Арина Рыжикова
Продолжение картотеки дидактических игр по формированию грамматически правильной речи.
▼ Скачать + Заказать документы
«ЧЕГО НЕ СТАЛО?"
Цель: упражнять в употреблении сущ. единственного и множественного числа в родительном падеже.
Материал: карточки с изображением одного и множества предметов.
Ход: Воспитатель выкладывает ряд картинок, затем убирает по одной. Дети называют предмет, которого не стало: мяча, платья, солнца, помидора, книги.
«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»
Цель: упражнять в согласовании сущ. с глаголами в роде, числе.
Публикация «Продолжение картотеки дидактических игр по формированию грамматически правильной речи,» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Ход: воспитатель проговаривает словосочетания, не согласовывая сущ. с глаголом. Ребенок услышав ошибку исправляет. Дима рисуют (Дима рисует). Лена вышел (Лена вышла).
«ЧТО Я ВИЖУ»
Цель: упражнять в употреблении сущ. ед. и мн. числа в винительном падеже.
Ход: дети по очереди называют предметы, находящиеся в помещении предложением: Я вижу книгу. Я вижу куклу.
«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель: упражнять в употреблении сущ. ед. и мн. числа в винительном падеже.
Ход: воспитатель начинает предложение, ребенок продолжает : Врач лечит (кого) больного. Художник рисует (что) картину.
«В ЗООПАРКЕ»
Цель: упражнять в употреблении словосочетаний (сущ. и прилаг.) единственного и множественного числа в винительном падеже.
Ход: воспитатель задает вопрос, показывая картинку : Кого вы видели в зоопарке? Ребенок отвечает словосочетанием: большого слона, хитрую лису, колючего ёжика.
«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»
Цель: упражнять в согласовании сущ. с прилагательными.
Ход: воспитатель проговаривает не согласовывая словосочетания, ребенок исправляет : Школьный форма (школьная форма, кухонный полотенце (кухонное полотенце).
«РАЗБУДИ КОТА»
Цель: упражнять в использовании наименований детенышей животных.
Материал: карточки с изображением детёнышей животных.
Ход: кто-то из детей получает роль кота, он садиться, закрыв глаза. Остальные дети образуют круг. Тот, кому воспитатель покажет картинку, подает голос (звукоподражание, соответствующее этому персонажу. Задача кота – назвать, кто его разбудил (детёныша животного) и тот его изображал. Если назвал правильно, то меняются местами.
«МАГАЗИН ПОСУДЫ»
Цель: продолжать учить, правильно называть слово, обозначающее предмет посуды; упражнять в согласовании прилагательных с сущ.
Материал: предметы посуды, разные по форме, материалу, величине.
Ход: Чтобы купить предмет, надо точно знать его предназначение, уточнить материал, из которого он изготовлен. (Я хочу купить большую, прозрачную сахарницу. Подайте маленькую, пластмассовую сахарницу).
«БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ»
Цель: упражнять в изменении слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ход: разговаривают большая и маленькая лисы. Большая говорит: «крыльцо», а маленькая «крылечко». «Палец – пальчик, кольцо - колечко».
«В ГОСТЯХ»
Цель: Учить соотносить название продукта с соответствующей посудой.
Материал: предметы посуды, игрушки.
Ход: рассказ воспитателя, сопровождающийся показом. «Зверята пришли в гости, будем их угощать. Какую посуду надо взять? Куда насыплем сахар? Куда положим салфетки?
«КАКОЕ ВАРЕНЬЕ»
Цель: учить образовывать прилагательные из существительных.
Ход: воспитатель говорит пару слов, ребенок изменяет их по образцу: варенье из малины – малиновое, из голубицы – голубичное, компот из яблок – яблочный, из груш – грушевый.
«СКАЖИ ПО - ДРУГОМУ»
Цель: Учить образовывать прилагательные из существительных.
Ход: Воспитатель говорит пару слов, ребенок по образцу их изменяет: горох – суп гороховый, ель – шишка еловая, береза – березовая роща.
«КАК НАЗВАТЬ ЗАЙКУ?»
Цель: учить образовывать однокоренные слова.
Материал: игрушки звери.
Ход: воспитатель говорит: К нам в гости пришел заяц. А можно про него сказать волк? Ёжик? Зайка? Медвежонок? Зайчонок? Бельчонок? Заинька? Далее дети повторяют цепочку родственных слов: заяц – зайка – зайчонок – заинька – зайчишка.
