Ольга Кребель
Одарённые дети: понятие, классификация, проблемы
▼ Скачать + Заказать документы
Одаренностью называется наличие у человека врожденных особенностей, являющихся предпосылкой развития его выдающихся способностей. Практически об одаренности человека судят по высокому уровню развития способностей.
Различают общую одаренность и ее специальные виды. Под общей одаренностью понимают некий общий уровень развития личности человека, характеризующийся большими способностями к умственной деятельности, ярко выраженными чертами темперамента, характерными особенностями и глубиною чувств, оригинальными чертами творческой деятельности и т. д. Под специальными видами одаренности понимают высокий уровень развития какой-нибудь отдельной, изолированной способности, который может быть и не связан обязательно с высоким общим развитием личности. Например, человек может обладать выдающейся памятью, далеко превосходящей все те проявления памяти, которые наблюдаются у других людей, и вместе с тем по развитию своего интеллекта быть ниже среднего уровня; он может обладать выдающимся музыкальным слухом и в то же время низким уровнем музыкальной культуры и т. д.
Публикация «Одарённые дети: понятие, классификация, проблемы» размещена в разделах
Талант в той или другой области не может основываться только на специальной одаренности, он всегда требует высокого уровня развития нескольких взаимосвязанных способностей. Так, талантливый музыкант, кроме музыкального слуха, обычно обладает высокоразвитым чувством ритма и музыкальной формы, тонким эстетическим вкусом, творческим воображением, впечатлительностью.
Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность.
Одаренные дети – дети, опережающие сверстников в развитии.
Существует много видов классификации одарённых детей. Приведём лишь некоторые из них.
Следующие виды одаренности :
• В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
• В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
• В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
• В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.
• И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Известный специалист в области детской одаренности Н. С. Лейтес, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет 3 категории детей, которых принято обычно называть одаренными :
1. дети с высоким IQ;
2. дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности,
3. дети с высокой креативностью (способностью к творчеству).
Другой специалист в области психологии интеллекта, М. А. Холодная, утверждает, что таких категорий должно быть шесть:
детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (“IQ”);
детей с высоким уровнем творческих способностей;
детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты) – их чаще всего называют талантливыми;
детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность);
Имеющиеся в психологии материалы также позволяют обратить внимание педагогов и родителей на следующие категории одаренных детей.
I. Дети с ускоренным умственным развитием.
Нередки случаи, когда дети очень рано, начиная с двух-трех лет, тянутся к учению, в три-четыре года умеют читать и считать, иногда вопреки желанию старших. Такие дети могут на несколько лет опережать сверстников по уровню развития. Естественно можно подумать, что дети с ранним умственным подъемом – самые благополучные, преуспевающие школьники. Но на самом деле это не так: у них свои специфические трудности в учении и общении, свои драмы возрастного развития. К таким детям необходим особый подход,- они могли бы пройти школьное обучение в более сжатые сроки, а у некоторых из них могут оказаться предпосылки выдающегося интеллекта.
II. Дети с ранней умственной специализацией
Это дети, у которых, при таком же, как у сверстников, общем уровне интеллекта, обнаруживается особая расположенность к какому-нибудь определенному учебному предмету (области науки или техники). Иногда сфера познавательных интересов находится за пределами школьной учебной программы.
III. Дети с отдельными признаками незаурядных способностей
Данную категорию детей отличают такие замечательные качества отдельных психических процессов, как необычная память на какие-нибудь объекты или яркость воображения, особая наблюдательность и т. д.
Проблемы одарённых детей :
1. Неприязнь к школе, потому что не интересно, скучно.
2. Увлечение сложными видами деятельности, где нет попутчиков, как следствие нет общения и в результате одарённый ребёнок зачастую одинок.
3. Погружение в философские проблемы : жизнь и смерть, загробная жизнь, религиозные верования.
4. Дисгармония между физическим, психическим и социальным развитием.
5. Стремление к совершенству, перфекционизму.
6. Ощущение неудовлетворённости, неадекватность в самооценке (комплексы либо мания величия)
7. Нереалистично завышенные цели.
8. Сверхчувствительность к критике.
9. Большая потребность во внимании окружающих.