Инна Бартылева
Обзор логопедических новинок
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы знаем, что нарушения речи – достаточно распространённое явление среди детей. Многолетняя практика показывает, что при систематической работе с детьми нарушения можно исправить. Поэтому поиски эффективных приёмов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. Выпускаемая специальная литература для учителей-логопедов, как теоретического, так и практического характера, рекомендована для использования в логопедических группах. Хочу вам представить небольшую подборку книг и игр, которые, по моему мнению, несут в себе педагогическую и практическую ценность.
Публикация «Обзор логопедических новинок» размещена в разделах
Фонетические рассказы и сказки. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. В 3-х частях.
Автор: Куцина Екатерина Владимировна, Хрушкова Наталья Георгиевна, Созонова Надежда Николаевна
Серия авторских фонетических рассказов по сюжетным картинкам. Работа с данной тетрадью поможет развить у ребенка способность последовательно строить свои высказывания, отвечать на вопросы по тексту, научит малыша понимать и пересказывать прочитанное.
После каждого текста можно найти серию заданий на словообразование, словоизменение, согласование разных частей речи друг с другом. Занимаясь по этой тетради, ребенок научится выделять слова с заданным звуком, определять позицию звука в слове, подбирать слова к звуковой и слоговой схемам.
Тетрадь рассчитана на совместную работу родителей и детей. Она может быть использована на логопедических занятиях, занятиях по развитию речи в дошкольных образовательных учреждениях.
Логопед спешит на помощь! Лучшие задания для развития ребенка 5-7 лет
Автор: Жукова Олеся Станиславовна
Выполняя задания этой книги, дошкольник обогатит словарный запас и научится правильно строить предложения с использованием различных частей речи, потренирует произношение наиболее сложных звуков родного языка, освоит первые навыки чтения и письма, а также разовьет все познавательные способности, станет более внимательным и сосредоточенным, начнет быстрее воспринимать и обрабатывать новую информацию.
Коррекционно-развивающие занятия. Улучшаем и закрепляем навыки чтения у детей с ОВЗ
Автор: Петрова Ольга Анатольевна
Книга поможет детям, которые еще не умеют бегло читать.
Чтение - сложный процесс, требующий большой затраты энергии и ресурсов ребенка. Некоторые дети при механическом чтении не понимают прочитанного и не могут ответить на вопросы по тексту. В пособии собраны эффективные упражнения для развития логического мышления, повышения концентрации внимания, формирования навыка чтения и улучшения восприятия информации.
Регулярные занятия по этой книге научат ребенка правильному чтению и пониманию прочитанного.
"Речевое развитие. Рабочая тетрадь. 5-6 лет. ФГОС ДО"
Автор: Карпухина Наталия Александровна
Серия рабочих тетрадей по развитию речи является приложением к практическому пособию "Реализация содержания образовательной деятельности" образовательной области "Речевое развитие" в работе с детьми в возрасте от двух до шести лет. Выполняя практические задания, дети совершенствуют свои знания в формировании звукового произношения, грамматически правильной речи, cистематизируют познания и умения в области звукового, слогового анализа, постепенно знакомятся с изображением звуков на письме. Задания в тетрадях составлены по принципу расширения и усложнения от возрастной группы (2-3 лет) до возрастной группы (6-7 лет). Структура тетради, начиная с возраста от 3 до 4 лет и старше, имеет обязательным элементом печатание звукового изображения букв русского алфавита (в разных его вариациях) в соответствии с возрастными возможностями ребенка и работу в клетке простой тетради. Тетрадь рассчитана на совместную работу взрослых и детей.
Она предназначена для работы в детских дошкольных учреждениях, но может быть использована как самостоятельные мини-игры с одним ребёнком (например, дома с мамой или с психологом в детском саду) или подгруппой детей.
Логопедические распевки. Автоматизация трудных звуков
Автор: Овчинникова Татьяна Сергеевна
В логопедии есть своя особая система освоения звуков родного языка: сначала отрабатывается произношение гласных звуков; затем выговариваются слоги с "трудными" согласными - [с], [з], [ш], [ж], [ч], [щ], [ц], [л], [р], и наконец, поставленные звуки дифференцируются.
Именно в этом порядке автор предлагает осваивать "логопедические распевки", которые начинаются с простейших чистоговорок и заканчиваются сложными по интонации, содержанию и речевому материалу песнями.
Каждый музыкальный раздел завершается стихотворениями для проговаривания, которые автор рекомендует как своего рода речевой экзамен для оценки достижений в логопедической коррекции. Проговаривание стихотворений и песенок для лучшего запоминания предлагается сопровождать специально подобранными для дошкольников упражнениями.
Прослушивание аудиозаписи к книге поможет детям в усвоении правильного произношения звуков.
Логопедические стихотворения при нарушении речи.
Автор: Иванова Наталья Владимировна, Сон Светлана Леонидовна
Формирование правильной речи у детей является необходимым условием полноценного развития личности.
Данное пособие поможет ребятам, имеющим трудности в произношении звуков.
Книга адресована детям и их родителям, логопедам и воспитателям логопедических групп.
Интеллектуально-речевые занятия. Задания для дошкольников от 4 до 6 лет
Автор: Янушко Елена Альбиновна
-речевые занятия. Задания для дошкольников от 4 до 6 лет"
Благодаря занятиям по этому пособию вы сможете развить мышление и речь вашего дошкольника. Методические рекомендации перед каждым разделом
коротко расскажут вам об особенностях мышления детей, как выполнять задания, на что обращать внимание. Устные задания призваны активировать мышление ребёнка, его связную речь, память, наладить ассоциативные связи. После занятий с этой книгой ваш ребёнок будет чувствовать себя в школе гораздо увереннее!
Логопедические шифровки
Автор: Соломникова Людимила Николаевна
В работе с пособием учащемуся предстоит расшифровывать речевой материал различной сложности. Каждая буква заменена символом (рисунком, опирающимся на оптические, кинестетические или ассоциативные образы букв и соответствующих звуков.
Пособие направлено на своевременную профилактику таких проблем, как нечёткое знание букв алфавита; сложности при переносе услышанного в буквы и при установлении соответствия букв звукам; написание слов с пропуском гласных, пропуском согласных звуков при их стечении; искажённое написание букв; замена букв, которые имеют сходство по каким-либо признакам; перестановки, добавления букв, слогов и пр.
Фонематический слух и звуковой анализ. Добуквенная подготовка дошкольников. ФГОС ДО
Автор: Ткаченко Татьяна Александровна
Пособие содержит описание системы игровых упражнений, помогающих дошкольникам с нарушениями речи подготовиться к обучению грамоте.
Эффективность предлагаемой методики подтверждена экспертами и многочисленными практиками. Основу технологии составляет особая зрительная символика, которая позволяет ребёнку "увидеть" звуки речи.
Фразовый конструктор «Составь предложения»
Как играть в конструктор фраз
Разложите перед ребёнком все карточки, определите, что изображено на каждой, проговорите это вместе. Теперь покажите малышу пример построения предложения с помощью карточек. Затем попросите его сделать то же самое.
Когда ребенок научится самостоятельно составлять предложения из фразового конструктора, усложните задачу: убирайте предмет или действие и спрашивайте, какого слова не хватает.
Дошкольники и первоклассники будут с удовольствием тренироваться в составлении логичного текста.
Какие слова на карточках
Существительные - 23 карточки:
девочка, мальчик, карточки по лексическим темам "еда", "одежда", "игрушки"
Глаголы - 5 карточек (надевает, играет, ест, несет, покупает)
Предлог - 1 карточка (В)
Союз - 1 карточка (И)
Дыхательный тренажёр «Транспорт»
Основа из фанеры. Дуем на фигурку из фетра. В наборе 3 сменные фетровые фигурки. Крепятся на липучку.
Тренажер для развития речевого дыхания, формирования умения делать плавный и длительный выдох, для обучения детей правильно дышать через нос, рот, выполнять разные упражнения при дыхании
Твистер пальчиковый «Логопедический»
поможет ребёнку отработать произношение звуков Р, Л, Ж, Ш, З, С.
Как играть Разложите перед ребёнком игровое поле и кубик. Покажите малышу, как бросать кубик и расставлять пальчики по игровому полю.
Бросить кубик нужно 3 раза. В первый раз вы выбираете руку, во второй — палец, в третий — звук. Другой способ — кинуть кубик 1 раз и действовать в соответствии с выпавшим значением: например, 1 точка на кубике означает, что играем левой рукой, большим пальцем, ищем звук «С».
Малышу нужно установить пальчики на картинку, в названии которой есть выпавший звук. Например, выпал звук «Р» и мизинчик левой руки — значит, нужно поставить левый мизинчик на изображение крокодила или ракеты.
Играть можно как одному, так и в компании друзей. Если вы играете компанией, бросайте кубик и переставляйте пальчики по очереди. Победит игрок, который сможет удержать свои пальчики на правильных кружочках.
С этой игрой ребёнок потренирует правильное произношение звуков, мелкую моторику, логическое мышление, внимание и память.
Логопедический набор с прищепками " Местоимения: мой, моя, мое, мои"
Ребенок научится правильно употреблять слова "мой", "моя", "мое", "мои", а также потренирует мелкую моторику и мышление.
Как играть
• Разложите фигурные карточки, возьмите одно игровое поле и прочитайте слова на нем.
• Предложите ребенку найти и прикрепить прищепкой картинку, подходящую к
• притяжательному местоимению, написанному на игровом поле
• Пусть ребенок проговаривает каждый раз, например "Мое яблоко", "Мой енот". Повторите это задание со всеми карточками.
Что в комплекте
• 4 игровых поля
• 32 карточки
• 20 прищепок
Развивающий набор "Кто под шляпкой?", данная игра поможет в изучении цветов и предлогов места.
Развиваем память и внимание
Разложите перед ребёнком 4 карточки. Вместе посмотрите что на них изображено, проговорите это. А теперь можно сыграть в прятки! Малыш закрывает глаза, а вы прячете под шляпу одну из зверушек, ребёнок должен сказать, кого спрятали. В следующий раз уже можно спрятать будет две/три/четыре карточки под разные шляпы.
Учимся ориентироваться в пространстве
Расставьте перед ребёнком шляпки и попросите поставить, например, красную морскую звезду между синей и зелёной шляпкой, зелёную рыбку за красную шляпку, синюю бабочку на жёлтую, а жёлтого льва под зеленую шляпку.
Учим животных
Разложите перед ребёнком все карточки и попросите его закрыть красной шапочкой того, кто летает, зелёной - хищника, жёлтой - птицу, синей - того, кто хорошо плавает. Варианты могут быть разные - те, что вы сами придумаете. А потом спросите ребёнка, кто под каждой из шляп.
Веселый сортер
Переверните шляпы, и вот перед вами уже обычные баночки, попросите ребёнка разложить карточки по шляпкам соответствующего цвета.
Что в комплекте
Шляпки (пластик, 4 шт. : 7 7 5 см.
Животные (картон, 20 шт. : 3 3 см.
Деревянный фразовый конструктор "Составляем предложения"
Фразовый конструктор "Составляем предложения" будет интересен и полезен как малышам, так и школьникам.
Разложите перед ребёнком все карточки, определите, что изображено на каждой, проговорите это вместе. Теперь покажите малышу пример построения предложения с помощью фишек. Затем попросите его сделать то же самое.
Дошкольники и первоклассники будут с удовольствием тренироваться в составлении логичного текста.
А школьникам постарше с этой игрой будет полезно повторять члены предложений.
Что в комплекте
• 30 деталей
• деревянная основа
Квазиомонимы. Увлекательная техника автоматизации звуков [ш], [ж], [ч], [щ] у детей дошкольного возраста. 4-7 лет
В логопедическом пособии представлена увлекательная техника автоматизации звуков [ш], [ж], [ч], [щ] у детей дошкольного возраста на основе слов-квазиомонимов.
Данная техника применяется наряду с традиционными техниками и методиками, принятыми в логопедической практике.
Материалы пособия являются вспомогательным компонентом и включаются в структуру индивидуального или подгруппового занятия по автоматизации звука.
Кинезиологические упражнения при автоматизации и дифференциации звуков в чистоговорках. 4-7 лет
В пособии представлены чистоговорки для автоматизации и дифференциации трудных для произношения звуков русского языка детьми дошкольного возраста ([р], [л], [с], [з], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ]). Также даны карточки с графическими изображениями кинезиологических упражнений. На занятиях дети выполняют упражнения и одновременно произносят чистоговорку.
Также картотека кинезиологических упражнений может быть использована на коррекционных занятиях с детьми и взрослыми с заиканием.
«Хлопни—топни»
Перед началом игры педагог с ребенком отраженно выполняют простые движения: хлопок в ладоши двумя руками, стук кулаком, хлопок ладонью, топанье ногой. Затем ребенку демонстрируется карточка, он должен повторить ритмический ряд в соответствии со схемой, сопровождая движения чистоговоркой. Эти упражнения можно выполнять сидя и стоя, в качестве ударной поверхности для рук можно использовать стол, собственные коленки или любую другую поверхность. Выполняя упражнения картотеки, ребенок закрепляет понятия «левая», «правая», развивает соматогнозис. Игру можно разнообразить: ребенок закрывает глаза, педагог выполняет упражнение, а ребенок должен различить на слух движения и выбрать соответствующую карточку (из двух-трех предложенных).
«Лесенки»
Для упражнений этой серии понадобится координационная лестница. Ее можно приобрести, изготовить самостоятельно из каната, обозначить лестницу на полу цветной изолентой либо нарисовать мелом на асфальте. Начинаем упражнения с исходной позиции у начала лестницы, ребенок прыгает, отталкиваясь двумя ногами, и приземляется в следующий сектор в соответствии со схемой (на одну или две ноги).
«Дорожки»
Ребенок ведет указательными пальцами (или карандашами) линии одновременно по двум дорожкам на карточке. На начальных этапах можно провести линию по одной дорожке сначала ведущей рукой, затем по соседней дорожке второй рукой, а затем уже одновременно. Вести дорожку рекомендую сначала с круглых точек, потом с квадратных, потом в разных направлениях (одна рука начинает с круглой точки, другая — с квадратной). Необходимо помнить, что равнонаправленные движения успокаивают нервную систему, а разнонаправленные — возбуждают. Поэтому подбирайте упражнения, учитывая время суток, в соответствии с целью занятия и темпераментом ребенка.
Ну и завершаю своё выступление
Альбомом для запуска речи "Фразы" (фразовый конструктор на липучках)
Для удобства в наборе конверт для хранения карточек и полоска с широкой липучкой для удобства работы с альбомом. Также на внутренней стороне обложки папки есть полосы для размещения карточек.
Основы из ламинированной фотобумаги, пластиковые элементы на липучках.
Состав альбома:
• папка с 12-ю ламинированными листами-основами (действиями)
• 72 пластиковых картинок-липучек
• 6 героев
• полоска с широкой липучкой для удобства работы с альбомом
• пластиковый конверт для карточек
Люди: мама, папа, сын, дочь, бабушка, дедушка
Действия: брать, играть, давать, есть, надевать, сидеть, ехать, лечить (болит, пить, нести, идти, покупать.
Предметы:
Мебель:
кресло, стул, мелкий диванчик, коврик напольный
Одежда и аксессуары:
платок на голову, шляпа, шлем, кроссовки, три разные курточки, зонтик, сумка дамская, рюкзак
Игры и игрушки:
кукольная коляска, две куклы, медвежонок, мяч, шахматы, приставка, домино, игра-ходилка
Еда и посуда:
конфета, мороженое, капуста, рыба, банан, ягоды, ананас, хлеб-батон, сок в пакетике, авоська с продуктами, котлеты, сыр, салат, рыбный стейк, спагетти, 2 стакана с разными напитками, чашка чая, кружка молока, стаканчик кофе
Здания и локации: почта, магазин, школа, аптека, детсад, парк
Части тела
7 карточек с частями тела разной степени ушибленности и признаков болезни
Предметы
пульт, книга, газета, письмо, цветочный горшок, чемоданчик с инструментами и пачка влажных салфеток.