Жачемукова Сарьят
ОД «Первоцветы»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Первоцветы»
Цель:
- познание: Расширять представления детей о растительном мире. Стимулировать познавательную деятельность.
- коммуникация: Умение группировать растения по общему признаку. Расширять и активизировать словарь.
- здоровье: Уточнять полезные свойства растений для здоровья человека.
- физическая культура: Совершенствовать двигательные умения и навыки, при выполнении различных упражнений и заданий.
Публикация «ОД „Первоцветы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Первоцветы. Конспекты занятий
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Темочки
- социализация: воспитывать бережное отношение к растительному миру. Формировать дружеские взаимоотношения между детьми, желание помогать другу в преодолении препятствий и заданий.
- музыка: учить, внимательно слушать музыку природы.
Ход:
Воспитатель: Дети, мы все любим природу, она интересна и неповторима в любое время года и каждый сезон преподносит нам таинственные открытия. Самое большое чудо в ней – это цветы, изумительные ее творения. Мир цветов таинствен и чудесен. Тысячи цветов украшают нашу планету. Однако многие цветы наших лугов и лесов занесены в тревожный список охраняемых растений Красной книги. Какие цветы занесены в Красную книгу? (Кувшинка, ландыш, подснежник, колокольчик, незабудка, пролеска- сцилла). Цветы так беззащитны перед нами, что требуют охраны. Многие из них занесены в Красную книгу. Их нужно беречь, преумножать. Представьте себе мир без единого цветка – это будет печальное зрелище. В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».
Дети, послушайте стихотворение о цветах, которое написал ученик школы № 7 поселка Майского Кошехабльского района:
Вот букет: он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись, лепестки.
Это МЫ срывали без разбора
Беззащитные тугие стебельки.
Для чего мы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет.
Пусто, скучно стало на поляне:
Вестников весны там больше нет!
Очень просто погубить живое,
Ведь подснежники не могут нам сказать:
"Наслаждайтесь нашей красотою —
Только очень просим нас не рвать!"
(Тимофей Садовский)
Воспитатель: В лесу, то тут, то там, зажигаются жёлтые огоньки первоцветов, смотрят голубые глазки раннецветущих растений. Все растения, которые расцветают ранней весной, называются первоцветами. Они первыми появляются из-под снега, поэтому их называют подснежниками. Вот о них мы и поговорим сегодня, расскажем о первоцветах нашей Адыгеи. Наше путешествие начинается.
Физкультминутка: «Я иду и ты идёшь».
Я иду и ты идёшь (шагаем) -раз, два, три (прыгаем на месте).
Я пою и ты поёшь (шагаем на месте) -раз, два, три (хлопаем в ладоши).
Мы идём и мы поём (шагаем на месте) - раз, два, три (прыжки на месте).
Очень дружно мы живем (шагаем на месте) - раз, два, три (шагаем).
Воспитатель: Дети, куда мы пришли? (в лес)
Воспитатель: Что растет в лесу? (деревья, цветы)
Воспитатель: Верно, дышите глубже, дети. Какой здесь свежий, чистый воздух.
Воспитатель: Дети, в нашем весеннем лесу уже появились цветы. Эти цветы такие красивые, душистые. Как мы называем цветы, которые расцветают первыми? (первоцветы)
Воспитатель: А подснежник это какой цветок? (первоцвет)
Воспитатель: Дети, а вы какие ранние цветы, первоцветы знаете? (примула, пролеска, морозник, мать-и-мачеха, подснежник)
Воспитатель: Молодцы, дети! Сейчас я вам расскажу сказку о подснежнике:
«Матушка-Земля сильно замёрзла от долгих зимних холодов. «Когда же придёт Весна? Когда меня согреют весенние солнечные лучи?» - думала она, ёжась от стужи.
- Конечно, снег согревает меня немного. Но стоит холодным ветрам задуть, как я опять костенею. И деревья не шумят листовой. И птичьих голосов не слышно. Разве это жизнь?»
И задумала Земля послать на разведку маленький цветок – подснежник.
Под снежной периной хранила она его корни, лелеяла его, пела ему колыбельные песни.
- Выйди на белый свет! Проверь, скоро ли Весна?
- А как же я пробьюсь через корку снега? - спросил Подснежник.
- У растений большая тайная сила. – ответила Земля. – Ведь иногда трава прорастает даже сквозь асфальт! И ты пробьёшься, я уверена! Надо только найти проталину – то место, где солнышко растопило снег.
- Я готов! Мне очень хочется стать разведчиком.
