенических навыков:
• владеть культурой приема пищи (сидеть спокойно, аккуратно, пережевывать пищу, не торопиться, не говорить с набитым ртом, правильно пользоваться ножом и вилкой, пользоваться салфеткой);
• уметь обслуживать себя и владеть полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены (самостоятельно вымыть руки, ополоснуть рот после еды, причесать волосы);
• знать алгоритм процессов умывания, одевания, приема пищи;
• уметь самостоятельно одеваться, раздеваться, ухаживать за своими вещами;
• уметь правильно одеваться на прогулку;
• положительно относиться к закаливающим процедурам и понимать их значение;
• самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в игровом уголке;
• понимать биологический смысл основных гигиенических мероприятий.
Формирование потребности в здоровом образе жизни :
• уметь определить состояние своего здоровья по своим ощущениям (здоров или болен, а так же состояние здоровья окружающих по внешним признакам и поведению;
• уметь называть и показывать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган;
• уметь правильно питаться, различать полезные и вредные продукты;
• проявлять интерес к занятиям физической культурой и желание заниматься физкультурой и спортом, посещать спортивные секции.
Воспитательная и оздоровительная направленность данного опыта заключается в формировании начальных представлений о здоровом образе жизни у детей. Формирование основ здорового образа жизни осуществлялось в соответствии с ФГТОС в совместной деятельности (занимательные игровые виды деятельности, дидактические игры, досуги, праздники, в режимных моментах (чтение художественной литературы, игровой деятельности, совместной деятельности, в совместной работе с семьей.
В работе с детьми среднего дошкольного возраста была разработана модель двигательного режима, ведущее место в организации которой отводилось:
1. Утренней гимнастике, которая является одним из важных компонентов двигательного режима. Использовались традиционные виды, а также разные типы и варианты:
- утренняя гимнастика игрового характера;
- упражнения гимнастика на дорожке здоровья;
- утренняя гимнастика в форме оздоровительного бега;
- комплекс упражнений с тренажерами;
- комплекс с музыкально – ритмическими упражнениями;
2. Физкультминуткам, которые проводятся ежедневно, в процессе НОД, используются разные виды: с текстом, музыкальным сопровождением, в форме подвижных игр и др.
3. Подвижным играм, физическим упражнениям на прогулке.
Используются разные по содержанию игры: с правилами (сюжетные, бессюжетные, спортивные (элементы спортивных игр,
4. Бодрящей гимнастике
5. Организации активного отдыха.
Осуществляется в форме различных праздников, досугов, каникул в летний период. Темы: «День сказок», «День здоровья», «День игр» и т. д.
6. Самостоятельной двигательной деятельности.
Организуется в разное время дня: утром, между организованными видами деятельности, после дневного сна, во время прогулок.
7. Организации досугов, дней (неделей) здоровья.
Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят праздники, организованные на открытом воздухе. Темы: «Веселые старты», «Олимпийские игры», «Праздник Нептуна» и др.
В процессе работы по укреплению физического здоровья детей и формирования основ здоровья широко использовала нетрадиционные формы оздоровления детей :
• оздоровительный бег;
• дыхательная и звуковая гимнастика;
• музыкотерапия;
• пальчиковая гимнастика;
• музыкальные и подвижные игры;
• танцевальные упражнения;
• музыкально - ритмические упражнения в режиме дня;
• динамические часы после сна.
В рамках образовательной области «Здоровье» проводила целенаправленную систематическую работу с детьми по формированию представлений о здоровом образе жизни. Для осуществления работы по данной теме определила следующие направления:
• привитие культурно – гигиенических навыков;
• развитие представлений о строении собственного тела;
• обучение по уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
• формирование представлений о том, что полезно, а что вредно для организма;
• формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
Система работы осуществляемая с детьми включала в себя различные формы, средства и методы формирования представлений о здоровом образе жизни. Основными формами работы являются : непосредственно образовательная деятельность, режимные моменты, спортивные мероприятия, в процессе которых детям сообщали новые сведения и закрепляли ранее полученные представления. Закреплять представление оказалось лучше в продуктивной, опытно-экспериментальной деятельности, поэтому использовала интегрированный подход к организации НОД.
В процессе ознакомления детей с окружающим миром через образовательную область «Познание» формировала у детей представление о человеке, как живом существе, его организме и здоровье, об образе жизни и зависимости здоровья от образа жизни.
В НОД экологической направленности формировала представления детей об условиях необходимых человеку для жизни: о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.