«ИЗ ЧЕГО»
Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
Ход: дом из кирпича – кирпичный.
Из бумаги - …
Из шерсти - ….
Из меди - ….
Из соломы - ….
Из железа - …
Из стекла - …
Из дерева - …
«ЧТО ПОЛУЧИТСЯ?»
Цель: упражнять в образовании сложных слов.
Ход: Сам летает – самолет,
Сам варит - …
Пар, возить - ….
Голубые глаза - ….
Темные волосы - ….
Любит тепло - ….
Вола плавает - ….
«ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНЫ?»
Цель: учить образовывать прилагательные суффиксальным способом.
Материал: игрушки и предметы из различных материалов.
Ход: дети составляют предложение по аналогии, образовывая прилагательные. Самолет из железа, значит он железный, Лошадка из дерева, значит она деревянная.
«ОБРАЗУЙ СЛОВО»
Цель: учить детей образовывать причастие из глагола.
Ход: воспитатель предлагает образец, дети образуют слова по образцу: Лист желтеет. Он какой? Желтеющий. Лист шуршит. Он какой? Шуршащий. Лист мокнет. Он какой? Мокнущий.
«ДЕРЕВО РОДСТВЕННЫХ СЛОВ»
Цель: учить образовывать однокоренные слова.
Материал: макет дерева, на листочках схемы.
Ход: мы будем собирать слова, похожие на слово рыба: есть слово маленькое… (рыбка,
Большое (рыбища, слово действие (рыбачить, слово человек (рыбак, слово которое обозначает много (рыбы… Ветерок подул, листочки опали. Давайте их вернем на дерево.
«ЧТО У ТЕБЯ, А ЧТО У КУКЛЫ?»
Цель: образование существительных с уменьшительно ласкательными суффиксом, Практическое употребление сложных предложений с союзом «А».
Ход: дети сравнивают себя с куклой, называя все части тела.
У меня голова, а у куклы головка.
У меня глаза, а у куклы глазки.
У меня рот, а у куклы ротик.
У меня спина, а у куклы спинка. И т. д.
«КУДА ПОЛОЖИМ»
Цель: упражнять в образовании слов морфологическим способом.
Ход: Хлеб кладут в …хлебницу.
Мыло кладут в ….мыльницу.
Масло кладут в …
Сахар насыпают в …
Салфетки ставят в …
Масло кладут в …
«ПОВАРЁНОК»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Ход: воспитатель задает вопросы. Из вермишели какой сварим суп … (вермишелевый). Из гороха? Из гречки?
Из яблок какой сварим компот?
Из груш какой сварим компот?
«СТРАШНЫЙ ЗВЕРЬ»
Цель: учить соотносить названия животных с их детенышами.
Материал: иллюстрации с изображением животных и их детенышей.
Ход: воспитатель рассказывает, сопровождая показом картинок.
«Отправились на прогулку кошка с, утка с, и т. д. Вдруг послышалось: «Тра-та-та-тах!
Испугались малыши, побежали к своим мамам: котята к, Утята к, и т. д. Успокоили мамы своих малышей, и пошли дальше к реке (повтор истории). Кто же так страшно трещит, а это птица, сама чёрная, крылья белые, кто это?
«УГАДАЙ – КА»
Цель учить правильно использовать наименования детенышей животных в единственном и множественном числах.
Ход: Воспитатель изображает тигра: Кого я показала? Как называют детеныша тигра? А если их много? Покажите тигрят. А сейчас Оля нам покажет …, а мы будем отгадывать.
«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПУХА»
Цель: учить соотносить названия животных и их детенышей, использовать предлоги с пространственными значениями.
Материал: карточки с изображением животных и их детенышей.
Ход: Рассказ с сопровождением картинок : «Жил – был котёнок Пух. Почему его так назвали? На день его рождения пришли малыши вместе с мамами. Пришла свинья
с, белка с, и т. д. Мамы сели в сторонке, а малыши стали играть в прятки. Пух нашёл кого? Где? А кого не нашёл? Повторно игру проводят дети.
«КТО ГДЕ ЖИВЕТ»
Цель: упражнять в образовании сущ. множественного числа родительного падежа.
Материал: карточки с картинками по лексическим темам «Животные», «Птицы», «Предметы».
