Наталья Ибагишева
ООД по рисованию «Природа осени» для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ибагишева Наталья Владимировна
Организованная образовательная деятельность по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Рисование» на тему:«Природа осени» для детей младшего дошкольного возраста.
Программное содержание:
Интегративные области: «Социально-коммуникативное развитие» (СОН, СПП,СТ, «Познавательное развитие» (ПИД, ОЗОН ФЭМП, «Речевое развитие» (РР, ХЛ, «Художественно-эстетическое развитие» (Р, В, М, «Физическое развитие» (ФК)Интегративные цели: Образовательные цели:
Публикация «ООД по рисованию „Природа осени“ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Рисование
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
1. Продолжать обогащать и закреплять знания детей о характерных признаках осени (холодная, солнечная, пасмурная, дождливая, ветреная, формировать представление о характерных изменениях в природе осенью (лес желтеет, лес увядает, лес меняет свой наряд).
2. Познакомить с понятием природа (пейзажи) осени.
3. Учить детей рассматривать картины, пейзажи с изображением осени в разные сезоны (ранняя, золотая, поздняя осень).
4. Показать детям многообразие красок ранней, золотой, поздней осени, через рассматривание картин, через художественное слово.
5. Знакомить детей с поэтическим творчеством.
6. Закреплять знание и умение детей определять название деревьев по листочку.
7. Учить, закреплять умение детей правильно и аккуратно работать кистью и гуашью; закрепить приемы примакивания, рисовать прямые линии снизу-вверх, правильно называть и выбирать цвет гуаши.
8. Продолжать учить детей беседовать, отвечать на вопросы педагога, делиться впечатлениями.
9. Провести коррекционную работу: упражнение для глаз, упражнение на дыхание, на двигательную активность, ароматерапия.
Развивающие цели: Развивать интерес к неживой и живой природе; развивать эмоциональную отзывчивость; слуховое и зрительное внимание; логическое и наглядное мышление; память детей; развивать речь; обогащать, пополнять и активизировать словарь; учить использовать слова в речи.
Воспитательные цели: воспитывать любовь к окружающей природе; вызвать эмоциональный отклик, чуткое отношение к природе; учить обращать на её красоту.
Словарная работа: здравствуйте, осень, погода холодная, солнечная, пасмурная, дождливая, ветреная; осенний лес; ранняя, золотая, поздняя осень; листопад, пейзаж.
Материалы и оборудования: Демонстрационный материал: игрушка сова; слайд-шоу «природа (пейзажи) осени» с музыкальным сопровождением; запах ели-ароматерапия; циферблат с характерными изменениями в природе (погода осени); картины ранней, золотой, поздней осени; палочки с листьями (берёзы, клена, дуба, рябины) на поддувание; листы с фоном для показа выполнения работы. Раздаточный материал для воспитателя: листы с фоном для показа выполнения работы; кисть; гуашь зеленого, желтого цвета; палитра; баночка для воды; салфетка для рук; клеёнка на стол;для детей: палочки с листьями (берёзы, клёна, дуба, рябины); листья для подвижной игры и на построение полукругом; листы с фоном для детей; кисти; гуашь зеленого, желтого цвета; палитра; баночка для воды; салфетки для рук; клеёнки на стол.
Предварительная работа: рассматривание репродукций с осенним пейзажем; наблюдение за осенними изменениями в природе на прогулке; чтение стихотворений, отгадывание загадок, беседы об осени; сбор осенних листьев.
Содержание образовательной деятельности.
I. Организационный момент.
- Ребята, проходите. К нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
+ Здравствуйте!
II. Основная часть.
1. Сюрпризный момент. «Совушка сова». Слайд-шоу «Природа (пейзажи осени)».
- А теперь, все внимание на меня. Давайте пройдем и сядем полукругом.
+Сядем рядышком по кругу,
Скажем: «Здравствуйте, друг, другу»
Нам здороваться не лень, всем: «Привет и добрый день!»
Если каждый улыбнется, утро доброе начнется.
Улыбнулись друг другу и подарили хорошее настроение.
- Ребята, к нам ещё гостья пришла. Посмотрите, кто это?
+Это Совушка - сова.
-Где живет сова?
+Сова живет в лесу.
2. Речевое упражнение.
-Послушайте: Ва-ва-ва - Совушка сова,
Су-су-су - сова живет в лесу (хором, 1-2 ребенка)
3. Постановка цели и задач занятия.
-Ребята, а что любит делать сова?