Расширяла представления о здоровом образе жизни через сюжетно-ролевые игры: «Аптека», «Семья», «Больница», «МЧС», «Олимпийские игры» и т. д.
Знакомила с художественной литературой: «Грязнуля Витя», «Птичка Тари», «Зубик Зазнайка», «Сказка про трех поросят на новый лад» и т. д.
Разучивала загадки о частях тела, пословицы и поговорки.
Использовала настольные и дидактические игры: «Части тела», «Что сначала, что потом», «Сложи картинку», «Аскорбинка и ее друзья» и т. д.
С целью создания мотивации на сохранение здоровья в разных видах деятельности детям объясняла, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни, что каждый ребенок должен быть сильным, бодрым, энергичным, поэтому каждый ребенок и взрослый должен думать о своем здоровье, знать свое тело научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.
В процессе проведения НОД: «Скелет – опора тела и движения», «Помоги своему позвоночнику», «Какие мы?» и т. д. знакомила детей с тем, как устроено тело человека, его организм. В доступной форме, используя ИКТ, другой наглядный материал, практические приемы, рассказывала об анатомии, физиологии, основных системах и органах человека (опорно – двигательной, мышечной, пищеварительной системах, кровообращении, дыхании, нервной системе, органах чувств).
С целью мотивации на ведении здорового образа жизни в процессе НОД: «Дружная семейка», «Чистота – залог здоровья», «День здоровья», «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» с детьми проводила работу по совершенствованию умственной и физической работоспособности, устойчивости к утомлению, разнообразным нагрузкам.
С целью мотивации на соблюдение правил личной гигиены через организованные виды деятельности: «Уроки Мойдодыра», «Кто опрятен, тот приятен», «Надо, надо умываться», «Чтобы зубы не болели», «Чистая и грязная одежда» детям рассказывала о бережном отношении к своему телу, уходу за ним, знакомили с правилами личной гигиены.
С целью мотивации на профилактику заболеваемости для формирования ценностей здорового образа жизни детям рассказывала о значении профилактики заболеваний: разных видах закаливания, дыхательной гимнастики, воздушных и солнечных ваннах, физеопроцедурах, массаже, корригирующей гимнастики и др. Через практическую двигательную деятельность: игры, упражнения и др. формировала понятия, что дети должны активно участвовать в заботе о своем здоровье.
Беседовала о том, что такое здоровье и что такое болезни, учила рассказывать все, что они знают о болезнях, как они себя чувствовали, когда у них что - то болело, учила детей сочувствовать другим людям, когда у них недомогание или плохое физическое состояние, в работе использовала практические приемы, опытно - экспериментальную деятельность.
Давала детям элементарные понятия об инфекционных болезнях, о их возбудителях: микробах, вирусах; рассказывала, что надо делать когда поднимается температура и почему. Объясняла, что врачи лечат заболевших детей, помогают им побороть болезни и снова стать здоровыми, что делают врачи, чтобы дети не болели (прививки, витамины).
В результате организованной целенаправленной работы с детьми по формированию здорового образа жизни у детей сформировались определенные умения и навыки, что было выявлено в итоговой комплексной диагностике.
Работа с детьми по формированию основ здорового образа жизни показала положительную результативность:
§ создана предметно-развивающая среда для организации деятельности по формированию у детей основ здорового образа жизни;
§ скоординировано взаимодействие между педагогами, специалистами и родителями в образовательном процессе по формированию здорового образа жизни детей;
§ организована система оптимального двигательного режима дня с учетом дифференцированного подхода к детям;
§ организована работа по сохранению и укреплению физического и психологического здоровья детей через воспитание осознанного отношения к своему здоровью;
§ разработан диагностический инструментарий для отслеживания формирования основ здорового образа жизни, валеологических представлений у детей дошкольного возраста;
§ у родителей сформирован интерес к проблемам укрепления и сохранения здоровья;
§ дети получили практические знания по укреплению и сохранению здоровья;
§ дети овладели простейшими методами самообследования по формированию основ здорового образа жизни, научились анализировать, делать выводы;
§ родители приобрели базовые знания о поддержании и укреплении здоровья детей.
Сравнительный анализ данных диагностики показал положительную динамику сформированности уровня представлений, умений и навыков по формированию основ здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста, что подтверждает эффективность использования системы внедрения здоровьесберегающих технологий. Дети стали увереннее, у них повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее, улучшилась эмоциональная сфера. У детей сформированы положительные привычки к здоровому образу жизни, правильная осанка, в движениях присутствует свобода и непринужденность.