Ход: воспитатель, показывая картинку, проговаривает предложение. Ребенок подсказывает нужное слово. На Севере много (медведей, тюленей, моржей). В тайге много…. В магазине много…
«ХОЗЯЙКА КОРМИЛА КОГО?»
Цель: упражнять в образовании сущ. родительного падежа.
Материал: карточки с картинками по лексическим темам «Животные», «Птицы».
Ход: воспитатель, предъявляя карточки, спрашивает: Кого кормила хозяйка? (собаку, лошадь, курицу, жеребенка, петуха, цыпленка).
«ВОЛК НАПУГАЛ КОГО?»
Цель: упражнять в образовании сущ. родительного падежа.
Материал: карточки с картинками по лексическим темам «Животные», «Птицы».
Ход: воспитатель, предъявляя карточки, спрашивает: Кого напугал волк?
(белку, зайца, бельчонка, зайчонка….)
«НЕТ КОГО?»
Цель: упражнять в образовании сущ. родительного падежа.
Материал: карточки с предметными картинками.
Ход: на наборном полотне выставлены карточки, воспитатель, убирая одну, спрашивает: Нет кого? Нет чего?
«ПРОГУЛКА В ЛЕС»
Цель: усвоение категории родительного падежа.
Материал: предметные картинки.
Ход: воспитатель с детьми «собирается»
В лес и спрашивает каждого ребенка
Кого (что) ты увидишь в лесу? Ребенок отвечает:
Я увижу лису.
Я увижу белку.
Я увижу березу.
«ЧТО МЫ СЪЕЛИ?»
Цель: употребление сущ. единственного и множественного чисел в родительном падеже.
Материал: карточки по теме «Фрукты», «Овощи».
Ход: Воспитатель рассказывает, предлагая вставить пропущенные слова: Мама купила фрукты, вымыла и положила на тарелку. Мы их с удовольствием съели. На тарелке не осталось ни одного … Мы съели все …
«БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
Цель: упражнять в образовании сущ. винительного падежа.
Материал: карточки по лексическим темам.
Ход: задавая вопрос, ребенку предлагают картинку : Гладил что? Юбку. Гладил кого? Котенка. Мыл что? Руки. Мыл кого? Щенка.
«СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО,
ДЕЛАЙ СТАРАТЕЛЬНО»
Цель: упражнять в употреблении сущ. в винительном падеже, развивать умение давать и выполнять словесную инструкцию.
Материал: предметы посуды.
Ход: дети дают друг другу словесные инструкции: возьми ложку, положи
ложку,
«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель: упражнять в образовании сущ. винительного падежа с предлогом.
Материал: сюжетные картинки.
Ход: воспитатель проговаривая предложение, показывает картинку, ребенок подсказывает нужное слово.
Продавец встал за … (прилавок)
Солнце спряталось за (тучи)
Мальчик входит в (автобус)
«УГОСТИМ ЗВЕРЮШЕК»
Цель: усвоение категории дательного падежа единственного числа. Упражнять в составлении простого предложения.
Материал: игрушки или картинки по теме «ЖИВОТНЫЕ», муляжи фруктов и овощей.
Ход: у каждого ребенка в руке фрукт или овощ. Дети по очереди подходят к столу, кладут их около игрушки и говорят:
Я дам яблоко зайчику.
Я дам капусту козе.
«УГОСТИМ ЗВЕРЕЙ»
Цель: упражнять в образовании сущ. множественного числа дательного падежа.
Материал: предметные карточки
По лексическим темам «Животные», «Птицы».
Ход: воспитатель, предъявляя карточку, спрашивает:
Морковку дадим … (зайцу)
Косточку дадим (щенку)
Молоко нальём (котёнку)
«СКАЗКА»
Цель: упражнять в образовании сущ. дательного падежа с предлогом.
Материал: сюжетные картинки по сказкам.
Ход: воспитатель, показывая картинку, проговаривает предложение. Ребенок подсказывает нужное слово.
Пятачок пришёл в гости к …
Старик пришёл к …
Принц торопится к …
«БЮРО НАХОДОК»
Цель: упражнять в образовании сущ. дательного падежа.
Материал: карточки с картинками по лексическим темам «Животные», «Птицы».
Ход: карточки выставлены на наборном полотне. Воспитатель рассказывает, что в бюро находок принесли потерянные вещи. Их надо раздать: Кому дать шубу?
Кому дать гриву?
Кому дать Хвост?
Кому дать рога и копыта?
