Мария Романова
Фотоэтюд «Огород на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ:
У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе.
Публикация «Фотоэтюд „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
Иногда возникает ощущение, что и дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам. Порой малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке жука.
Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия. Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологического бескультурья.
Активная позиция педагогов способна изменить эту ситуацию.
Общение детей с природой, организованное педагогом, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее.
Поэтому поиск оптимальных путей воспитания культуры поведения детей в природе является АКТУАЛЬНЫМ на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников и соответствует стандартам ФГОС ДО. Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей.
В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Поэтому воспитатель, используя самые различные ситуации, продолжает его накапливать и расширять у детей. Педагог уточняет с дошкольниками форму, цвет, размеры, характер поверхности и другие особенности растительного мира. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, а особенно ребенок-дошкольник.
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного сенсорного общения с ней, поэтому возникла идея создания «необычного, сенсорного огорода на подоконнике» – пособия для игр и познавательного развития, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, познанию, поэтому важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам, в том числе и через игру и манипулятивную деятельность. Поэтому проектно-познавательная деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду.
Познавательный проект «Огород на окне» и изготовление игрового пособия направлены на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях Ивановского края, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.
Основой перспективного и календарного планирования работы над проектом и изготовлением игрового пособия является тематический подход ( тема: «Овощи», обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, — что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы. Игровое пособие «Огород на подоконнике» - это продукт реализации темы «Овощи», итог и продуктивный компонент темы проекта.
Дидактические игры данного пособия многообразны, полифункциональны, особенно значимо использование пособия для разных возрастов дошкольников.
Игры отбираются и разрабатываются с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
Подборка игр с игровым пособием «Огород на подоконнике» используется не только в НОД, но и во всех режимных моментах в течение дня воспитателями, а также с успехом в самостоятельной деятельности детей.
Пособие позволит решать коррекционные, образовательные, воспитательные задачи в игровой форме. То, что ребенок воспринимает познавательную задачу как игровую, повышает его умственную активность.
Учитываются также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.
Игровое пособие «Огород на подоконнике» соответствует стандартам ФГОС ДО и затрагивает все образовательные области :
• социально коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно эстетическое развитие;
• физическое развитие.
ЦЕЛЬ:Обогащать и закреплять знания детей в игровой форме
ЗАДАЧИ:
• Создать условия для развития познавательной деятельности.
• Обогатить и закрепить знания детей об овощах и огороде.
• Сформировать у детей понятие о тесной взаимосвязи природы и человека: человек выращивает и ухаживает за растениями, растения вырастают, радуют человека своей красотой, кормят своими плодами.
• Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
• Закрепить знания о пользе овощей, витаминах, находящихся в них.
• Развивать, обогащать, активизировать речь детей по теме огород.
• Познакомить со способами использования овощей в пищу.
• Воспитывать наблюдательность, трудолюбие и бережное отношение к растительному миру.
• Учить сравнивать, находить сходства и различия.
• Развивать познавательные и творческие способности детей.
• Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.
• Развивать тактильно-сенсорное и познавательное воспитание ребенка.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
1. Дети получат знания о овощах и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
ИТОГ:
По реализации проекта «Овощи» и использовании игрового пособия «Огород на подоконнике» были получены следующие результаты воспитанников средней группы «Солнышко» :
1. Дети познакомились с овощами на огороде.
2. У детей сформировался интерес к игре с игровым пособием.
3. В результате практической деятельности дети получили необходимые знания.
4. Дети увидели многообразие овощей.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. В группе был создан огород на подоконнике (игровое пособие).
7. Дети стали более уважительно относиться к труду.
8. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на подоконнике».
9. Участие в городском конкурсе. Номинация «Игра и игрушка».
Мне, как педагогу приятно, что игровое пособие включено в развивающую предметно – пространственную среду группы, нашло отклик у детей группы «Солнышко», используется ребятами в свободной игре.
Дети знают множество игр с игровым пособием, с удовольствием взаимодействуют с ним. Родители довольны интересной разработке педагогов. Многие мамы, бабушки изготовили совместно с детьми такие же муляжи овощей дома. Идеи игр в домашних условиях подсказывают сами дети, проигрывая изначально их в детском саду с педагогом.
ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНОЕ И УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ПОСОБИЕ!
ИГРАЙТЕ С НАМИ!