- Не скрою, это опасно. Зима может погубить тебя. Но если ты выстоишь, то значит, скоро Зиме на покой уходить. И вслед за тобой на всех проталинах появятся другие цветы и зелёная трава, а там и деревья распустят листочки. Прилетят птицы, наполнят весёлым гомоном лес. Как весело тогда будет мне!
Подснежник осторожно приподнял над землёй свою нежную головку, огляделся: вокруг проталины лежал снег, пузырчатый, ноздреватый. Из-под снега пахло прелой листвой. Было холодно, он весь дрожал, но сверху его согревали лучи яркого солнышка. Цветок осмелел, поднялся ещё выше. Увидел, что почки на деревьях чуть набухли. А над дальней опушкой вились чёрные крикливые птицы.
- Матушка-Земля! Наверное, Весна скоро придёт! Солнышко греет меня. Какие-то птицы вьются над деревьями.
- Должно быть, это грачи вернулись, первые вестники весны. Ну, спасибо тебе за добрые вести, милый Подснежник. Теперь я вижу, что Весна на пороге!»
(Тимофей Садовский)
Воспитатель: Дети, что вам больше понравилось в этой сказке? (ответы детей)
Дети: Возле нашего пруда Ракса есть место под деревьями, где ранней весной растут синенькие цветочки.
Воспитатель: С первых дней весны,
Из опавших листьев,
Выглянул цветочек:
Синенький глазочек,
Зелена одежка,
Луковая ножка. (пролеска)
Воспитатель: Да, в конце марта, в лесу под деревьями расстилается голубой ковер из пролесков. Пролески цветут вслед за таянием снега в течении 15-20 дней. Они легко размножаются семенами и луковицами. Растение не боится холодов и хорошо зимует под снегом. Даже во время цветения кустик пролески можно высадить на клумбу, чтобы любоваться им долго.
(Дети замечают под кустом боярышника фиалку)
Воспитатель: Дети, глубоко вдохните лесной воздух. Вы чувствуете тонкий аромат в воздухе? Это цветёт лесная фиалка. Фиалку называют лесной феей за её нежный запах. Цветки у неё сине-фиолетовые, иногда белые. В сырую погоду цветок закрывается. Из пахучих лепестков добывают эфирное масло. Этим цветком восхищались знаменитые классики Шекспир, Гёте, Блок, Тютчев.
Ребенок (читает стихотворение) : На солнечной опушке
Фиалка расцвела –
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
(Е. Серов)
Воспитатель: Сейчас я вас познакомлю ещё с одним первоцветом – цикламеном. Чаще всего он произрастает в горных лесах нашей Адыгеи. Цикламен — очень красивое растение с заостренными листочками и нежными цветками всевозможных расцветок. В народе его почему-то называют «свиной хлеб». Хотя вряд ли свиньи когда-нибудь могли вдоволь полакомиться этим красивым декоративным цветком. Издавна широко известны и целебные свойства цикламена. При лечении различных заболеваний используются свежеотжатый сок клубней цикламена.
Теперь мы с вами поиграем в игру «Определи первоцвет». Я вам перечислю название цветов, когда вы услышите название первоцвета, вы должны хлопать в ладоши. Называю название цветов: астра, цинния, подснежник, мать-и-мачеха, гвоздика, цикламен, ромашка, фиалка, одуванчик, василек, пролеска- сцилла, ирис, ландыш майский, георгин, мак, подснежник, роза, петуния медуница, и т. д.
Дети, вам понравилось в лесу? (ответы детей).
Воспитатель: Давайте, дети вернемся в группу и нарисуем с вами понравившееся вам первоцветы.
Физкультминутка: «Я иду и ты идешь».
Я иду и ты идешь (шагаем) — раз, два, три (прыгаем на месте).
Я пою и ты поёшь (шагаем на месте) -раз, два, три (прыгаем на месте).
Мы идем и мы поем (шагаем на месте)-раз, два,три (прыгаем на месте).
Очень дружно мы живем (прыгаем на месте) - раз, два, три (шагаем на месте).
Воспитатель: Вот и пришли. А теперь садимся поудобнее и рисуем тот цветок-первоцвет, который понравился вам. (дети рисуют первоцветы под музыку).
Воспитатель: Что вы узнали о первоцветах? (ответы детей).
Воспитатель: А какой цветок вы нарисовали? (Каждый ребенок отвечает и показывает рисунок).
Воспитатель: Молодцы, дети! Очень красивые рисунки.
Закончилось наше путешествие в мир ранних, самых смелых первых цветов. Вслед за ними заспешат к нам и остальные.