+Сова любит читать сказки, рассказы, стихотворения, любит с нами беседовать.
-Ребята, внимательно послушайте стихотворение, подумайте и скажите, о каком времени года сова прочитает стихотворение? (с использованием мнемотехники)
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года осенью зовется. (М. Ходякова)
+Это стихотворение об осени.
-И сегодня мы вместе с совой будем беседовать об осени, говорить о природе осени, о её красоте.
4. Беседа об осени.
-Осень бывает разная. Давайте вместе с совой отправимся в осенний лес и вспомним, какая погода, какой лес бывает осенью.
(показ слайд-шоу «Природа (пейзажи) осени», мелодия леса, запах ели)
- Ребята, вот вы просмотрели природу осеннего леса. Какой осенний лес?
+Осенний лес: красивый, волшебный, загадочный, сказочный, прекрасный. Всё это природа осеннего леса. Всё это пейзаж. Повторите.
+ Пейзаж.
- Подумайте и скажите, какая погода бывает осенью?
+ Осенью погода холодная, дождливая, солнечная, пасмурная, ветреная и без ветра.
(работа по циферблату «Погода осени»)
- Верно. Осенью погода холодная, солнечная, но солнце светит не так ярко, уже не так тепло согревает своими лучиками. Осенью погода постоянно меняется, погода то солнечная, то пасмурная, то дождливая, то ветреная и без ветра.
III. Рассматривание природы (пейзажей) осени.
1. Природа (пейзаж) ранней осени. (картина ранней осени на доске)
- Ребята, сова ещё любит рисовать. Наша гостья приглашает вас в лес, который она сама нарисовала.
-Ребята, посмотрите на картину. Какой лес нарисовала сова?
+Осенний лес.
- Как вы думаете, какая погода в этом осеннем лесу?
+ Погода солнечная, светит солнышко, небо ясное.
- Подумайте и скажите, что сова нарисовала в этом лесу?
+ В этом лесу сова нарисовала небо, траву, кусты, деревья (березу, клен, ели)
- Какое небо?
+ Небо ясное, голубое.
- Какая трава? Каким цветом трава?
+ Трава зеленая.
- Какие листья на кустах и деревьях?
+ Листья на кустах и деревьях зеленые.
- Ели какие?
+ Ели зеленые.
- А раз все зеленое: и трава, и кусты, и деревья, то какую осень нарисовала сова на этой картине?
+ Раннюю осень.
- Давайте все вместе скажем: «Ранняя осень»(хором, 1-2 ребенка)
- Верно. Это природа, пейзаж ранней осени. Когда все ещё зеленое: и трава, и кусты, и деревья, только несколько листочков начинает проглядывать сквозь листву деревьев.
Физминутка.
-Давайте, покажем сове, какие деревья, кусты растут в этом лесу. Высокие деревья, низкие кусты, высокие деревья. Подул легкий ветерок: с-с-с. Подул сильный ветер: ш-ш-ш. Ветер качает деревья.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок всё тише, тише,
Деревцо всё ниже, ниже.
С совой немножко отдохнули. Продолжим.
2. Природа (пейзаж) золотой осени.
- Ребята, листья в лесу ранней осенью зеленные. Позже, они каким цветом становятся? Мы с вами наблюдали на прогулке.
+ Листья становятся желтыми.
- Давайте, с нашей гостьей, отправимся в следующий осенний лес.
(картина золотой осени)
- Подумайте, какая погода в этом осеннем лесу?
+ Погода солнечная, ветреная.
(обратите внимание, ветви деревьев, как наклонены, что их качает? Ветер.)
- Какой лес? Трава? Листья на кустах и деревьях?
+ Лес красивый, жёлтый. Трава, листья на кустах и деревьях жёлтые, золотые.
- Значит, какую осень нарисовала сова на этой картине?
+ Желтую, золотую осень нарисовала сова.
- Верно. Это золотая осень. Это природа, пейзаж золотой осени.
- Давайте скажем хором: «пейзаж золотой осени» (хором,1-2ребенка)
- Всю землю покрыли листья, листья на кустах и деревьях жёлтые. Всё кругом жёлтое. И дует лёгкий ветерок. Следите за листком.
Упражнение для глаз.
- Видите, то один листок летит к земле, то другой кружится и медленно опускается на землю. Что это? Это листопад.
+ Это листопад. (хором,1-2ребенка)
Чтение стихотворения В. Мировича «Листопад».
Листопад, листопад,
Листья жёлтые летят.
