Светлана чинчикас
Конспект ООД по познавательному развитию «Путешествуя по планете Земля совершаем добрые дела» 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествуя по планете Земля совершаем добрые дела
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 2 «Березка»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему :
«Путешествуя по планете Земля совершаем добрые дела»
Группа общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет Воспитатель: Чинчикас С. В.
г. Моршанск 2018 г.
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию „Путешествуя по планете Земля совершаем добрые дела“ 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Тема: «Путешествуя по планете Земля совершаем добрые дела» Направление: познавательное развитие
Цель: развивать у детей поисково-познавательные способности в процессе разрешения специально моделируемой ситуации.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей находить пути решения проблемных ситуаций;
- учить детей отражать результат обобщения в речевом суждении; - дать детям понятие, что в природе нет мусора;
- уточнить представления детей о том, что человек является частью природы, и должен о ней заботиться, используя экологически безопасные средства; - расширить представления детей о березе – символе России, о целебных свойствах березового сока;
Развивающие : - развивать у детей познавательный интерес детей к объектам живой природы; - развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к природе;
- формировать у детей умение оценивать свои ответы по решению экологических проблемных ситуаций (самооценка, и ответы сверстников (взаимоконтроль). Воспитательные:
- воспитывать у детей желание оказывать помощь объектам живой природы; - воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к природе, живым объектам, желание активно принимать участие в охране природы;
Предварительная работа: беседа «Почему опадают листья?»; опыты на темы: «Пламя загрязняет воздух», «Свечка в банке»; чтение авторской сказки Т. Шорыгиной «Спор»; сгребание опавших листьев с игровой площадки (на участке) и укрытие листвой цветников с многолетними растениями; очищение клумб от увядших цветов и складывание их в компостерную яму; наблюдение за березой (на экологической тропе); заучивание стихотворения А. Прокофьева «Березка»; разучивание пословиц, поговорок, народных примет о березе; трудовой десант «Поможем березам плакучим» (на экологической тропе); обыгрывание проблемной ситуации «Березовый сок: полезно или вредно…»; познакомить детей с правилами сбора березового сока; сюжетно-ролевая игра «Больница» /знакомство с профессией доктора-гомеопата/; беседа «Что мы знаем о муравьях», чтение авторской сказки «Муравьи» из книги В. Зотова «Лесная мозаика»; работа с пособием «Экология для малышей» по теме: «Чего не следует делать в лесу»; дидактические игры «Паутинка жизни», «Разрушенный дом»
Интеграция образовательных областей:
речевое развитие
социально-коммуникальное развитие
художественно-эстетическое развитие
физическое развитие
Виды деятельности:
игровая
коммуникативная
двигательная
восприятие художественной литературы
Методы и приемы:
игровой
словесный
наглядный
практический
Материалы и оборудование: проектор, презентация, указка
Ход ООД:
Вводное слово воспитателя (дети становятся в круг)
I. Организационный момент.
Воспитатель: Дети, чтобы у нас на занятии все получилось, улыбнитесь друг другу, гостям, и подарите свои улыбки мне, а я вам. II. Эмоциональный настрой.
Воспитатель: Дети, к какому празднику мы с вами готовимся? Воспитатель: Правильно. Мы готовимся к дню Земли.
(ответы детей)
III. Введение в тему.
Воспитатель: Дети, к нам на занятие кто-то пришел.
Голос природы: Здравствуйте, дорогие дети! Я – Природа. Я - в беде. В вашей помощи нуждаются птицы, воздух, деревья, насекомые. Вы можете понять причины их бедствий и помочь планете Земля. Только тогда наступит настоящий праздник – день Земли. Я верю в ваш ум и добрые дела.
Воспитатель: Дети, а вы хотите помочь природе, оказавшейся в беде? (ответы детей)
Воспитатель: Дети, послушайте, чьи голоса вы слышите?
Голос птицы (скворец) :
«Дорогие дети! С просьбой о помощи к вам обращаются птицы. Весной
невозможно прилетать на родину. Воздух насыщен дымом от костров. Нечем дышать. Люди жгут листья, не задумываясь о том, какой вред они приносят себе и природе. Как можно защитить воздух от дыма костров? Помогите!»
IV. Воспитатель: Дети, как вы думаете, можно ли защитить воздух от дыма костров? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Дети, для того чтобы решить эту проблему предлагаю вам разделиться на группы для защиты объектов, нуждающихся в помощи.
