МААМ-картинки

Обучение русскому языку в условиях реализации инклюзивного образования в начальной школе

Ольга Угренёва
Обучение русскому языку в условиях реализации инклюзивного образования в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы

«Обучение русскому языку в условиях реализации инклюзивного образования в начальной школе»

«Не жалость, а уважение к личности;

и видеть человека, а не инвалида; не помогать, а научить.»

Лев Семенович Выготский

Публикация «Обучение русскому языку в условиях реализации инклюзивного образования в начальной школе» размещена в разделах

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

Существует восемь принципов инклюзивного образования :

— ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

— каждый человек способен чувствовать и думать;

— каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

— все люди нуждаются друг в друге;

— подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

— все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

— для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Дети, которые нуждаются в инклюзивном образовании, могут иметь или не иметь инвалидность. Но в любом случае, они имеют особые образовательные потребности, которые требуют изменения и некоторой перестройки педагогического подхода к ним, а также, возможно, вспомогательное оборудование. В Законе об образовании такие дети названы детьми с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ).

Адаптированная общеобразовательная программа для обучающихся с ЗПР сохраняет основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения для обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе для детей с ЗПР. Особенности коррекции в том, что темп изучения материала небыстрый, достаточно много времени отводится на отработку основных умений и навыков, отвечающих обязательным требованиям, на повторение, в том числе коррекцию знаний за курс предмета предыдущих классов. Отработка основных умений и навыков осуществляется на большом числе посильных учащимся упражнений. Но задания разнообразны по форме и содержанию, включают в себя игровые моменты.

Своей главной задачей считаю создание благоприятной атмосферы с тем, чтобы обучение было как можно более осознанным, комфортным, имело практическую направленность, создавало реальные возможности применения полученных знаний на практике. Ученик не должен перестать удивляться. Тогда он будет приходить на урок с определённым настроением, будет стремиться к знаниям, потому что на каждом уроке он будет убеждаться, как это просто, интересно, что ему всё по силам. Именно эти слова вспоминаю перед каждым уроком и стараюсь не переставать удивлять своих учеников.

Решение поставленной задачи и определило цель моей работы – развитие мыслительной деятельности обучающихся до осознанного усвоения знаний с помощью объяснительно-иллюстративного метода работы на уроках русского языка в процессе обучения детей с ОВЗ.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения предполагает осознанное усвоение знаний. Сообщаю обучающимся готовую информацию разными средствами, с обязательным разъяснением, показом примеров: устно (рассказ учителя, сообщение, объяснение, по книге, по картине или таблице, аудиозаписи или презентации. Обучающиеся воспринимают, прочитывают, слушают меня, разбирают примеры – добиваются понимания материала.

Сущность метода иллюстрации и демонстрации состоит в том, что в процессе учебной работы использую иллюстрации, т. е. наглядное пояснение, или же демонстрирую то или иное учебное пособие, которые могут облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, и выступать в качестве источника новых знаний.

Применяю различные наглядные пособия по русскому языку – учебные пособия, позволяющие опираться на зрительное, слуховое и зрительно-слуховое восприятие, способствующие более прочному усвоению материала, активизирующие обучающихся, возбуждающие их внимание.

Это:

- натуральные вещественные модели (реальные предметы, макеты объектов, фотографии и т. д.);

- условные графические изображения (таблицы (познавательные, инструктивные, тренировочные, справочные, иллюстрации, эскизы, схемы, графики, планы, диаграммы и т. д.);

- знаковые модели (разбор по составу, схемы предложений, дидактический материал);

- динамические наглядные модели (кино и телефильмы, мультфильмы и др.).

Важно знать и соблюдать некоторые правила проведения занятий:

• Ребёнок не может сразу включаться в работу, поэтому стоит предусмотреть время (минут 10) для подготовки к занятиям. Можно использовать это время для подготовки того, что необходимо для занятия, организации рабочего места и т. п. Некоторые дети долго раскладывают тетради, карандаши, фломастеры и т. п., несколько раз всё перекладывают. Взрослых это, как правило, раздражает, но ребёнку такое «врабатывание» необходимо.

• Любое занятие нужно начинать с того, что ребёнок уже знает, умеет, что у него хорошо получается. Необходимо создать положительный настрой, это помогает ребёнку включиться в работу.

• Любое задание необходимо не только объяснить, но и показать последовательность действий и весь ход его выполнения.

Обратите внимание – в объяснении (в задании, инструкции) не должно быть ни одного непонятного слова. В этом возрасте любое слово, точный смысл которого ребёнок не знает, может сделать непонятной всю инструкцию.

• Если инструкция, задание не понятны ребёнку, нужно спокойно, без раздражения терпеливо объяснить и показать всё ещё раз. Не следует укорять, отчитывать, ругать ребёнка за непонимание. Это вина не ребёнка, а взрослых, не умеющих объяснять!