Под ногами шуршат
Скоро голым станет лес.
Дидактическая игра «С какого дерева лист?»
- Ребята, давайте посмотрим, с какого дерева ветер сорвал эти листья.
- Сова показывает, вы называете.
- С какого дерева лист? Какой лист?
+ С берёзы - берёзовый лист.
+ С клёна – кленовый лист.
+ С дуба – дубовый лист.
+ С рябины – рябиновый лист.
Упражнение на дыхание «Подуем на листочки»
- Давайте покажем, какой ветер дует в лесу.
+ Лёгкий – дуем легко.
+ Сильный – дуем сильно (у детей листочки на поддувание)
Подвижная игра «Золотые листики».
1. Золотые листики
С дерева летят.
Кружит ветер листики-
Это листопад.
Это, это, это листопад. (2раза)
2. Мы бежим по листикам,
А они шуршат.
Это называется тоже листопад.
Это, это, это листопад. (2раза)
- Листопад, листопад, вот и голым стал наш лес!
3. Природа (пейзаж) поздней осени.
- Сова вам приготовила листочки. Встаньте, пожалуйста, полукругом.
- Ребята, посмотрите, в каком осеннем лесу мы с вами оказались.
- Как вы думаете, какая погода в этом осеннем лесу? Какое небо?
+ Погода пасмурная, дождливая. Небо хмурое, тучи закрыли всё небо, льёт дождь.
- Какой лес? Кусты? Деревья в этом лесу?
+ Лес голый, пустой, грустный.
+ Кусты и деревья в этом лесу без наряда, без листьев.
- Значит, какую осень нарисовала на этой картине сова?
+ Позднюю осень.
- Это поздняя осень (хором,1-2ребенка)
- Это природа, пейзаж поздней осени.
- Давайте скажем хором: «пейзаж поздней осени». Когда лес совсем голый, пустой, кусты и деревья стоят без листьев, часто льет дождь и совсем становится грустно.
IV. Рисование осеннего пейзажа.
- А чтобы нам не было так грустно, что мы с вами можем сделать?
+ Украсить лес, кусты и деревья листьями.
- Что мы можем подарить лесу?
+Подарить этому лесу листочки.
- А в этом нам помогут помощники - волшебные кисточки.
1. Показ выполнения работы.
- Мы с вами можем вспомнить, что лес осенью, вначале был зеленым. Рисуем
зеленые листочки на кустах и деревьях, рисуем траву на поляне.
- Мы с вами можем нарисовать золотой лес. Рисуем жёлтые листочки на кустах и
деревьях, которые легко кружат в воздухе, летят и падают на землю.
2. Выполнение пейзажа детьми.
- Сова вам предлагает нарисовать природу, пейзаж осени, который вам понравился больше всего. Сова будет наблюдать, как вы стараетесь.
- А музыка вам в этом поможет (звучит спокойная мелодия)
3. Выставка пейзажей детьми.
- Кто уже выполнил, выставляйте свои пейзажи на столе возле совы.
-Это будет наш осенний лес.
4. Оценивание пейзажей детей. Итог.
-Ребята, что мы нарисовали?
+ Листочки, лес, осень.
- Всё это природа, пейзаж осени.
- Кирилл, Рома, пейзаж какой осени ты нарисовал?
+ Пейзаж ранней, золотой осени.
- Молодцы. Ребята, мы с вами настоящие художники. Мы нарисовали природу,
пейзаж осени, кто ранней, кто золотой. И сразу стало радостно.
- Наша гостья вам дарит листочки из этого леса. Она с вами прощается.
+ До свидания!
- До скорой встречи.
- На этом наше занятие окончено, можете идти мыть руки.
Используемая литература:
1. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам. : Планирование и конспекты: Книга 1.-М. :ТЦ Сфера,2007.-224с. -(Программа развития).-ч. 1.
2. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е. «Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников.» Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. -М. : «Баласс», 2001.
3. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. ,«От рождения до школы»
4. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет: Методическое пособие. - М. :ТЦ. Сфера, 2005.-128с. -(логопед в ДОУ).
5. Жукова Р. А. Развитие речи. Вторая младшая группа. Разработки занятий. Iч. (Составитель Жукова Р. А. - Волгоград: ИТД «Кирифей».-112с.
6. Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи детей (2 мл. гр.). Учебное пособие-М; Центр педагогического образования, 2007.-144с.
7. Петрова Т. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Кн. 1. Младшая и средняя группа.