Воспитатель: Дети, кто хочет выступить в защиту прошлогодней листвы? (по желанию детей)
Воспитатель: Дети, кто хочет рассказать о вреде загрязнения воздуха? (по желанию детей)
Воспитатель: Дети, кто хочет выступить в защиту птиц? (по желанию детей)
Воспитатель: Дети, сейчас все группы посоветуйтесь, и приступим к обсуждению проблем. Воспитатель: Итак, первыми мы заслушаем детей, выступающих в защиту прошлогодней листвы. Как вы думаете, нужно ли осенью, весной сжигать опавшие листья? Предполагаемые ответы: сжигать листву нельзя, потому что в природе нет мусора; осенью листва будет проливаться дождями, перегнивать; зимой от морозов превратится в удобрение. Воспитатель: Верно. Граблями люди тщательно вычесывают листву, оголяя землю, истощая ее; люди превращают почву в бесплодный грунт, на месте костров на земле остаются на долгие годы не зарастающие травой «ожоги». Воспитатель: Дети, как вы думаете, что нужно делать с листвой на тротуарах, дорожках? Предполагаемые ответы: эту листву нужно сгребать и укрывать ей цветники с многолетними растениями.
Воспитатель: Верно. Дети, какую пользу приносит листва деревьям, кустарникам, травам? Предполагаемые ответы: зимой листва защищает корни растений от мороза, а весной – не дает испаряться влаге с поверхности земли; можно подгрести листву к стволам плодовых деревьев и кустарников, тем самым защитить корни от морозов.
Воспитатель: Правильно. На приусадебных участках листву нужно сгребать, засыпать в компостерную яму для перегнивания. Воспитатель: Дети, но люди своими непродуманными поступками ухудшают условия прорастания растений, делая их слабыми. Истинно высказывание, что «В природе нет мусора». Вот какой огромный вред приносят люди, сжигая листья. Воспитатель: Итак, следующими мы заслушаем группу в защиту воздуха. - Дети, как вы думаете, что происходит с воздухом от дыма костров? Предполагаемые ответы: воздух загрязняется от дыма костров. Воспитатель: Правильно. Дети, на примере какого опыта мы в этом убедились?
Ребенок: Когда над пламенем свечи держали стекло, оно покрылось слоем копоти. Воспитатель: Верно. Еще, какой вред мы приносим воздуху при сжигании листвы?
Ребенок: для горения костра нужен кислород, который находится в воздухе.
Воспитатель: Правильно. Какой опыт мы проводили, чтобы в этом убедиться?
Ребенок: опыт со свечкой в банке – свечке не хватает кислорода для горения, она тухнет.
Воспитатель: Верно. При горении кислород (полезный воздух) превращается в другой газ, вредный для дыхания живых организмов. – Дети, из группы в защиту птиц объясните, почему птицы пожаловались на то, что им нечем дышать при полете?
Ребенок: кислород в воздухе сгорает от костров; птицам в небе трудно летать и дышать; птицы не могут прилететь кормиться в город.
Воспитатель: Правильно. Что произойдет с птицами, если они не будут прилетать в город к жилью человека?
Ребенок: птицам не хватает корма, они могут погибнуть.
Воспитатель: Действительно, сжигая листву люди приносят огромный вред природе и всем живым существам. И наносят непоправимый ущерб своему здоровью, потому что вредный воздух с дымом попадает в легкие, на кожу людей.
Воспитатель: Дети, как мы можем помочь птицам не задохнуться от дыма костров?
Ребенок: можем рассказать о том, какой вред природе, человеку приносит сжигание листвы.
Воспитатель: Дети, скажите, а кому мы можем об этом рассказать? Ребенок: можем рассказать друзьям, соседям, родственникам, дедушка, бабушкам, знакомым.
Воспитатель: Верно. Многие из вас живут в разных микрорайонах города. Как можно сообщить жителям своего микрорайона о вреде загрязнения воздуха?
Ребенок: мы можем развесить объявления-рисунки «На куче листвы нарисуем красный крест»; это будет обозначать – «Жечь листья вредно для природы – знак запрета.
Воспитатель: Правильно. И с помощью экологического светофора мы узнаем, правильное ли решение мы приняли.
(на экране экологический светофор оценивает решение детей) Дети, вечером мы с вами нарисуем объявления-рисунки и вы их развесьте по своему месту жительства. Дети, сообщите своим родственникам, близким, знакомым о вреде сжигания листьев для природы и человека. (птица на экране благодарит детей за правильное решение проблемы, и сообщает о том, что они ждут их помощи)
Работа детей на коромыслах по методике В. Ф. Базарного.
Воспитатель: Дети, вы слышите шелест? Наверное, к нам хочет обратиться другой гость. (на экране березки)
«Уважаемые дети! Весной начинается сокодвижение у деревьев. Как тяжело приходится нам жить березам! Нерадивые люди делают березам надрезы на стволах, набирают целебный сок, и не лечат нас потом. Помогите нам! Мы погибаем, истекая слезами…»
Воспитатель: Дети, давайте подумаем, как мы можем помочь березкам?
Предполагаемые ответы детей: нужно сходить в городской сад с «Зеленым патрулем»; сообщить родственникам, соседям, товарищам о том, какой вред приносит преднамеренная заготовка березового сока; заготовить глины и замазать ей раны на стволе, т. е. полечить березы.
Воспитатель: Верно. Правильно сказал Артем, нужно пойти в городской сад, и на месте оказать березам помощь. Воспитатель: Верно. Дети, как мы можем остановить нерадивых людей от жестокого обращения с березами?
Ответы детей: поставить в березовой аллее экологический знак «Охраняется детьми» и т. д.
Воспитатель: Дети, скажите, что нужно взять с собой в патруль, чтобы помочь березам?
(варианты ответов)
Воспитатель: Правильно. Дети, как вы думаете, когда нам нужно сходить в патруль?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, уже закончилось сокодвижение у берез, и мы сможем им оказать помощь. Завтра наш «Зеленый патруль» окажет помощь березкам. – Дети, посмотрите презентацию о березках, из нее вы узнаете много нового для расширения своего кругозора.
(показ презентации про березы)
Воспитатель: Дети, что нового вы узнали о березе? (ответы детей)
Физкультминутка «Березка»
Мы березку посадили, (выпрямиться)
Мы водой ее полили, (руки согнуть к плечам, ладонями вперед)
И березка подросла, (встать)
К солнцу ветки подняла. (руки вверх)
А потом их наклонила, (руки вниз, спина прямая)
И ребят благодарила. (поклоны головой)
Воспитатель: Дети, сейчас мы узнаем кто еще нуждается в нашей помощи. «Уважаемые дети! Жить в пригородном сосновом бору стало невозможно! Дело в том, что группа детей из лагеря «Акварель» ежедневно приходит к нашему муравейнику, разоряет его палками, смеются над нашим сломанным домом, и тут же рядом начинают играть в футбол. Бег, крики слышны в лесу часами, пока не придет время им обедать. Подумайте, как убедить этих детей в том, что они должны приходить в лес гостями, не разрушать наш дом – муравейник» Спешите на помощь!
Воспитатель: Дети, чем мы можем помочь муравьям?
Предполагаемые ответы детей:
Воспитатель: Верно. Для того, чтобы побеседовать с этими детьми, огородить муравейник нужно, поставить экологический знак «Охраняется детьми».
- Послушайте рассказ Л. П. Симоновой «Случай около муравейника» (речевая логическая задача)
«На каникулы мальчик приехал в деревню. Рядом с ней – лес. Отправились дед с внуком в лес – по ягоды, по грибы. Внук бежал вперед деда.
- Ой, какая высокая куча! – удивился мальчик и воткнул в нее палку. По палке забегало множество муравьев. Подошел дедушка, осторожно вынул палку.
- Великая беда пришла в лес, - сказал он.
- Где беда? У кого?
Да вон, у муравьев. Жил и жил себе маленький народец, с утра до вечера трудился, хвоинки собирал, вредных гусениц с деревьев снимал. Да вот пришел враг и разрушил сделанное великим трудом.
Где враг? – не понял внук.
Враг-то? Да тут он, рядом…
Мальчик начал озираться, но врага так и не увидел. Кто же он?»
Воспитатель: Дети, как вы думаете, кого дедушка назвал врагом?
Воспитатель: Правильно. Нельзя рушить то, что сделано не тобой.
Тем более в лесу, где есть свои законы и правила. Мы должны их соблюдать.
V. Итог занятия.
Воспитатель: А сейчас я вам прочитаю стихотворение Татьяны Петуховой:
Давайте друзья, в любую погоду,
Будем беречь родную природу!
И от любви заботливой нашей,
Станет земля и богаче и краше!
Помните, взрослые, помните, дети!
Помните - что красота на планете,
Будет зависеть только от нас.
Не забывайте об этом сейчас.
Планету живую сберечь для народа!
И пусть восхваляет гимн жизни – природа!
VI. Рефлексия (вывешено солнце без лучиков).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на солнышко. Если вам было на занятии интересно, все понравилось и все у вас получилось, можете взять повесить свой лучик к солнышку (дети выполняют задание)
Воспитатель: Ребята, я так же как вы повешу свой лучик к солнышку. – Ребята, посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось!