Дина Бельтюкова
Роль родителей в коррекционной работе с детьми в группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
В начале учебного года, после обследования речи детей, учитель-логопед отражает информацию о нарушенных звуках, в индивидуальной тетради ребенка. Так родителям легче отслеживать динамику развития собственного ребенка.
Длительность коррекционной работы по исправлению нарушений звукопроизношения, в значительной степени зависит от участия родителей.
Коррекция нарушений звукопроизношения проводится в несколько этапов.
1. Прежде, чем приступить к постановке звуков, ведется предварительная работа :
развитие моторики артикуляционного аппарата (укрепление мышц губ, щек, языка);
Публикация «Роль родителей в коррекционной работе с детьми в группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
развитие правильного физиологического и речевого дыхания;
развитие фонематического слуха (умение слышать и различать звуки речи).
Задача родителей на данном этапе, регулярно выполнять вместе с ребенком комплекс упражнений по развитию артикуляционного аппарата.
2. Постановка звука.
Это процесс обучения ребенка правильному произношению определенного звука. Ребенка учат придавать своим артикуляторным органам то положение, которое свойственно нормальной артикуляции звука, что и обеспечит правильность его звучания. Эта работа проводится учителем–логопедом с помощью специальных приемов.
Помощь родителей на данном этапе заключается в дальнейшем развитии артикуляционного аппарата и выполнении приемов по вызыванию отсутствующих звуков, которые объясняются учителем-логопедом.
3. Автоматизация поставленных звуков - один из самых длительных и сложных этапов.
Как только удается добиться правильного звучания изолированного звука, сразу переходят к следующему этапу коррекции звукопроизношения — к этапу автоматизации, то есть к обучению ребенка правильному произношению звука в связной речи.
Следует отметить, что сразу после постановки звука ребенок не сможет произносить все слова с новым звуком правильно. Автоматизация звука осуществляется при условии постепенного нарастания сложности речевого материала:
-автоматизация звука в слогах;
-автоматизация в словах;
-автоматизация в специально подобранных фразах;
-автоматизация в текстах, насыщенных вновь воспитываемым
звуком;
-автоматизация в обычной разговорной речи.
На этом этапе помощь родителей ребенку просто неоценима.
Родители вместе с ребенком отрабатывают речевой материал, предложенный учителем-логопедом. Содержание его наполнено именно тем звуком, который в данный момент необходимо автоматизировать. Сначала, поставленный звук необходимо произносить утрировано, т. е., более длительно и четко, по сравнению с другими звуками слова, постепенно переходя к нормальному произнесению.
Этап автоматизации звука можно считать законченным лишь тогда, когда ребенок овладеет навыком правильного произнесения нового звука в обычной разговорной речи.
4. Этап дифференциации смешиваемых звуков
Основная задача данного этапа заключается в том, чтобы воспитать у ребенка прочный навык уместного употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками. Это достигается путем специальных упражнений.
Родители должны постоянно контролировать правильность произношения поставленных звуков, во время выполнения заданий, в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Делать это надо тактично, в спокойной форме.