• Переходить к более сложному заданию можно только после того, как без затруднений выполняется более простое задание. Усложнение должно быть постепенным, без скачков и резкого изменения сложности заданий.

• Необходимо несколько раз закрепить полученные знания, практические действия в самостоятельных формах работы, а затем время от времени в ходе занятий возвращаться к тому, что уже усвоено, используя другие виды деятельности.

Быть Учителем – партнёром!

Такой учитель способен и готов в любую минуту для каждого ученика создать ситуацию успеха.

Управленческие навыки являются основными в работе с каждым учеником. Речь идёт о владении учителем педагогическими технологиями, обеспечивающими личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию каждого ученика.

Именно в начальной школе важна вариативность форм и способов обучения (а учитывая условия интеграции детей с ОВЗ в массовую школу, то этот диапазон вариативности возрастает во много раз).

Это главное для учителя начальных классов – обязательно быть учителем-партнёром!

Какие дидактические ресурсы помогают учителю осуществить адресную помощь ученику?

Практические приёмы, развивающие орфографическую зоркость:

1. Списывание

Предлагаемый прием списывания разработан группой психологов под руководством В. В. Репкина и П. С. Жедек. Для того, чтобы данная работа дала желаемый результат, во-первых, она должна проводиться ежедневно, желательно на протяжении всей начальной школы, во-вторых, должен жестко соблюдаться сам алгоритм письма, так как каждый шаг имеет определенную смысловую нагрузку и не может быть выкинут из списка. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех.

Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках (у меня есть памятки по отдельным видам списывания).

• Внимательно прочитай предложение.

• Повтори его, не заглядывая в текст.

• Подчеркни в предложении все орфограммы.

• Прочитай предложение орфографически.

• Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая всезвуки.

• Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчёркивая орфограммы.

• Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Кроме того, рекомендую родителям так называемое «устное

списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает небольшой текст или предложение вслух, затем мама (учитель) называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически. К сожалению, многие родители не помогают учителю.

Время для списывания отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями.

2. Комментированное письмо

Любимая моя установка для ученика у доски: «ГОВОРИ, КОММЕНТИРУЙ, ОБЪЯСНЯЙ!» Комментирование - это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т. е. орфограмму. Комментированное письмо развивает у детей с ЗПР мышление, внимание, память, речь учащихся. Они приучаются говорить чётко, лаконично, обоснованно. У детей постепенно вырабатывается орфографическая зоркость.

3. Письмо с проговариванием

Проговаривание - своего рода предупреждение ошибок. Письмо с проговариванием обеспечивает аккуратность, красивое письмо, практически отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. А если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т. е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.

4. Письмо по памяти.

Небольшое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти. Оно проводится с целью закрепления правописания слов с различными орфограммами, но преимущественно с теми, заполнение которых основано на зрительном восприятии (словарные слова, небольшие предложения). Как орфографическое упражнение, оно ценно тем, что требует от учащихся тщательной подготовки. Они заучивают наизусть слова ( например: 5слов на тему «Животные») или предложение из 3-4 слов, объясняют все орфограммы. После записи проводится проверка: дети сличают текст с написанным на доске. Такой вид диктанта развивает орфографическую зоркость, умение видеть «опасные» места.

Перед данной работой мы тренируемся: я говорю вам «ВАРАБЕЙ», а вы пишете правильно (проговариваем хором и записываем). или при письме под диктовку в опасных местах стучу по столу ручкой, этот знак говорит детям; «ДУМАЙ, ОПАСНОЕ МЕСТО!»

5. «Буратино допустил ошибки, найди и исправь»

Первое и главное достоинство этой полезной игры состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, что очень важно для детей с ЗПР. Ученики исправляют умышленно допущенные в записи ошибки.

6. Графическое выделение орфограмм.

Подчёркивание орфограмм имеет большое значение для выработки орфографической зоркости, так как дети постоянно тренируются в отыскании и объяснении орфограмм. Но выработать этот навык у детей с ЗПР нелегко. Многие учащиеся с большим трудом обнаруживают орфограммы в тексте, а некоторые подчёркивают буквы без разбора.

У нас есть правило: в каждом пенале 4 карандаша: синий, красный, зелёный и простой, ( часто выполняем задания на знание и различение звуков: гласные, согласные твёрдые и мягкие, орфограммы и т. д.)

7. Тетради-помощники.

Вобычной тетради наклеиваю памятки по правилам, ставлю номер, при работе над ошибками заглядываем туда, повторяем и исправляем. Вдальнейшем можно будет над словом с ошибкой ставить № орфограммы и приучать отдельных детей к самостоятельной работе над ошибками. (показ)

8. Дидактические игры.

Познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления. Поэтому игра является ведущим видом деятельности младшего школьника с ЗПР.