Сравнительный анализ состояния здоровья детей показал, что целенаправленная систематическая работа по сохранению и укреплению физического и психического здоровья обеспечила стабильно низкие показатели детской заболеваемости в группе в течение последних лет.
Работа с детьми по формированию здорового образа жизни невозможна без взаимодействия с семьей.
В приемной оборудованы стенды: «Уголок здоровья», «Вам родители», папки – передвижки, где размещается информация всех специалистов ДОУ. Имеющийся в группе уголок природы также создает домашнюю, уютную, комфортную обстановку, развивающую и здоровьесберегающую для детей атмосферу. Таким образом, условия, созданные для детей, позволяют обеспечить физическую активность детей и организацию коррекционной и оздоровительной работы.
Взаимодействие с родителями по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни реализуется как в традиционных, так и нетрадиционных формах работы.
В начале работы по данной теме родителям было предложено ответить на вопросы анкеты, а также им была предложена анкета-самоанализ, которая дала возможность родителям самостоятельно оценить свой образ жизни. Анализ анкетирования показал, что родители хотят видеть своего ребенка здоровым.
В процессе работы большинство родителей проявили интерес к ценностям здорового образа жизни, но испытывали затруднения в этом направлении, так как информации по этому вопросу было недостаточно, что явилось необходимостью взаимодействия родителей и педагогов ДОУ.
В начале учебного года составила план работы с родителями по формированию здорово образа жизни у детей группы. В план работы включает разные формы сотрудничества:
§ анкетирование;
§ родительские собрания;
§ консультации, беседы;
§ участие в спортивных мероприятиях (Дни здоровья, спортивные праздники и т. д.);
§ круглые столы;
§ конкурсы детского творчества;
§ оформление стендов, папок-передвижек;
§ выставки специальной литературы;
§ работа по «Папкам здоровья»;
§ тематические выставки;
§ информационные (педагогические и медицинские) бюллетени;
В родительские собрания включала разные темы: «Здоровые дети – здоровая нация», «Охрана жизни и здоровья детей», «Активный детский отдых зимой», «О правильной осанке», «Осанка – это здоровье», «Чистота и здоровье» и т. д.
Проводила консультации по таким темам: «Укрепление здоровья», «Ядовитые растения», «Движение и здоровье», «Как надо лечить ребенка», «Компьютер – враг или друг?», «Витамины», «Правильно одеваем ребенка» и т. д. ; оформила памятки и буклеты в помощь родителям: «Как сохранить зубы здоровыми и красивыми», «Да здравствует мыло душистое», «Оздоравливаем ребенка дома», «Влияние природных факторов на закаливание», «Летний отдых», «Здоровый образ жизни в семье» и т. д.
Для работы с родителями разработала информационный материал по профилактике плоскостопия, правильной осанки, информацию по закаливанию детей в домашних условиях, оформила подборку игр с детьми на улице в разное время года, провела консультации по темам: «О закаливании детей в семье», «Формирование правильного дыхания у детей», «Активный детский отдых зимой». Провела родительские встречи в форме круглого стола: «Здоровье дошкольника – общая забота», «Охрана жизни и здоровья детей».
Наряду с просветительской работой вовлекала родителей в образовательный процесс. В рамках «Дня открытых дверей» родители присутствовали при проведении непосредственно образовательной деятельности: «Помоги себе сам», «Где прячется здоровье?», цель которых – знакомство детей с органами чувств, их значением для человека; формирование представлений о зависимости здоровья, о двигательной активности, закаливании, гигиены и чистоты; воспитание желания заботиться о своем здоровье.
Родители постоянно принимают участие в пополнении уголка по физическому развитию детей спортивным инвентарем и в изготовлении нестандартного оборудования с целью создания необходимой развивающей среды.
Показатели и уровни сформированности основ здорового образа жизни у старших дошкольников характеризуются:
• степенью осведомленности детей об элементах основ здорового образа жизни;
• способах ведения здорового образа жизни;
• полнотой, системностью и обобщенностью данной информацией;
• степенью овладения способами ведения основ здорового образа жизни;
• адекватностью, целенаправленностью, инициативностью и самостоятельностью их использования в поведении и деятельности для достижения результатов.
Таким образом, можно сказать, что постоянная систематическая работа способствовала формированию у дошкольников основ здорового образа жизни, эффективному укреплению и сохранению здоровья дошкольников, дала позитивную динамику оздоровления детского организма, позволила достичь положительных результатов: повысить индекс здоровья детей, уровня физического состояния.