«ЕДА ДЛЯ ЖИВОТНЫХ»
Цель: упражнять в образовании сущ. творительного падежа с предлогом.
Материал: предметные картинки по теме «Продукты».
Ход: воспитатель, показывая картинку, проговаривает предложение. Ребенок подсказывает нужное слово.
Медведь мечтает о …
Кошка мечтает о …
Собака мечтает о …
«ПУТЕШЕСТВИЕ»
Цель: упражнять в образовании сущ. множественного числа творительного падежа.
Материал: карточки с картинками по лексическим темам «Животные», «Птицы».
Ход: воспитатель, предъявляя карточки. говорит:
В Австралию мы отправимся за …
В Арктику мы полетим за.
«ЧТО ЧЕМ?»
Цель: упражнять в образовании сущ.
творительного падежа.
Материал: карточки с предметными картинками.
Ход: карточки выложены на наборном полотне, воспитатель задает вопросы, ребенок, отвечая, выбирает нужную картинку.
Я пилю чем? Пилой.
Я ем чем? Вилкой.
Рисую чем? Карандашом.
«КТО С КЕМ? КТО С ЧЕМ?»
Цель: упражнять в образовании сущ. творительного падежа с предлогом.
Материал: сюжетные картинки.
Ход: воспитатель, показывая картинку, проговаривает предложение. Ребенок подсказывает нужное слово.
Мальчик идет с …
Девочка играет с.
Папа идет с …
«ЧЕМ УГОСТИШЬ»
Цель: усвоение категории творительного падежа.
Ход: раскладывая картинки по парно, дети проговаривают:
Кошку угощу молоком.
Лошадь угощу овсом.
Корову угощу травкой.
«ЧЕМ БУДЕТ?»
Цель: усвоение категории творительного падежа.
Материал: предметные картинки по теме «Продукты питания»
Ход: воспитатель показывает картинку и спрашивает : Если это приготовить, чем будет?
Яйцо будет…
Мясо будет …
Капуста буде …
«ВЫБЕРИ ИГРУШКУ»
Цель: усвоение категории творительного падежа ед. числа. Упражнять в составлении простого предложения.
Ход: воспитатель, выставляя на стол игрушки, спрашивает, чем ребенок хочет играть? Ребенок должен ответить:
Я хочу играть с гармошкой.
Я хочу играть с поездом.
Я хочу играть с куклой.
«КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?»
Цель: упражнять в согласовании прилагательных с сущ.
Материал: предметные картинки по темам «Фрукты», «Ягоды».
Ход: детям предлагается ответить на вопросы, подбирая определения к каждому фрукту по плану (цвет, вкус, размер).
Лимон. Желтый, кислый, средний.
Вишня. Бордовая, сладкая, маленькая.
«ЧТО ДЕЛАЛ?»
Цель: упражнять в употреблении глаголов настоящего и прошедшего времени.
Материал: карточки с сюжетными картинками.
Ход: воспитатель, показывая картинку, спрашивает. Что делает Алеша? (сажает)
Что делал Алеша? (сажал)
«КАРТИНКИ ОСЕНИ»
Цель: упражнять в употреблении глагола настоящего времени «БЫВАЕТ» в единственном и множественном числе.
Материал: картинки с изображением основных признаков осени.
Ход: дети произносят предложение с опорой на образец.
Осенью бывает … дождь
Осенью бывает …листопад
«ЧЬИ ВЕЩИ»
Цель: усвоение родовых понятий при употреблении местоимений «мой», «моя», «моё», «мои».
Ход: воспитатель показывает картинки и задает вопрос : Чей? Чья? Чьё?
Дети отвечают:
Моя юбка.
Мой медвежонок.
«ПОСЛУШНЫЙ РЕБЕНОК»
Цель: Упражнять в образовании глаголов 1-го лица, ед. числа.
Материал: карточки с изображением действия.
Ход: воспитатель говорит: Сейчас я попрошу тебя что-то сделать, а ты – послушный ребенок –отвечаешь, что делаешь, показывая картинку.
Иди. Я иду. Стой. Я стою.
«ЧТО СПРОСИЛА МАМА?»
Цель: упражнять в образовании глаголов 1-го, 2-го лица, ед. числа.
Материал: карточки с изображением действий.
Ход: показывая карточки, воспитатель спрашивает, ребенок отвечает: Ты бежишь? Я бегу. Ты несешь? Я несу.