Предлагаю методические рекомендации к использованию дидактических игр в работе с детьми с ЗПР

• Рекомендуется как можно шире использовать дидактические игры в коррекционной работе.

• Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям данной категории.

• В каждой дидактической игре должна ставиться своя конкретная обучающая задача, которая соответствует теме занятия и коррекционному этапу.

• При подготовке к проведению дидактической игры рекомендуется подбирать такие цели, которые способствуют получению не только новых знаний, но и коррекции психических процессов ребенка.

Проводя дидактическую игру, необходимо использовать разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку, выглядеть эстетично, без лишних отвлекающих деталей. Рабочая зона удоски (в поле зрения детей) не должна пестрить множеством отвлекающих пособий.

Зная особенности детей с ЗПР, для лучшего восприятия ими изучаемого материала, необходимо стараться задействовать как можно большее количество анализаторов.

Подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную, эмоциональную окраску и вызывают у детей заниматься умственным трудом.

Для поддержания интереса и повышения активности детей во время игровых моментов на уроках стараюсь использовать разнообразный дидактический материал (сигнальные карточки, рисунки (к сказкам Пушкина и др.) и формы обучения (индивидуальная, парная, групповая). Это развивает орфографическую зоркость учащихся. Ученику надо записать не всё слово, а только орфограммы. В результате у школьника появляется запись, которую учитель может проверить в считанные секунды. Во время парной работы осуществляется взаимопроверка. Такие эффективные средства позволяют включать в активную работу весь класс и осуществлять индивидуальный подход в обучении, так как учитель сразу видит того, кто ошибся, и быстро помогает ему.

Игра Домино (карточки предметы и побор к ним прилагательных)

Игра «Похож - не похож» :учить детей сравнивать.

Например, ребё нок говорит: «Ползли два жука. Один маленький, красный, с чёрными точечками, а другой большой, коричневый. Один не жужжит, другой жужжит сильно (божья коровка и майский жук) и т. д.

Игра «Назови предметы одним словом».

Задание для ребё нка: «Я тебе назову много предметов, а ты мне ответишь, как их можно назвать одним словом». Перечисляются следующие группы предметов:

Капуста, картофель, свёкла, помидор;

Пальто, шарф, куртка, свитер;

Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки;

Суп, гуляш, каша, кисель;

Липа, берёза, ель, сосна;

Лошадь, корова, овца, свинья;

Волк, лиса, медведь, заяц.

Игра «МАГАЗИН».

Идём в магазин, покупаем там: гласные буквы (там всё смешано в одной коробочке, или картинки, названия которых всегда пишется с большой буквы, или покупаем части речи -сегодня существительные одушевлённые и т. д.

9. Наглядность:

Самая различная, купленная в магазине, сделанная своими руками по всем предметам.

10. Использование мультимедийных презентаций.

Беру материал в интернете, что-то создаю сама. Например: картинный словарь (словарные слова, детям нравится видеть себя и читать внизу словарное слово с пропущенной буквой (ученик – кто-то из класса, город – фото Хабаровска, школа – фасад нашего здания, ребята – фото моих детей, работа – мы на субботнике и т. д.)

Учить с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям - вот основные условия успеха.

Постулат:

«Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить; терпение — принять то, что я не могу изменить; и ум — отличать одно от другого».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мастер-класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС» Мастер – класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО» Цель повышение уровня профессиональной компетенции.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования в младшей группе «Разные возможности — равные права»Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования в младшей группе «Разные возможности — равные права» Со 2 апреля по 6 апреля в младшей группе «Подсолнух» прошла неделя инклюзивного образования «Разные возможности – равные права». Целью данной.

Познавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образованияПознавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образования Познавательно-двигательное мероприятие "Ловкий грамотей" как форма инклюзивного образования. В настоящее время в связи с изменением в образовании,.

Проектно-тематическое обучение в условиях реализации программы «Югорский трамплин» «Югорский трамплин», программа дошкольного образования, ориентированная на ребенка, которая разработана на основе программы «СООБЩЕСТВО».

Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.

Развивающее обучение в начальной школе В условиях реализации требований ФГОС ООО актуальной становится технология развивающего обучения. Цель технологии: формирование у детей.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Воспитательный потенциал поликультурного образования в начальной школе ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Н. А. Колганова Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение,.

Внеклассное занятие по русскому языку в начальной школе «Ты наш друг, родной язык» "Ты наш друг, родной язык". Цели: · Вызвать интерес к русскому языку. · Формировать образную и выразительную речь. · Расширить кругозор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение русскому языку в условиях реализации инклюзивного образования в начальной школе
Опубликовано: 22 января 2020 в 15:35
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение русскому языку в условиях реализации инклюзивного образования в начальной школе» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Угренёва (УИ 2182187) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД