Татьяна Блинова
«Путешествие в страну денег». ООД по финансовой грамотности в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №139»
Конспект ООД. Тема «Путешествие в страну денег»
Составила воспитатель: Блинова Татьяна Владимировна
г. Дзержинск
2024 год
Конспект ООД. Тема «Путешествие в страну денег»
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «„Путешествие в страну денег“, ООД по финансовой грамотности в подготовительной группе» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Закрепить понятия «деньги», «купюры», «монеты», «валюта», «потребности»
Продолжать знакомить с деньгами России и других стран
Закреплять представления о тратах необходимых и желаемых
Познакомить с понятием «бюджет»
Дать представление о понятиях «доходы» и «расходы»
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к финансовой грамотности
Развивать активную и пассивную речь, пополнять словарный запас экономическими терминами (бюджет, расходы, доходы, зарплата, пенсия, стипендия и др.)
Развивать логическое мышление, умение делать несложные выводы, руководствуясь собственным опытом
Развивать память, внимание, слуховое и зрительное восприятие
Воспитательные:
Способствовать формированию коммуникативных отношений, навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности
Воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.
Материалы и оборудование: мяч, копилка, письмо, бумажные банкноты и монеты, национальная и иностранная валюта, мультимедиа-проектор, видео ролик об истории появления денег.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!
Вот и собрался наш круг.
Руку дал другу друг.
Ксюша дала руку Леше,
А Леша дал руку Тане.
(про каждого ребенка по кругу)
Вот и собрался наш круг.
(покачать руками вместе)
Основная часть
Воспитатель: Ребята, Почтальон Печкин принес посылку и письмо от кота Матроскина. Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, дети! Пишет вам кот Матроскин из Простоквашино. Я вам дарю подарок, который вам подскажет, как бережно относиться к денежным средствам». Далее достает копилку-кота.
Воспитатель: Дети как вы думаете, что это такое? (копилка) Для чего же нужна эта копилка? (предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: А вам интересно узнать, может быть что-то лежит в копилке, есть ли в ней деньги? Давайте посмотрим! Воспитатель достает монеты. Что это такое? Правильно. Давайте рассмотрим монеты, сначала посмотрят девочки, подходите к столику, потрогайте и рассмотрите монеты поближе, а теперь девочки присаживайтесь сейчас посмотрят монеты мальчики, проходите мальчики. Дети рассматривают монеты. (Дети подходят к столику, становятся вокруг него, затем воспитатель приглашает присесть на стульчики). Воспитатель: Дети расскажите какие бывают монеты? (холодная, блестящая, тяжелая, прочная, плоская). Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им. Воспитатель (обобщает) : Круглая, металлическая, звенящая (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак). Монеты имеют разное достоинство (номинал) 1, 2, 5, 10 рублей
Воспитатель: Дети, а сейчас будем денежки считать. Дети проходите ко мне.
Пальчиковая игра: «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём.
Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы).
Дети присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: Дети, может быть у нас в копилке ещё, что-то осталось. Давайте посмотрим, что же это. Воспитатель достаёт банкноты.
Воспитатель: Как можно назвать эти деньги? Дети: это банкноты. А какие они? Давайте рассмотрим банкноты, сначала посмотрят девочки, а потом мальчики, итак девочки подходите к столику, потрогайте и рассмотрите банкноты поближе.
Дети рассматривают деньги. (Дети подходят к столику, становятся вокруг него, затем воспитатель приглашает присесть на стульчики.
Воспитатель: дети какие банкноты? (легкие, бумажные, не прочные, прямоугольные, гибкие, они шуршат). Воспитатель: Банкноты - это бумажные деньги, они шуршат. (Можно продемонстрировать шуршание банкнотой). На них изображены различные достопримечательности наших городов России. Они так же, как монеты имеют разное достоинство (10, 50, 100 рублей). Воспитатель: Молодцы! Деньги нашей страны называются рублями. В мире существует много стран, и в каждой стране свои деньги так, например в Японии – юани, Америке – доллары, Германии – евро.
Воспитатель: Дети деньги используют для того, чтобы оплатить труд человека. Деньги люди получают за выполненную работу.
Воспитатель: А как же появились первые деньги? На этот вопрос мы получим ответ после просмотра мультфильма.
Мультфильм об истории появления денег
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре, пять.
Можно все пересчитать (ходьба с выставлением указательного пальца вперед)
Сколько в комнате углов? (показать на углы с поворотами туловища)
Сколько ног у воробьев? (приподнимать поочередно ноги)
Сколько пальцев на руках? (раскрыть пальцы рук)
Сколько пальцев на ногах (присесть, коснуться носков ног)
Сколько в садике скамеек? (полуприседания)
Сколько в пятачке копеек?
Воспитатель: Вот так начиналась история денег. А вы знаете, что деньги нужны для удовлетворения потребностей, то есть то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь. Что такое потребности? (предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется.
Потребности - это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь. Дети мы выяснили для чего нужны деньги.
Воспитатель: Молодцы! Скажите за деньги все можно купить или нет? (предполагаемые ответы детей)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?».
Я бросаю мяч вам и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны: ( предполагаемые ответы детей: - для покупки продуктов питания; - для оплаты бытовых услуг; - для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);
- для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
- для оплаты проезда на транспорте;
- для покупки подарков.
Воспитатель опрашивает всех детей по очереди
Воспитатель: Молодцы! Ребята скажите за деньги все можно купить или нет? (предполагаемые ответы детей)
Игра «Да -нет»
Воспитатель: Ребята, я буду говорить слова, а вы хлопните в ладоши и скажите: «Да», если это можно купить за деньги, топните ногой и скажите: «Нет», если купить это нельзя.
(Дом, конфеты, книгу, счастье, маму, цветы, кофту, солнце, молоко, радугу, здоровье, самолет, воздух, планету, смех, стол, велосипед.
Воспитатель: Здорово, вы всё правильно ответили, мы многое можем купить за деньги, но никогда и ни за какие деньги нельзя купить здоровье, счастье, удачу, любовь, дружбу. Эти самые важные в нашей жизни вещи - невозможно не купить, не продать.
Воспитатель: Ребята, кто знает, где ваши родители носят деньги - монеты и банкноты? (в кошельке). Верно! Эти деньги есть в наличии, и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите, что вы знаете о них? Как надо пользоваться пластиковой картой?
Воспитатель: Итак, ребята, деньги нужны людям, в современном мире без них прожить невозможно. А вспомните, пожалуйста, героев сказок, где они покупали, продавали, работали, менялись на что-то, собирали, копили деньги.
Ответы детей: «Муха-цокотуха», «Буратино», «Трое из Простоквашино», «Лисичка со скалочкой», «Морозко», «Чебурашка и крокодил Гена», «Сказка о Попе и его работнике Балде» и т. д).
Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы сегодня очень хорошо потрудились. Что нового мы сегодня узнали на занятии? Как называются бумажные деньги, как называются металлические деньги? Какое задание показалось вам самым сложным, а легким, а интересным? Какие новые слова и понятия вы сегодня узнали?
Давайте запомним правила обращения с деньгами:
1. деньги можно накопить или потратить;
2. экономно распоряжаться деньгами;
3. в первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности;
4. потраченные средства уже не вернёшь;
5. невозможно иметь все, что хочешь;
6. бережно относиться к деньгам