Ирина Янкевич
ОД в подготовительной группе «Путешествие фантазеров в Радужный город»
«Путешествие фантазеров в Радужный город»
Возраст воспитанников: старший дошкольный (седьмой год жизни).
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Цель: Способствовать развитию воображения дошкольников, используя современные нетрадиционные методы синектики и приемы – квест-игры.
Задачи: Воспитывать чувство дружбы, терпимости к окружающим, желание помочь, доброту, целеустремлённость.
Публикация «ОД в подготовительной группе „Путешествие фантазеров в Радужный город“» размещена в разделах
Развивать у детей самостоятельное мышление, внимание, память, быстроту обдумывания ситуаций, сообразительность, фантазию и познавательную активность с помощью методов синектики.
Закрепить знания: о материалах и предметах; о животных и их названиях, особенностях поведения; о применении транспорта в разных ситуациях.
Материалы: конверты с заданиями, мешочек с материалами, ковёр, подушки, магнитная доска, картинки с изображением профессий, заготовки частей тела животных, клей, салфетки, клеёнки.
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности.
Содержание Обратная связь на высказывание детей
Воспитатель:
— Ребята, сегодня нас ждёт интересное путешествие. Добрая Волшебница просит нас помочь жителям Радужного города. У них произошла беда, они потеряли свои сокровища, и забыли, как они назывались. Вы готовы отправиться в путешествие? (Да).
Волшебница передала нам конверты с заданиями, которые нам помогут отыскать сокровища для жителей радужного города.
Ребята, нам могут встретиться трудные задания, для решения которых потребуются ваши знания, сообразительность, смелость и умение дружить. Не передумаете? (Нет).
Чтобы справиться со всеми заданиями, нам потребуется хорошее настроение. Подарим его друг другу. Передавайте друг другу сердечко, и скажите комплимент. (Отлично! У всех появилось хорошее настроение)
Воспитатель открывает первый конверт.
Задание №1.
Игра «Чудесный транспорт»
Цель: упражнять детей в классификации транспортных средств по материалу, обогащать словарь, развивать мышление, воображение, память, сообразительность по методу синектики.
«Ребята, на чем вы отправитесь в путешествие? Я вам передаю волшебный мешочек, посмотрите, какие в нем есть материалы и выберите себе из них средство передвижения».
Воспитатель достаё т из мешочка связку коры и прутиков:
— Какой сказочный транспорт из коры и прутиков вы знаете? (Метла и ступа). Кто на нём летал? (Баба-Яга). Пригодится ли нам этот транспорт? (Нет, все мы не уместимся на метле и в ступе). Правильно, нужно поискать другой материл. (Достаёт кусочек кожи). Что это за материал? Какой транспорт из него получится? (Сапоги-скороходы). Кто им пользовался? (Мальчик-с-пальчик). Подойдут ли они нам? (Нет, они для одного человека). А вот моток шерсти. Что из него было сделано? (Ковёр-самолёт). Какой герой на нём летал? (Алладин). Пригодится ли нам ковёр-самолёт? (Да, он большой, все поместятся). Ребята вот первая подсказка от Волшебницы это буква К.
А вот и сам ковёр! (Воспитатель обращает внимание детей на ковёр). На ковре разложены подушки для пассажиров. Занимаем места!
Один, два, три,
Коврик, скорее лети! Именно так!
Как здорово, что вы это знаете!
2 этап: способствует планированию детьми их деятельности
Воспитатель:
— Мы уже приближаемся к Радужному городу. И вот наш ковёр садится на площадь в Радужном городе. Давайте посмотрим, кому здесь нужна наша помощь.
(Подходят к магнитной доске, на которой расположена надпись «Почта», на столе перед ними картинки с изображением профессий, посылка с картинками предметов, относящихся к этим профессиям).
Воспитатель:
— Дети, мы пришли на улицу Доброты. Что здесь написано? (Почта)
Да, здесь расположена волшебная почта, на которую приходят посылки от Волшебницы для жителей города.
Задание№2.
Игра «Мозговой штурм».
Цель: закреплять умение задавать вопросы и отвечать, договариваться, приходить к единому мнению, согласовывать свои действия с помощью метода синектики.
Открываем второй конверт. «У всех жителей города Радужный есть профессии, и я Волшебница, прислала им такие замечательные подарки. Но вот беда, все подарки перепутались. Теперь жители не могут разобраться, где чей подарок. Помогите им ребята!»
- Поможем?
Дети обговаривают, какой предмет, подходит для профессии.
— Молодцы, ребята! Всё правильно! За это мы получаем еще одну подсказку – это буква Р.
Задание №3
Игра Остановка «Минутка»
Цель: упражнять детей в классификации, сравнении и обобщении по методу синектики.
Воспитатель открывает 3 письмо. «Ребята, вы попали на остановку «Минутка», внимательно послушайте вопросы и скажите правильный ответ»
1. Как по-другому называется детская игрушка волчок? (Юла.)
2. Как называется детская зимняя повозка на 2 полозьях? (Сани.)
3. Какое животное съело кузнечика в песне из мультфильма «Приключения Незнайки»? (Лягушка.)
4. Какой цвет получается при слиянии красного и желтого? (Оранжевый.)
5. Какой персонаж стихотворения К. Чуковского «Телефон» просит прислать калоши? (Крокодил.)
6. Какую книгу купил папа Карло Буратино, продав свою куртку? (Азбуку.)
7. Какая птица не имеет своего гнезда? (Кукушка.)
8. Кто поймал необыкновенную щуку? (Емеля.)
9. В воде живет, нет клюва, а клюет. (Рыба.)
10. Самый короткий месяц. (Февраль.)
Волшебница дала нам еще одну подсказку. Буква А. Отлично!
Именно так!
Как здорово, что вы это знаете!
Если дети отвечают «не знаю» :
А вы хотите узнать?
Какие вы внимательные.
3 этап: способствует реализации детского замысла
Задание №4
Игра «Сделай несуществующее животное»
Цель: активизировать креативное мышление детей развивать воображение, творчество речевую активность по методу синектики.
Открываем 4 письмо.
«Ребята, вы попали на улицу «Мастеров». Соберите из различных деталей несуществующее животное. Дайте ему имя, опишите его, какой у него характер, какое настроение, расскажите, где он живет, что ест, какие у него игрушки, какая любимая игра, и т. д.»
Воспитатель приглашает детей за столы, предлагает взять необходимые принадлежности для работы, чтобы изготовить поделки.
— Берите приглянувшиеся детали и приступайте к работе.
Дети изготавливают объёмные картонные игрушки, приклеивая головы, лапы и хвосты разных животных к туловищам.
— Покажите, кто у вас вышел?
Дети описываю свои работы.
Вот еще подсказка. Это буква С.
Задание №5
Игра «Мир фантазии»
Цель: развитие коммуникативных навыков, наблюдательности, внимания, памяти по методу синектики.
Открываем конверт.
«Ребята, назовите, какие природные явления вы знаете. Ветер, дождь, снег, оползни, грозы, затмения, северные сияния. Сделайте их необычными: усильте, переверните, поменяйте местами. Например: дождь из конфет и игрушек.» Дети рассматривают картинки с природными явлениями и делают их необычными.
Получают подсказку. Буква К.
Задание№6
Игра «План»
Цель: умение детей ориентироваться на плоскости, используя словесную схему маршрута с использованием метода синектики.
Воспитатель читает письмо «От нужной точки «СТАРТ» — сделать три шага вперёд, повернуть налево, сделать три шага вперёд, повернуть направо, сделать один шаг вперёд. Там подсказка».
Дети выполняют задания, согласно плана, ищут и находят — букву И).
Ребята, мы выполнили все задания и собрали подсказки – буквы. Что будем сними делать? (соберем слово и прочтем).
Дети собирают слово и читают (Краски)
Последнее письмо Волшебницы.
«— Дорогие ребятишки! Вы совершили сегодня много добрых дел, справились со всеми заданиями. Жители города благодарят вас. Вы им вернули сокровища их города. Они очень любят рисовать. Вы настоящие друзья и добрые волшебники. Спасибо вам, возвращайтесь домой! До встречи!»
Дети на ковре-самолёте «возвращаются в детский сад».
Это было чудесно!
Интересный вариант!
Думаю, вы провели отлично время!
4 этап: способствует проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Воспитатель:
— Ребята, где мы с вами побывали? Кому помогли? Какие задания вам понравилось выполнять? Какое было трудным? Справились ли мы? Как вы думаете, почему нам это удалось? (Нам помогали дружба и доброта, знания о животных, сказках, и т. п.) Верно, тот, кто много знает и умеет, добр и дружен, всегда преодолеет трудности! Отлично!
Мне очень нравится!
Вы отлично справились с заданием!